Первое  на что нужно обратить внимание, – в каком состоянии пылефильтр, если он забит черной гарью, разбираем его и выкидываем вкладыши (сами фильтра)

Пуск холодного двигателя с помощью электрофакельного устройства ЗИЛ-5301

Электрофакельное устройство (ЭФУ) предназначено для облегчения пуска холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже минус 5°С

Опыт эксплуатации ЗИЛ 5301 «Бычок»

Регулировки водительского сиденья быстро выходят из строя. Если водитель под 80 кг и больше, то быстро «накрывают» амортизаторы сиденья. Если, не дай Бог, он у вас выше среднего роста, то спинка сиденья упирается в стенку кабины и за несколько дней протирается

Автомобиль изготовлен и рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающей среды от плюс 40 до минус 40°С, относительной влажности воздуха до 80 % при 20°С, запыленности воздуха до 0,1 г/м3

Возможные неисправности рулевого управления ЗИЛ-5301

Причина неисправности (Метод устранения)

Автомобиль плохо держит дорогу:

Неисправности дизеля Д-245 автомобиля ЗИЛ-5301

Возможные неисправности дизеля  ЗИЛ-5301 и его систем

Возможные неисправности тормозов ЗИЛ-5301

Если при нажатии на педаль тормоза чувствуется резкое торможение переднего тормоза с уводом его в сторону, то явно произошел полный износ колодок переднего колеса, и из-за этого происходит износ тормозного диска

Возможные неисправности сцепления и его привода ЗИЛ-5301

Признак неисправности / Причина неисправности / Метод устранения

Пробуксовывание сцепления, не передается крутящий момент от двигателя на трансмиссию:

Дизель дымит ( дым черного цвета)

Первое  на что нужно обратить внимание, – в каком состоянии пылефильтр, если он забит черной гарью, разбираем его и выкидываем вкладыши (сами фильтра)

В статье рассмотрим ряд причин и неисправностей рулевого управления

Таблица возможных неисправностей ЗИЛ - 5301 с двигателем Д 245 Е3

Алгоритм поиска неисправности (Способ устранения)

Проблемы с запуском двигателя

Обычно вибрация на ЗИЛ-5301 максимально ощущается на скорости 60-70 км/час

Если возникает вибрация при движении ЗИЛ-5301:

Коды неисправностей двигателя Д-245.7Е3, Д-245.9Е3, Д-245.30Е3, Д-245.35Е3

Таблица кодов

Блинк-код (Р-код) Тип неисправности Описание неисправности Способ и метод устранения неисправности

На автомобиле ЗИЛ – 5301(бычок), кроме реле регулятора напряжения, которое находится слева от водительского кресла внизу, есть еще реле обмотки возбуждения. Реле обмотки возбуждения находится на панели реле с правой стороны, возле панели кнопочных предохранителей

Продольный и поперечный разрез двигателя Д-245

На рисунках представлен продольный и поперечный разрез дизеля Д-245

После ремонта коленчатого вала, а также устанавливаемого на него маховика, сцепления или шкива необходимо провести их балансировку

Дизели в процессе капитального ремонта должны пройти холодную и горячую обкатку, приемо-сдаточные испытания, технический осмотр, органолептический контроль

Снятие и разборка дизеля ЗИЛ-5301

 Для демонтажа силового агрегата рекомендуется установить автобус на смотровую яму, над которой имеется подъемное устройство

Головка цилиндров представляет собой чугунную отливку, во внутренних полостях которой имеются впускные и выпускные каналы, закрываемые клапанами

Система питания состоит:

- топливного бака;

- фильтра грубой очистки;

Требования к деталям и узлам дизеля Д-245

Блок цилиндров является основой корпусной деталью дизеля и представляет собой жесткую чугунную отливку.

В вертикальных расточках блока установлены четыре съемные гильзы, изготовленные из специального чугуна.

Сборка дизеля Д-245

Установка гильз цилиндров

Гильзы цилиндров и посадочные поверхности блока цилиндров под гильзы следует протереть салфеткой и продуть сжатым воздухом.

