МАЗ

Тепловые зазоры в клапанном механизме предназначены для обеспечения герметичной посадки клапана на седло, при расширении деталей привода клапанов во время работы двигателя

На автомобилях МАЗ-64227, МАЗ-54322 устанавливается восьмиступенчатая двухдиапазонная коробка передач ЯМЗ-238А с синхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода

На автомобилях МАЗ с двигателями Ярославского моторного завода (ЯМЗ) устанавливаются следующие генераторные установки (ГУ): Г273В1 — на 45 А, 1312.3771 — на 50 А, 6582.3701 — на 80 А и 3112.3771 — на 80 А

Рулевое управление включает в себя рулевой механизм 10 (рис. 1) с встроенным распределителем, колонку 2, рулевое колесо 1, силовой цилиндр 9, насос 3, масляный бак 4, а также шланги.

Система охлаждения двигателя (рис.1) жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости

Система электроснабжения автомобилей состоит из двух источников: аккумуляторных батарей и генераторной установки переменного тока. Кроме того, в систему входит ряд промежуточных реле, выключатель массы батарей и замок-выключатель приборов и стартера

Автомобили оборудованы рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами, а также приборами для подключения тормозной системы полуприцепа с двухпроводным пневматическим приводом и выводами для питания других потребителей сжатым воздухом

Тормозные механизмы — барабанного типа с двумя внутренними колодками и легкосъемным тормозным барабаном

Рассмотрим сборку дизеля в определенной последовательности, учитывая, что наши детали и узлы перед этим предварительно собраны и испытаны

Антиблокировочная система тормозов автомобиля МАЗ

На автомобилях может быть установлена 4-канальная антиблокировочная система (АБС) тормозов типа 4S/4М (4 датчика /4 модулятора) с микропроцессорным блоком управление ф. Wabco (Германия) или БПО «Экран» (Беларусь).

Электрооборудование предпускового подогревателя МАЗ

Электрическая схема пускового подогревателя показана на рис. 1. При повороте ручки выключателя 8 в положение 1 включаются электродвигатель 5 насосного агрегата и топливный электроклапан 3. Происходят продувка котла и разогрев топлива, т. е. подготовка котла к работе.

Контрольно-измерительные приборы МАЗ

На автомобилях установлены спидометр, комбинация приборов, двухстрелочный указатель давления, блоки контрольных и сигнальных ламп, сигнализаторы, указывающие водителю на экстремальное состояние в той или иной системе, комплект датчиков, включатели и переключатели.

Для регулировки угла опережения впрыскивания топлива на картере маховика предусмотрены два люка (см. рис. 1), а на маховике в двух местах нанесены значения углов

Регулировка редуктора автомобиля МАЗ

Регулировка центрального редуктора.

Регулировку производите при снятом редукторе в следующей последовательности:

Конструкция и обслуживание полуприцепа-самосвала МАЗ-5232В

 Одноосный безрамный полуприцеп-самосвал (рис. 1) с разгрузкой назад, с открытой платформой и открывающимся задним бортом грузоподъемностью 13,5 т предназначен для перевозки различных сыпучих строительных грузов по дорогам I и II категорий

Конструкция и ремонт полуприцепа МАЗ-5205А

Двухосный полуприцеп (рис. 1) общего назначения, грузоподъемностью 20 т, с открытой платформой, с металлическими откидными боковыми и задним бортами

Система впрыска топлива ЯМЗ-650

Принцип действия системы COMMONRAILSISTEM 2.

Топливная система аккумуляторного типа - COMMONRAILSISTEM 2 (СЕЗ2) с электронным управлением подачей топлива производства фирмы Robert Bosch (Германия).

Снятие и установка головки цилиндров ЯМЗ-650

Снятие головки блока цилиндров.

1. Снять крышку головки блока цилиндров (650.1003256 - в сборе).

2. Высвободить жгут форсунок из скобок кронштейна

Снятие и установка топливного насоса и рампы дизеля ЯМЗ-650

Снятие трубок высокого давления

1. Открутить болт (12) крепления кронштейна трубок высокого давления.

2. Открутить гайки накидные трубок высокого давления от топливного насоса, рампы и головки блока цилиндров.

Ремонт головки блока цилиндров ЯМЗ-650

Разборка головки блока цилиндров. (руководствуемся рис. 1)

1. Отвернуть гайки (311442) крепления штуцеров подвода топлива к форсункам

Ремонт блока цилиндров ЯМЗ-650

Разборка блока цилиндров.

