На автомобилях ЗИЛ и их модификациях установлена механическая, пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами (рис.1).
Коробка передач: 1 - первичный вал: 2, 21, 30 и 45 - подшипники; 3, 28, 31 и 47 - стопорные кольца; 4 - крышка заднего подшипника первичного вала; 5 - синхронизатор четвертой и пятой передач; 6 - втулка шестерни четвертой передачи; 7 и 40 - зубчатая пара четвертой передачи; 8 и 38 - зубчатая пара третьей передачи; 9 - головка стержня переключения первой передачи и передачи заднего хода; 10 - вилка переключения второй и третьей передач; 11 - крышка коробки передач; 12 - установочная втулка; 13 - шарик фиксатора; 14 - пружина фиксатора; 15 - штифт замочного устройства стержней переключения передач; 16 - шарик замочного устройства; 17 - синхронизатор второй и третьей передач; 18 и 34 - зубчатая пара второй передачи; 19 - вилка переключения первой передачи и передачи заднего хода; 20 - зубчатое колесо первой передачи и передачи заднего хода; 22 - червяк привода спидометра; 23 и 59 - шестерни привода спидометра; 24 - крышка подшипника вторичного вала; 25 - фланец с отражателем; 26 - гайка фланца вторичного вала; 27 и 51 - манжеты; 29 - гайка промежуточного вала; 32 - картер коробки передач; 33 - вторичный вал; 35, 39 и 41 опорные шайбы; 36 и 42 - замочные кольца; 37 - зубчатое колесо передачи заднего хода промежуточного вала; 43 - промежуточный вал; 44 - шестерня постоянного зацепления; 46 - заглушка; 48 - прокладка; 49 - блокирующий палец; 50 и 53 - роликовые подшипники; 52 - стопорная пластина; 54 и 67 - пружины; 55 - ось блока зубчатых колес передачи„ заднего хода; 56 - блок зубчатых колес передачи заднего хода; 57 - пробка контрольно-заливного отверстия; 58 - крышка люка отбора мощности; 60 - сливная пробка с магнитом; 61 - сапун; 62 - предохранитель выключения первой а. передачи и передачи заднего хода; 63 - ось промежуточного рычага; 64 - картер наконечника рычага переключения передач; 65 - фиксатор рычага; 66 - чехол рычага переключения передач; 68 - наконечник рычага переключения передач; 69 - промежуточный рычаг; 70 - сухарь промежуточного рычага; 71 - стержень переключения первой передачи и передачи заднего хода; 72 - шток переключения четвертой и пятой передач; 73 - шток переключения второй и третьей передач; 74 - штуцер вала привода спидометра; 75 - рычаг переключения передач; 76 - шпонка
Применение синхронизаторов в коробке передач облегчает управление автомобилем, обеспечивает бесшумность включения передач и повышает долговечность зубчатых муфт шестерен.
Следует иметь в виду, что в коробках передач установлены червяк 22 и шестерня 59 привода спидометра, рассчитанного на определенное передаточное число в заднем мосту.
Тип коробки механическая с пятью передачами для движения вперед и одной назад
Передаточные числа:
- первая передача 6,45
- вторая передача 3,56
- третья передача 1,98
- четвертая передача 1,275.
- пятая передача 1,00 (прямая)
- задний ход 6,15
Максимальный крутящий момент, передаваемый коробке передач, Нм 410
Переключение передач механическое, качающимся рычагом, установленным на крышке коробки
Отбор мощности. От блока шестерен заднего хода
Максимальная мощность коробки отбора мощности, кВт (л.с.) 22,08 (30)
Возможные неисправности коробки передач
Причина неисправности - Метод устранения
Затрудненное включение всех передач, передача заднего хода и первая передача включаются со скрежетом
Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет») - Отрегулировать свободный ход муфты подшипника выключения сцепления
Включение передач с ударом и скрежетом
Износ конусных колец синхронизаторов или блокирующих фасок пальцев и каретки - Заменить синхронизаторы
Самовыключение передач на ходу
Неполное включение передач из-за неисправности механизма переключения, износа пазов вилок или ослабления крепления вилок и рычагов - Устранить неисправности, заменить изношенные детали
Передачи не включаются
Разрушение подшипников шестерен ведомого вала поломка пальцев или фиксаторов синхронизаторов - Заменить неисправные детали - Заменить синхронизаторы
Повышенный уровень шума при работе коробки передач
Износ или поломка зубьев шестерен. Разрушение подшипников - Заменить неисправные детали.
Течь масла из коробки передач
Износ манжет или потеря ими эластичности
Повышенное давление в картере коробки нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям - Заменить манжеты
Промыть сапун. Подтянуть крепежные детали, заменить прокладки