Регулировка скоростного режима Д-245

Для регулировки скоростного режима ТНВД надо выполнить следующее:

Регулировка подачи топлива ЗИЛ-5301

Для регулировки количества и равномерности подачи топлива секциями насоса надо выполнить следующее. Перед началом регулировки насоса на равномерность и количество подачи топлива каждой секцией проверить:

Форсунка служит для впрыскивания и распыливания топлива, подаваемого в цилиндры дизеля. На дизеле ММЗ 245.12 применяется форсунка закрытого типа с гидравлическим управлением подъема иглы

Техническое обслуживание дизеля Д-245

Для обеспечения длительной и безотказной работы дизеля следует придерживаться следующих основных положений:

- периодически проверять состояние крепления сборочных единиц;

Регулировка корректора по наддуву Д-245

Начало движения штока должно происходить при давлении воздуха в наддиафрагменном пространстве, равном 0,005-0,010 МПа

Система питания дизеля воздухом включает воздушный фильтр и патрубки, соединяющие фильтр с турбокомпрессором

Головка цилиндров представляет собой чугунную отливку, во внутренних полостях которой имеются впускные и выпускные каналы, закрываемые клапанами

Фильтр грубой очистки предназначен для предварительной очистки топлива от механических примесей и воды и расположен на раме перед топливным баком

Устройство привода подачи топлива показано на рис.1.

Разборка и сборка привода осуществляется в любой последовательности. При сборке привода его надо отрегулировать в следующем порядке:

Требования к деталям газораспределительного механизма ЗИЛ-5301

Механизм газораспределения состоит из распределительного вала, впускных и выпускных клапанов, а также деталей их установки и привода: толкателей, штанг, коромысел, регулировочных винтов с гайками, тарелок с сухарями, пружин, стоек и оси коромысел

Сборка ТНВД 4УТНИ-Т-1111005-50 автомобиля ЗИЛ-5301

Перед сборкой полость низкого давления насоса надо промыть дизельным топливом под давлением 1,8…2,0 МПа. для смазки деталей насоса и регулятора следует применять профильтрованное моторное масло М10Г2

Установка шатунно-поршневой группы Д-245

Проверить соответствие размерной группы комплекта поршней и размерной группы гильз цилиндров

Установка ТНВД, форсунок, трубок высокого и низкого давления ЗИЛ-5301

Привалочная плита ТНВД должна быть чистой; забоины и другие повреждения плиты не допускаются

Прокладка топливного насоса не должна иметь видимых повреждений

Гильзы цилиндров и посадочные поверхности блока цилиндров под гильзы следует протереть салфеткой и продуть сжатым воздухом

Установить гильзы цилиндров в блок дизеля

Установка механизма газораспределения ЗИЛ-5301

Прокладка щита распределения не должна иметь видимых повреждений

Забоины и другие механические повреждения обработанных поверхностей щита 4 распределения не допускаются

Перед установкой масляного насоса надо проверить легкость вращения шестерен

Шестерни собранного насоса должны проворачиваться от усилия руки свободно, без заеданий и рывков

Укладка коленчатого вала Д-245

Перед сборкой каждый коленчатый вал должен быть проверен на магнитном или ультразвуковом дефектоскопе на отсутствие микро и макротрещин; а также на соответствие подобранного комплекта вкладышей коренных подшипников размеру коренных шеек

Установка головки цилиндров и клапанного механизма Д-245

При необходимости замены седел клапанов следует пользоваться комплектом специальных оправок, показанных на рисунках

Установка заднего листа, корпуса манжеты и маховика коленчатого вала Д-245

Задний лист должен плотно сидеть на штифтах, запрессованных в блок цилиндров

Установка опоры дизеля и шкива коленчатого вала Д-245

Термостат системы охлаждения ЗИЛ-5301

Термостат с твердым наполнителем, двухклапанный, типа ТС-107-04, расположен в выходном патрубке головки цилиндров и соединен шлангами с насосом охлаждающей жидкости и радиатором

Центробежный масляный фильтр ЗИЛ-5301

Устройство центробежного масляного фильтра показано на рис.1

Схема системы жидкостного охлаждения дизеля с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса показана на рисунке 1

Система смазки дизеля Д-245

Смазочная система дизеля — комбинированная

Масляный фильтр с бумажным элементом ЗИЛ-5301

На автомобилях последних серий выпуска вместо центробежного масляного фильтра устанавливается масляный фильтр с бумажным фильтрующим элементом, показанный на рис.1

Насос охлаждающей жидкости двигателя ЗИЛ-5301

Устройство жидкостного насоса показано на рисунке.