1. Извлечь гильзы (650.1002021), используя приспособления 1230 + 2334 (см. Рис. 1)

Снятие и установка турбокомпрессора ЯМЗ-650

Прежде чем сомневаться в качестве работы турбокомпрессора, необходимо убедиться в исправности двигателя и других агрегатов

Снятие и установка жидкостно-масляного теплообменника ЯМЗ-650

Снятие теплообменника жидкостно-масляного. (см. Рис. 1)

1. Снять трубку подвода масла к турбокомпрессору (1) (650.1118220).

Сборка дизеля ЯМЗ-650

Подготовка перед сборкой:

- тщательно очистить и проверить все детали;

Конструкция и ремонт рессорной подвески МАЗ

Рессоры изготовлены из полосовой рессорной стали (Т- образного профиля) марки 60С2. Листы рессор подвергнуты термической обработке (закалке, отпуску) до твердости НВЗ6З—444

Ремонт рулевого механизма автомобиля МАЗ

Снятие рулевого механизма с автомобиля.

 Для снятия рулевого механизма с автомобиля выполните следующее:

Разборка двигателя ЯМЗ-236; 238 автомобиля МАЗ

Снятый с автомобиля для ремонта двигатель разбирают полностью или частично, в зависимости от характера повреждения.

Полная разборка двигателя осуществляется в три этапа: частичная разборка, разборка двигателя на узлы и детали и разборка узлов двигателя на детали.

Как ремонтировать коленчатый вал дизеля ЯМЗ автомобиля МАЗ

Коленчатый вал стальной, изготовлен методом горячей штамповки. Шейки вала закалены с нагревом токами высокой частоты

Ремонт головок цилиндров МАЗ

Головка цилиндров представляет собой цельную отливку из серого чугуна и крепится к блоку шпильками, ввернутыми в блок. Шпильки изготовлены из хромоникелевой стали и термически обработаны

Дизель автомобиля МАЗ

Двигатели ЯМЗ-236М2 и ЯМЗ-238М2 представляют собой шести- и восьмицилиндровые модели семейства четырехтактных дизелей ОАО «Автодизель»

Особенности системы питания автомобилей МАЗ

Система питания двигателя включает узлы, детали и агрегаты, предназначенные для тщательной очистки и равномерного распределения по цилиндрам строго дозированных порций топлива

ТНВД автомобиля МАЗ

 Топливный насос высокого давления (ТНВД) плунжерного типа, приводится в действие от распределительного вала через шестерню привода топливного насоса

Форсунка автомобиля МАЗ

Форсунка предназначена для впрыска в камеру сгорания двигателя топлива в мелкораспыленном состоянии.

На двигателе установлены форсунки закрытого типа с многодырчатым распылителем и гидравлически управляемой иглой

Регулятор частоты вращения коленчатого вала МАЗ

Всережимный, центробежного типа, изменяет подачу топлива в зависимости от нагрузки, поддерживая заданную водителем частоту вращения коленчатого вала двигателя

Регулировка ТНВД МАЗ

  От тщательности и качества регулировки параметров ТНВД в большей степени зависят мощностные и экономические показатели двигателя, а также надежность его работы

Ремонт и обслуживание турбокомпрессора МАЗ

 Турбокомпрессор - использует для работы энергию выхлопных газов, состоит из одноступенчатого центробежного компрессора и радиальной центростремительной турбины

Особенности системы смазки автомобиля МАЗ

Система смазки двигателя (рис. 1) смешанная под давлением и разбрызгиванием

Ремонт водяного насоса ЯМЗ-2З6НЕ, НЕ2, БЕ, БЕ2 автомобиля МАЗ

Характерной неисправностью водяного насоса является течь воды через сальник крыльчатки в результате износа текстолитового кольца

Система электрооборудования автомобиля МАЗ имеет номинальное напряжение 24 В. Бортовая сеть автомобиля выполнена по однопроводной схеме

Система световой сигнализации автомобиля МАЗ

В систему входят указатели поворота, сигналы торможения, опознавательный знак автопоезда и аппаратура для их включения. Схемы включения изделий световой сигнализации показаны на рис. 1 и 2

