Рулевое управление КамАЗ
Рулевое управление состоит из рулевого колеса 1, колонки 2, вал которой через карданную передачу 3 соединен с рулевым механизмом 7, и рулевого привода.
Рулевым приводом называют систему тяг и рычагов, осуществляющую в совокупности с рулевым механизмом поворот автомобиля.
Через рулевой механизм продольная тяга 8 перемещается вперед или назад, вызывая этим поворот одного колеса влево или вправо, а рулевая трапеция передает поворачивающий момент на другое колесо.
В трапецию входят балка 5 (рис. 2.) переднего моста, рычаги 3 и 6 поворотных кулаков и поперечная рулевая тяга 4.
При повороте одного колеса через рычаги 3 и 6 и тягу 4 поворачивается и другое колесо. При этом вследствие изменения положения поперечной тяги 4 относительно передней оси внутреннее к центру поворота колесо поворачивается на угол, больший угла поворота наружного колеса.
Рис.1. Рулевое управление:1 — рулевое колесо, 2 — колонка, 3 — карданный вал, 4 — радиатор, 5 — клапан управления гидроусилителем, 6 — редуктор угловой, 7 — рулевой механизм, 8 — продольная тяга, 9 — сошка, 10 — трубопровод низкого давления, 11 — трубопровод высокого давления, 12 — насос гидроусилителя руля, 13 — бачок гидросистемы
Рулевой механизм автомобилей КамАЗ включает угловой шестеренный редуктор, передачу винт — гайка с циркулирующими шариками и пару рейка — зубчатый сектор.
Картер рулевого механизма одновременно является корпусом гидроусилителя, с которым объединен рулевой механизм. Передаточное число углового редуктора равно 1:1, рулевого механизма автомобилей с колесной формулой 6X4-20: 1, автомобилей повышенной проходимости — 21,7 : 1.
Рис.3. Рулевой механизм со встроенным гидроусилителем: 1 — передняя крышка, 2 — клапан управления гидроусилителем, 3, 29 — упорные кольца, 4 — плавающая втулка, 5, 7 — уплотнительные кольца, 6,8 — распорные кольца, 9 — установочный винт, 10 — вал сошки, 11 — перепускной клапан, 12 — защитный колпачок, 13 — задняя крышка, 14 — картер рулевого механизма, 15 — поршень-рейка, 16 — магнитная пробка, 17 — винт, 18 — шариковая гайка, 19 — желоб, 20 — шарик, 21 — угловой редуктор, 22 — упорный роликовый подшипник, 23 — пружинная шайба, 24 — гайка, 25 — упорная шайба, 26 — регулировочная шайба, 27 — регулировочный винт, 28 — контргайка регулировочного винта, 30 — боковая крышка
Рулевой механизм состоит из картера 14 (рис.3.), в котором перемещается поршень-рейка 15, входящая в зацепление с зубчатым сектором вала 10 сошки.
В поршне-рейке установочными винтами 9 закреплена шариковая гайка 18.
Винты застопорены раскерниванием их в канавке поршня-рейки.
Шариковая гайка 18 и винт 17 имеют винтовые канавки. На наружной поверхности шариковой гайки выполнен косой паз, соединенный двумя отверстиями с ее винтовой канавкой.
В этот паз вставлены два желоба 19, образующие вместе трубку, которая является как бы продолжением винтовой канавки.
В винтовой канал, образуемый канавками винта и гайки и желобами, заложены шарики 20.
При вращении винта шарики выкатываются с одной стороны гайки, проходят по желобам, как по обводному каналу, и возвращаются в винтовой канал, но с другой стороны гайки.
Всего в замкнутом канале циркулирует 31 шарик, из них 8 находятся в обводном канале.
Толщина зубьев сектора вала сошки и поршня-рейки переменная по длине, что позволяет изменить зазор в зацеплении осевым перемещением регулировочного винта 27, ввернутого в боковую крышку 30.
Свободное осевое перемещение вала сошки после сборки рулевого механизма должно составлять 0,02... 0,08 мм, что обеспечивается изменением толщины регулировочной шайбы 26.
На части винта рулевого механизма, расположенной в полости корпуса углового редуктора 21, имеются шлицы, которыми винт соединен с зубчатым колесом угловой передачи.