Корпус жидкостного насоса в сборе должен быть испытан водой под давлением 0,2±0,01 МПа в течение 2 мин. При этом течь или появление капель не допускается

Требования к маслонасосу дизеля Д-245

Раскомплектовка пары нагнетающих шестерен, также корпуса и крышки масляного насоса не допускается

Конструкция дизеля Д-245

Дизель Д-245 и его модификации представляют собой 4-х тактный поршневой четырехцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с рядным вертикальным расположением цилиндров, непосредственным впрыском дизельного топлива и воспламенением от сжатия.

Все детали корректора по наддуву (КПН), подлежащие сборке, должны быть чистыми, а трущиеся поверхности смазаны моторным маслом

Протирка деталей обтирочным материалом не допускается.

Устройство топливоподкачивающего и топливопрокачивающего насосов показано на рисунках

Все детали регулятора перед сборкой должны быть чистыми, а трущиеся поверхности смазаны моторным маслом

Наличие следов коррозии и грязи на поверхности деталей и протирка их обтирочным материалом не допускается.

По опыту эксплуатации желательно менять фильтр тонкой очистки через 3 – 4 тыс. км.

Для замены фильтра нам понадобиться ключи «на 13», «на 19», «на 17», кисть, емкость для слива топлива из корпуса 1л.

Тормозные механизмы передних колес

Устройство рабочих тормо­зов передних колес показано на рисунке 1

Сигнальное устройство предназначено для предупреж­дения водителя о повреждении одного из контуров тормозной системы гидравлического при­вода

На автомобилях ЗИЛ-5301 установлен комбинированный пневмогидравлический тормоз­ной привод с двумя независи­мыми гидравлическими  пневматическими контурами, разде­ленными по двум контурам до июля 2001 г вариант 1 (рис. 1а), а в настоящее время - ва­риант 2 (рис. 1б)

Устройство рабочих цилиндров заднего тормоза показано на рисунке.

Для демонтажа рабочего цилиндра заднего тормоза с автомобиля необходимо разобрать тормозной механизм, как описано в статье - Тормоза задних колес ЗИЛ-5301

Диагностирование, проверка и обслуживание тормозов ЗИЛ-5301

Проверка тормозных систем на стенде

Проверка рабочей тормоз­ной системы осуществляется на роликовом тормозном стенде при работающем двигателе

На автомобиле ЗИЛ-5301 с разделением по бортам применена безфланцевая двухполостная тормозная каме­ра, предназначенная для воздей­ствия на главный тормозной цилиндр и установленная вме­сте с ним на кронштейне на пе­редней панели кабины под ка­потом автомобиля

Регулятор давления гидро­привода на автомобилях с раз­делением привода по бортам предназначен для корректиро­вания давления тормозной жид­кости при торможении автомо­биля с целью предотвращения блокировки задних колес при частичной загрузке автомобиля

Главный тормозной цилиндр привода, разделенного по мостам

Регулятор давления (рис.1) предназначен для автоматического регулирования давления в пневматической системе в пределах 0,65 - 0,8 МПа, а также для защиты агрегатов пневматического привода от загрязнения маслом и чрезмерного повышения давления при выходе из строя регулирующего устройства

Двухсекционный тормозной кран служит для управления исполнительными механизмами рабочей тормозной системы автомобиля. двухсекционный тормозной кран установлен на щите передней части кабины

Пружинный энергоаккумулятор стояночной системы ЗИЛ-5301

В приводе стояночной тормозной системы применен пружинный энергоаккумулятор (рис.1) предназначенный для приведения в действие тормозных механизмов задних колес при включении стояночной тормозной системы

Влагомаслоотделитель предназначен для очистки сжатого воздуха от влаги и масла, предохранения от замерзания конденсата в воздушных магистралях и агрегатах пневматического привода

Тормозной кран стояночной тормозной системы ЗИЛ-5301

Кран может быть установлен справа от сиденья водителя или на панели приборов

Клапан быстрого оттормаживания предназначен для уменьшения времени срабатывания стояночного тормоза путем ускорения выпуска воздуха из энергоаккумулятора за счет сокращения пути, проходимого сжатым воздухом и увеличения проходного сечения при выпуске