Эксплуатация и обслуживание сцепления модели 181, 182 автомобиля МАЗ

Диафрагменное сцепление модели 182 (рис. 1) состоит из ведущих и ведомых частей, а также деталей механизма выключения сцепления, устанавливаемых в картер сцепления

Сборка коробки передач автомобиля МАЗ

Сборку коробки передач выполняют в три этапа: сборка узлов ведущий вал и крышка подшипника ведущего вала, промежуточный и ведомый валы, верхняя крышка коробки передач, механизм дистанционного переключения передач, масляный насос, общая сборка коробки и испытание

Ремонт коробки передач МАЗ

Ремонту в коробке передач подлежат только картер, крышка подшипника ведущего вала, промежуточный вал, блок шестерен заднего хода, шестерня третьей передачи ведомого вала, корпус и основание масляного насоса

Разборка коробки передач автомобиля МАЗ

Коробку передач автомобиля МАЗ-5335 и его модификаций при ремонте разбирают в три этапа: частичная разборка, общая разборка узлов

Эксплуатация коробки передач МАЗ

1. Применение загрязненных сортов масла не допускается.

2. Не допускается включать передачу в основной коробке, пока не включится выбранный диапазон демультипликатора, то есть пока не загорится контрольная лампа при включении медленного диапазона или пока не погаснет при включении быстрого диапазона

Конструктивные особенности карданной передачи и ремонт карданной передачи МАЗ

Конструктивно карданные передачи всех модификаций автомобилей выполнены по единой схеме и отличаются только количеством карданных валов и их длиной

Ремонт переднего ведущего моста МАЗ

Конструкция центрального редуктора переднего моста показана на рис. 1, колесных передач и шкворневого устройства на рис. 2, 3, шарнира равных угловых скоростей на рис. 4

Ремонт мостов автомобиля МАЗ

Центральный редуктор заднего моста после снятия с автомобиля для ремонта разбирают на верстаке высотой 500—600 мм в такой последовательности:

Колесная передача и ступица задних колес МАЗ

Колесная передача (рис. 1), представляет собой планетарный редуктор, состоящий из прямозубых цилиндрических шестерен с внешним и внутренним зацеплением. От ведущей шестерни колесной передачи вращение передается на четыре сателлита 14, равномерно расположенных по окружности вокруг ведущей шестерни.

Сцепление модели ЯМЗ-238 двухдисковое, сухое, фрикционного типа, с периферийным расположением цилиндрических пружин

Кожух 16 (рис. 1) сцепления, штампованный из листовой стали, с нажимным диском 19 в сборе устанавливается на маховике 20 двигателя, а ведомые диски 21 — на шлицевой части первичного вала коробки передач.

Для диагностирования двигателя ЯМЗ-650 необходимо диагностическое оборудование фирмы BOSCH семейства KTS (KTS 530/540/570), представленное на Рис. 1

Конструкция и ремонт полуприцепа МАЗ-938, 938Б

Двухосный полуприцеп МАЗ-938 (рис. 1) с металлическим настилом грузоподъемностью 13 т, а МАЗ-938Б (рис. 2) с удлиненной рамой без настила грузоподъемностью 13,5 т

Техобслуживание и ремонт коробки передач ЯМЗ-238А МАЗ

Уход за коробкой передач заключается в проверке уровня масла и смене его в картере. Уровень масла в картере должен совпадать с контрольным отверстием

Электронная система управления пневмоподвеской МАЗ

При оборудовании автомобилей пневмоподвеской устанавливается система электронного управления ею типа ECAS (фирмы Wabco)

Поперечный угол наклона шкворня 5˚, а также угол развала колес 1˚ обеспечиваются изготовлением деталей передней оси. Эти углы не регулируются.

Продольный угол наклона шкворня 2˚30’ обеспечивается положением рессоры на раме.

Установка головок цилиндров, коромысел клапанов и регулировка зазоров в клапанах

Шпильки крепления головки цилиндров ввертывают в правый и левый ряды блока цилиндров, предварительно смазав резьбовые отверстия под шпильки в блоке дизельным маслом

Особенности системы пуска автомобиля МАЗ

В систему электропуска входят аккумуляторные батареи, стартер, выключатель массы батарей, замок- выключатель приборов и стартера, электрофакельное устройство (ЭФУ), парожидкостный подогреватель (ПЖД), промежуточные реле

Обслуживание форсунок двигателей ЯМЗ автомобиля МАЗ

При отсоединении топливопровода высокого давления от форсунки (кроме форсунок модели 51) придерживайте штуцер форсунки гаечным ключом во избежание его отвертывания и течи топлива. После отсоединения проверьте надежность затяжки штуцера без снятия форсунки с двигателя

Ремонт компрессора автомобиля МАЗ

Производительность компрессора при 2000 об/мин коленчатого вала двигателя — 201 л/мин.