Тройной защитный клапан (рис.1) выполняет следующие функции:

- разделяет воздушную магистраль, идущую от компрессора, на два основных и один дополнительный контур;

Модулятор АБС предназначен для управления подачей воздуха в пневмокамеры главных цилиндров

Особенности тормозов ЗИЛ-5301

На автомобилях ЗИЛ-5301 установлен комбинированный пневмогидравлический тормозной привод с двумя независимыми гидравлическим и пневматическим контурами, разделенными по двум контурам

Тормозные механизмы передних колес ЗИЛ-5301

Устройство рабочих тормозов передних колес показано на рис. 1.

Для снятия тормозных дисков со ступиц колес надо отвернуть болты 1.

Главные тормозные цилиндры (ГТЦ) соединены двумя болтами в один узел с пневматическими камерами, которые являются пневматическими усилителями, и установлены на кронштейнах на передней панели кабины под капотом автомобиля для торможения колес передней оси и позади заднего моста для колес заднего моста

Клапан контрольного вывода ЗИЛ-5301

Клапан контрольного вывода (рис. 1) предназначен для проверки давления с помощью контрольно-измерительных приборов, а также для отбора сжатого воздуха

1. Заполнить тормозную систему тормозной жидкостью.

2. Заполнить пневмопривод сжатым воздухом.

Пневматическая тормозная камера ЗИЛ-5301

На автомобилях ЗИЛ-5301 с разделением привода по мостам и на автобусах ЗИЛ применены бесфланцевые тормозные камеры, предназначенные для воздействия на главные тормозные цилиндры и установленные вместе с ними на кронштейнах

Особенности конструкции одинарного защитного клапана ЗИЛ-5301

Одинарный защитный клапан (рис.1) служит для предохранения тормозного привода автомобиля от потери сжатого воздуха в случае повреждения соединительных магистралей, потребителей сжатого воздуха, не относящихся к тормозной системе

Тормозные механизмы задних колес ЗИЛ-5301

Тормозные механизмы задних колес колодочные, барабанного типа. Устройство тормозных механизмов показано на рис.1

Регулятор тормозных сил (рис.1) осуществляет автоматическое регулирование давления сжатого воздуха, подводимого к тормозным камерам задних колес при торможении в соответствии с действующей осевой нагрузкой

Регулировка стояночного тормоза ЗИЛ-5301

На автомобилях ЗИл-5301 и автобусах АМО ЗИЛ установлена стояночная тормозная система с приводом от пружинного энергоаккумулятора (рис.1)

Устройство рулевого управления показано на рисунке 1.

Рулевой механизм — с гидравлическим усилителем, расположенным в общем картере с рулевым механизмом; имеет винт с гайкой на циркулирующих шариках и поршень-рейку с зубчатым сектором.

Регулировка упорных подшипников рулевого механизма ЗИЛ-5301

Для регулировки подшипников необходимо:

Разборка карданного вала рулевого управления ЗИЛ-5301

Карданный вал рулевого управления изнашивается крайне незначительно и его разборку следует производить только в случае механического повреждения отдельных деталей

Сборка рулевого механизма с гидроусилителем ЗИЛ-5301

Перед сборкой все детали должны быть тщательно промы­ты и просушены

Отвернуть гайку крепления рулевой сошки и снять при помощи съемника мод. 2496 или мод. И803.40.000 (рис.1) сошку. Сколачивание сошки может вызвать поломку деталей

Разборка насоса рулевого усилителя ЗИЛ-5301 и его привода

Разборку насоса следует производить только при недостаточной величине подачи (объемный к.п.д. ниже 0,6)

Проверять угловой свободный ход рулевого колеса необходимо при работе двигателя на режиме холостого хода, покачивая рулевое колесо до начала поворота управляемых колес

К рабочему месту, на котором будет производиться разборка и ремонт рулевого механизма, рулевой механизм должен подаваться только тщательно очищенным от грязи и промытым снаружи керосином или другой обезжиривающей жидкостью.

Все уплотнения и прокладки насоса и его привода при сборке надо заменить.

Сборка насоса производится в порядке, обратном разборке. После ремонта насос надо проверить на производительность на специальном стенде.

Установить рулевой механизм с гидравлическим усилителем на раму с помощью приспособления КЗ-0352 и закрепить его болтами

Перед сборкой рессорные листы надо смазать графитной смазкой. Сборка рессор производится в приспособлении, показанном на рис. 1.

Передняя подвеска - зависимая, рессорная, крепится к раме с помощью эластичных шарниров. Направляющий аппарат и упругие элементы - продольно расположенные несимметричные рессоры

В передней и задней подвеске автомобиля предусмотрены по два гидравлических амортизатора телескопического типа.

Для сборки амортизатора надо:

Установить корпус клапана сжатия в тиски и закрепить стержень клапана сжатия.

Снятие и дефектация рессор автомобиля ЗИЛ-5301

Демонтаж передних и задних рессор производится в одной и той же последовательности

Диагностирование и ремонт подогревателя ЗИЛ-5301

Понижение линии индикации на диаграмме состояния индикатора показывает состояние его угасания (для подогревателя ПЖД8)

 Техническое обслуживание подогревателя подразделяется на следующие виды:

- ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

Жидкостной подогреватель мод. ПЖД8 или ПЖД12А, уста­навливаемый на автомобили и автобусы ЗИЛ, предназначен для предпускового прогрева ди­зеля при температурах окружа­ющей среды ниже минус 15 °С и обогрева салона автобуса в холодное время года

Схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-5301

Много вопросов задают по монтажу проводки схемы поворотов ЗИЛа  бычка. Поэтому пришлось слепить из старой проводки монтажную схему проводки сигналов поворотов

На автомобилях и автобусах ЗИЛ устанавливаются две аккумуляторные батареи типа 6СТ- 110А или аналогичные, соединенные между собой последовательно

На автомобилях и автобусах ЗИЛ выпуска до 01 .09.01 установлен был для привода стеклоочистителя электродвигатель 351.5205 и омыватель мод. 11.5208 с электронным блоком управления мод. БУС 1.92.3761, расположенным в кабине под панелью приборов с левой стороны от водителя рядом с рукояткой открытия капота.

На автомобилях ЗИЛ-5301 и его модификациях установлен генератор переменного тока мод. 2022.3701, на автобусах ЗИЛ установлен генератор переменного тока мод. 3882.3701

Датчик угловой скорости колеса и электронный блок АБС ЗИЛ-5301

Датчики угловой скорости колеса предназначены для определения угловой скорости колес и передачи сигнала электронному блоку АБС

Схема подключения фар головного света ЗИЛ-5301

Много вопросов возникает по схеме подключения подрулевого переключателя к фарам

Вариант схемы ЗИЛ - 5301 с дополнением под Евро - 2

Схема в вариантном исполнении евро 2

Электрическая схема электропневматического привода дверей ЗИЛ-5301

На автобусах и специальных автомобилях применяется электропневматический привод закрывания дверей. Ниже приведена электрическая схема привода.

Схема подключения указателя давления масла и сигнализатора ЗИЛ-5301

Схема подключения датчика уровня топлива

Предохранители и их назначение ЗИЛ-5301

При ремонте системы электрооборудования отключайте аккумуляторную батарею. Не используйте предохранители увеличенного «номинала» или самодельные – это может привести к выходу из строя электропотребителя, а возможно и пожару.

Регулятор напряжения ЗИЛ-5301

На ЗИЛ-5301 и их модификации устанавливается регулятор напряжения мод. 4202.3702 (возможна установка мод.206.3702 или 207.3702), предназначенный для работы с генератором мод. 2022.3771, и имеющий два изолированных вывода «Ш» и «+»

Схема ЗИЛ-5301

Для лучшей четкости схема разделена на 2 части.

Запрессовать втулки с помощью специальной оправки (см. рис.1) в отверстия поворотного кулака заподлицо с поверхностью так, чтобы открытые концы канавок на втулках были обращены внутрь кулака (усилие выпрессовки должно быть не менее 10 кН)

Ремонт рулевых тяг ЗИЛ-5301

Для снятия продольной и поперечной рулевых тяг надо расшплинтовать гайки крепления шаровых пальцев продольной тяги к сошке и верхнему поворотному рычагу, снять болты из отверстия сошки и отсоединить тягу от сошки.