Компрессор необходимо разбирать при появлении шумов и стуков во время работы, а также при значительном выбросе масла компрессором в нагнетательный трубопровод

Снятие насоса водяного

1. Снять кляммер, открутив болты (2) крепления трубы подводящей насоса водяного (1) (650.1303060)

Продолжение темы по сборке дизеля ЯМЗ-236/238 автомобиля МАЗ

Установка цилиндропоршневой группы

Гильзы перед установкой нужно подобрать по цилиндрам и проверить величину выступания бурта

Установка вала коленчатого ЯМЗ-650

1. Подсобрать форсунку охлаждения поршня (650.1004118) с прокладкой (650.1004121).

2. Установить форсунку на место, наживить болты (310107) и затянуть Мкр = 20 ± 4 Нм (см. Рис. 1)

Ремонт шатунно-поршневой группы ЯМЗ-650

Снятие шатунно-поршневой группы

1. Пронумеровать шатуны и крышки шатунов в соответствии с номером цилиндра со стороны, противоположной валу распределительному (если это не предусмотрено конструкцией)

Снятие и установка ремней приводов и натяжных приспособлений ЯМЗ-650

Снятие ремней приводов агрегатов и натяжных приспособлений.

Для того чтобы снять ремни генератора, вентилятора и компрессора кондиционера, необходимо выполнить следующее (см. Рис. 1):

Снятие и установка блока ЭБУ и жгутов двигателя ЯМЗ-650

Снятие электронного блока управления (ЭБУ).

1. Отсоединить жгут промежуточный (1) (650.3724014), жгут датчиков двигателя (2) (650.3724012) и жгут форсунок (3) (650.3724010) от электронного блока управления.

Снятие и установка распределительного вала ЯМЗ-650

Снятие вала распределительного.

1. Снять осевой фиксатор вала распределительного (650.1006236), отвернув 2 винта его крепления (310145)

Снятие и установка привода вентилятора ЯМЗ-650

Снятие привода вентилятора (см. Рис. 1)

1. Снять кронштейн жгутов передний (2) (650.3724142), отвернув болт и гайку крепления

Система смазки ЯМЗ-650

Система смазки ЯМЗ-650 смешанная с «мокрым» картером. Масляный насос шестеренчатого типа, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода – 1,31 : 1.

Снятие и установка гасителя крутильных колебаний (демпфера) дизеля ЯМЗ-650

Снятие гасителя крутильных колебаний (демпфера). (см. Рис. 1)

1. С помощью специального приспособления (см. Рис. 2) зафиксировать маховик от проворота.

Снятие и установка маховика ЯМЗ-650

Снятие маховика.

1. Открутить болт крепления датчика частоты вращения двигателя (310204).

Конструкция, обслуживание рамы автомобиля МАЗ

Рама автомобиля клепаная, состоит из двух продольных балок (лонжеронов) швеллерной формы с переменным сечением, изготовленных из полосовой низколегированной стали 22Г2ТЮ толщиной 8 мм

Ремонт тормозов автомобиля МАЗ

Наибольшему износу в рабочих тормозах подвержены фрикционные накладка поверхности барабанов, а также втулки и шейки разжимных кулаков и оси колодок

Принципиальные схемы пневмопривода тормозов автомобиля МАЗ

Принципиальная схема пневмопривода тормозов трехосных автомобилей показана на рис. 1, двухосных — на рис. 2

Ремонт тормозного крана МАЗ

Снятие и разборку тормозного крана (рис. 1) производите в следующем порядке:

- снимите оттяжную пружину педали тормоза и отсоедините тягу педали тормоза от рычага;

Насос гидроусилителя руля автомобиля МАЗ с клапаном расхода и давления

Насос шестеренного типа НШ-32У состоит из корпуса 6 (рис. 1) и размещенных в нем двух шестерен: ведущей 7 и ведомой 9, вращающихся в бронзовых втулках.