Особенности передней оси автомобиля ЗИЛ-5301

Устройство передней оси автомобиля и автобуса показано на рисунке.

Проверка углов установки передних колес автомобиля ЗИЛ-5301

Перед проведением проверки установки передних колес следует проверить и, при необходимости, отрегулировать осевые зазоры в подшипниках ступиц и довести до нормы давление в шинах колес

Проверка состояния шарниров рулевых тяг ЗИЛ-5301

Для проверки состояния шарниров рулевых тяг автомобиль устанавливают на ровной горизонтальной площадке так, чтобы передние колеса стояли в положении прямо

Снятие и разборка передней оси ЗИЛ-5301

Перед началом работ автомобиль следует очистить от грязи и промыть.

Для демонтажа передней оси с автомобиля и надо приподнять автомобиль и установить подставки под балку передней оси, отвернуть гайки крепления колес и снять их.

Ремонт балки ЗИЛ-5301

При ремонте балка передней оси должна быть проверена на изгиб и скручивание на приспособлении (рис.1), которое устанавливают на площадке для рессор.

Призму приспособления направляют по фиксатору, установленному в отверстия под шкворень и закрепленному при помощи разжимной цанги

Сборку нажимного диска следует производить в последовательности, обратной разборке, на вспомогательном маховике, используемом как приспособление, подкладывая под нажимной диск сцепления стальной диск диаметром 300 мм и толщиной 9,8   мм для регулировки положения рычагов

Регулировка главной передачи ЗИЛ-5301

Регулировку или ремонт главной передачи можно производить, не снимая задний мост с автомобиля

Особенности коробки передач ЗИЛ-5301

На автомобилях  ЗИЛ и их модификациях установлена механическая, пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами (рис.1).

Снятие и разборка коробки передач ЗИЛ-5301

При снятии коробки передач необходимо отвернуть болты крепления крышки пола кабины, снять его и отвернуть фланец крепления карданного вала

Особенности сцепления ЗИЛ-5301

На автомобилях  ЗИЛ-5301 применено однодисковое сухое сцепление с пружинным гасителем крутильных колебаний на ведомом диске.

Снятие и разборка сцепления ЗИЛ-5301

При снятии сцепления с автомобиля необходимо отсоединить привод выключения сцепления. Эту работу можно выполнять как с разъединением так и без разъединения трубопроводов.

Особенности заднего моста ЗИЛ-5301

На ЗИЛ-Бычок установлен ведущий задний мост с одноступенчатой гипоидной главной передачей (рис.1).

Передаточное число главной передачи - 3,273 или 3,45. Дифференциал – конический с четырьмя сателлитами. Полуоси полностью разгруженные.

Проверка заднего моста ЗИЛ-5301

При определении состояния заднего моста по шумам следует убедиться, что звук исходит именно от моста.

Сделать это достаточно сложно из-за сравнительно высокой шумности работы дизельного двигателя. Обычно проверку проводят методом исключения:

Снятие и разборка заднего моста ЗИЛ-5301

Для отсоединения заднего моста без рессор надо автомобиль установить на ровную горизонтальную площадку или на смотровую канаву, снабженную подъемным устройством

Сборка заднего моста ЗИЛ-5301

Перед сборкой детали главной передачи и дифференциала промыть в моющем растворе МС 6, МС 8 ТУ 6-15-978-76, обдуть сжатым воздухом, проверить на соответствие их техническим требованиям.

Удаление воздуха из системы управления сцеплением ЗИЛ-5301

Гидравлическая система механизма управления сцеплением состоит из главного цилиндра, исполнительного цилиндра с пневматическим усилителем, гибкого шланга и трубопровода

Техническое обслуживание сцепления ЗИЛ-5301

Регулировка привода сцепления

Техническое обслуживание сцепления заключается в проверке и регулировке полного хода педали сцепления, свободного хода толкателя поршня  главного цилиндра,

Разборка и ремонт главного цилиндра сцепления ЗИЛ-5301

Для разборки главного цилиндра привода сцепления надо закрепить его в тисках и снять толкатель 4 в сборе с резиновым чехлом 2

Привод выключения сцепления ЗИЛ-5301

На автомобилях и автобусах ЗИЛ применен гидравлический привод сцепления с пневматическим усилителем.

Разборку пневмогидравлического усилителя (ПГУ) для ремонта производят, как правило, в следующих случаях:

Усиленный вариант сцепления ЗИЛ-5301

С апреля 2001 г. На автомобилях установлен усиленный вариант сцепления.

В ведомом диске усилена демпферная часть: пружины демпфера завулканизованы резиной и внешне выглядят, как цилиндр из резины

Сборка и установка коробки передач ЗИЛ-5301

Сборка и установка промежуточного вала

Установить в пазы вала шпонку 8 и последовательно напрессовать на вал предварительно подобранные по шейкам шестерню второй передачи (натяг 0,005...0,055 мм), шестерню заднего хода (посадка от натяга 0,04 мм до зазора 0,01 мм), шестерню третьей и четвертой передач (натяг 0,015...0,065 мм).

Снятие коробки передач ЗИЛ-5301 в походных условиях

Перед снятием коробки желательно заехать на смотровую яму, если такой возможности нет, то придется поднять поочередно передок машины и максимально подымать на пеньки или кирпичи чтобы можно было производить демонтаж и монтаж коробки.

Требования к деталям и узлам сцепления ЗИЛ-5301

Нажимной диск

Толщина тела диска, замеренная по бобышке крепления парных тангенциальных пружинных пластин - 25,74÷26,26 мм. Разность размеров в пределах одной детали не должна быть более 0,21мм. При ремонте нажимного диска допускается проточка рабочей поверхности до размера не менее 24,7 мм. Допустимый дисбаланс нажимного диска - 90 г.

Разборка пневмогидравлического усилителя ЗИЛ-5301

Разборку пневмогидравлического усилителя (ПГУ) для ремонта производят, как правило, в следующих случаях: течь жидкости через манжеты 29, 33, вследствие их разбухания при использовании некачественных жидкостей; при износе манжеты пневматического поршня 23. Вероятность отказа других деталей невелика

Сборка и регулировка пневмогидравлического усилителя ЗИЛ-5301

Сборка ПГУ проводится в последовательности, обратной разборке.

Смазать резиновые уплотнения штока поршня и поверхность (см. рис.1) жидкостью НГ-213 ТУ 38.101.129- 75.

Редуктор заднего моста ЗИЛ-5301

На автомобиле и автобусе установлен ведущий задний мост с одноступенчатой гипоидной главной передачей (рис.1). Передаточное число главной передачи — 3,273 или 3,45.

Дифференциал — конический с четырьмя сателлитами.

Особенности регулировки редуктора ЗИЛ-5301

Регулировку или ремонт главной передачи можно производить, не снимая задний мост с автомобиля.

Преднатяг подшипников главной передачи, боковой зазор в зацеплении и пятно контакта регулируются на заводе и, как правило, они не требуют регулировки при эксплуатации

Регулировка преднатяга подшипников ведущей шестерни на автомобиле ЗИЛ-5301

Конические роликовые подшипники ведущей шестерни должны быть отрегулированы с предварительным натягом путем подбора регулировочных шайб 9, которых устанавливается две штуки.

Регулировка дифференциала ЗИЛ-5301

Регулировка преднатяга подшипников дифференциала и контроль бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи.

Боковой зазор в зацеплении главной передачи, увеличившийся вследствие износа зубьев, регулировкой не уменьшают, т.к.

Регулировка пятна контакта в шестернях главной передачи ЗИЛ-5301

После регулировок подшипников главной передачи необходимо проверить зацепление зубьев ведущей и ведомой конических шестерен (на краску по пятну контакта) и, если требуется, отрегулировать зацепление и установить необходимый зазор между зубьями.

Снятие коробки передач ЗИЛ-5301 в условиях мастерской

При снятии коробки передач необходимо:

1. Отвернуть болты крепления крышки пола кабины, снять его и отвернуть фланец крепления карданного вала.

Особенности карданной передачи автомобиля ЗИЛ-5301

На автомобилях ЗИЛ установлена открытая карданная передача с шарнирами карданных валов на игольчатых подшипниках.