Регулировка рулевого механизма автомобиля МАЗ

Регулировка рулевого механизма включает регулировку подшипников винта и регулировку зацепления зубчатого сектора и гайки-рейки. Регулировку механизма начинайте с подшипников винта в такой последовательности:

Ремонт силового цилиндра автомобиля МАЗ

Снятие силового цилиндра с автомобиля.

Порядок снятия;

— отсоедините шланги, предварительно слив масло из бака;

Шестерни привода механизмов двигателя ЯМЗ-236 автомобиля МАЗ

Расположение шестерен привода механизмов двигателя, подлежащих восстановлению или замене в процессе ремонта двигателя, показано на рис. 1.

Замена поршневых колец дизеля ЯМЗ автомобиля МАЗ

Поршневые кольца при ремонте двигателя заменяют в следующих случаях:

- при наработке двигателем более 150 тыс. км;

- полностью или частично сработанных канавках на рабочей поверхности второго и третьего компрессионных колец;

Техническое обслуживание системы смазки ЯМЗ МАЗ

Срок службы двигателя зависит от своевременного и тщательного проведения смазки, а также от сорта и качества применяемых масел и смазок. Во избежание проникновения грязи в механизмы тщательно очищать места смазки и протирать масленки.

Регулировка натяжения ремней приводов автомобиля МАЗ

Привод водяного насоса, компрессора и генератора осуществляется клиновыми ремнями, от надежной работы которых зависит нормальная работа этих агрегатов

Возможные неисправности двигателя МАЗ и способы устранения

- Причина неисправности

Способ устранения

Двигатель не пускается:

- Стартер не проворачивает коленчатый вал или вращает его очень медленно

 Проверка и ремонт топливоподкачивающего насоса МАЗ

 Топливоподкачивающий насос (рис. 1). Поршневого типа, установлен на ТНВД и приводится в действие от эксцентрика кулачкового вала

Контрольная диагностика системы пневмоподвески МАЗ с использованием световых мигающих кодов

При возникновении трудностей в определении неисправности необходимо провести диагностический контроль системы с использованием световых мигающих кодов

Ремонт стартера МАЗ

Для проведения ремонта стартер снимают с двигателя, отвернув болты стяжных хомутов.

Разборку стартера следует производить в следующем порядке:

- снять защитную ленту 1 (см. рис. 1);

Конструкция выключателя ВК 860Б автомобиля МАЗ

Выключатель типа ВК 860Б предназначен для подключения аккумуляторных батарей к массе автомобиля и отключения их.

Конструкция выключателя показана на рис. 1.

Особенности конструкции ЭФУ автомобиля МАЗ

Электрофакельное подогревательное устройство (ЭФУ) служит для облегчения запуска двигателя при температурах окружающего воздуха ниже —5 ˚с до — 25 ˚с.

Система освещения автомобиля МАЗ

Схемы включения осветительных приборов показаны на рис. 1 и 2. В систему освещения входят головные фары, фары-прожекторы, противотуманные фары, передние и задние фонари, фонари заднего хода, плафоны кабины и освещения спальных мест, подкапотный фонарь, лампы и комплект коммутационной аппаратуры (включатели, переключатели, реле и т. п.).

Звуковая сигнализация автомобиля МАЗ

Автомобили оснащаются двумя звуковыми сигналами: пневматическим, установленным на крыше кабины, и электрическим, состоящим из двух сигналов: низкого и высокого тона

Конструкция и ремонт стеклоочистителя автомобиля МАЗ

На автомобилях установлен стеклоочиститель с тремя щетками для очистки ветровых стекол.

Стеклоочиститель включается переключателем 1 (рис. 1), который имеет три положения:

Регулировка подшипников ступиц задних колес МАЗ

Для регулировки подшипников ступиц задних колес;

— поднимите заднюю часть автомобиля;

Контрольная диагностика АБС по световым кодам автомобиля МАЗ

Вход в режим диагностики

Для проведения контроля системы с использованием световых мигающих кодов необходимо:

Контрольная диагностика АБС ф. Wabco автомобиля МАЗ

Вход в режим диагностики

Включение электронного блока в режим диагностики производится путем нажатия диагностической кнопки 12 (рис. ) и удержания ее во включенном состоянии от 0,5 до 3,0 сек., при включенном состоянии выключателя «массы» и замка включения стартера и приборов (замок должен быть включен в положение «приборы»)