Карданные валы изготовлены из волоченной тонкостенной трубы, сваренной из холоднокатаной ленты

Снятие и разборка карданной передачи ЗИЛ-5301

Для снятия карданной передачи с автомобиля надо отвернуть гайки крепления задней вилки-фланца карданного вала, снять шайбы и вынуть болты из отверстий фланцев, поддерживая при этом карданный вал.

Сборка и установка карданной передачи ЗИЛ-5301

До установки на автомобиль следует произвести полную сборку карданной передачи. Детали карданной передачи перед сборкой должны быть промыты и продуты сжатым воздухом. Сборку следует производить с учетом меток, сделанных при разборке

Задние ступицы автомобиля ЗИЛ-5301

При покупке задних ступиц автомобиля нужно учитывать, что есть ступицы старого образца и нового образца. Рассмотрим основные отличия ступиц, чтобы не перепутать их при установке.

Ремонт кабины автомобиля ЗИЛ-5301

На автомобиле ЗИЛ-5301, которому уже более 10 лет низ кабины нужно в некоторых местах подваривать.

Ставить нужно заплатки. Особенно подвержены угловые места кабины и места крепления кабины к раме

Для установки лебедки нужно сварить каркас из швеллера или уголка такого типа

На каркасе устанавливаем вал с подшипниками для хода троса и направляющие для троса

Установка предпускового подогревателя на ЗИЛ-5301

Предпусковой подогреватель

Неплохо зарекомендовал себя предпусковой подогреватель, выпускаемый в Тюмени.

Перестановка бачка омывателя

На ЗИЛ-5301 неудобно расположен бачок омывателя. Неудобства возникают при заправке его. А также пассажиры могут задеть насос и шланги. Возникла необходимость убрать бачок омывателя в моторный отсек.

Доработка управления педалью газа ЗИЛ-5301

Конструктивно педаль газа на быке очень жесткая. Управление педалью осуществляется посредством тяг.

И после длительной поездки нога сильно устает. Немного подумав, пришлось доработать этот узел.

Доработка компрессора ЗИЛ-5301

Народные умельцы придумали одну хорошую вещь. Заменили штатный компрессор на компрессор от автобуса ПАЗ.

Этим самым сняли нагрузку с вала топливного насоса.

Потому как в процессе эксплуатации на насосе ТНВД быстро выходит из строя подшипник.

 Подшипники качения ЗИЛ-5301

 На рисунке представлены места установки подшипников и их обозначения по каталогу запасных частей.

Манжеты, применяемые на автомобиле и автобусе ЗИЛ-5301

На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей.

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали.

На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали.

На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали.

Приборная панель ЗИЛ-5301

Клапан защитный тройной ЗИЛ-5301

На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей.

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали

Влагоотделитель ЗИЛ-5301

На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей.

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали

Главный цилиндр тормоза ЗИЛ-5301

На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей.

Рама автомобиля ЗИЛ-5301

На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей.

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали.

Установка запасного колеса ЗИЛ-5301

На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей.

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали.

Бачок насоса гидроусилителя рулевого управления ЗИЛ-5301

На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали

Карданная передача ЗИЛ-5301

На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали

Установка трубопроводов гидроусилителя руля ЗИЛ-5301

 На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей.

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали.

Установка тормозной пневмоаппаратуры в кабине автомобиля ЗИЛ-5301

На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей.

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали.

Установка контрольно-предохранительной аппаратуры пневматического привода тормозов ЗИЛ-5301

На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей.

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали.

Устройство систем освещения и световой сигнализации ЗИЛ-5301

На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей.

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали.

Установка аккумуляторной батареи ЗИЛ-5301

 На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей.

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали.

Компрессор и установка компрессора ЗИЛ-5301

На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей.

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали.

Установка привода стояночного тормоза от энергоаккумулятора ЗИЛ-5301

На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей.

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали.

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-5301

На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей.

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали.

Установка системы выхлопа отработавших газов ЗИЛ-5301

На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей.

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали.

Установка воздушного фильтра ЗИЛ-5301

 На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей.

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали.

Фильтр грубой очистки  топлива ЗИЛ-5301

На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей.

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали.

Схема системы питания двигателя ЗИЛ-5301

На рисунке представлены места установки деталей и их обозначения по каталогу запасных частей.

Смотрим по рисунку и в таблице указана расшифровка детали.