Автомобили оснащаются двумя звуковыми сигналами: пневматическим, установленным на крыше кабины, и электрическим, состоящим из двух сигналов: низкого и высокого тона
Установлено также шумовое реле-зуммер, сигнализирующее о снижении давления воздуха в контурах тормозной системы и засоренности воздушного и масляного фильтров двигателя, что определяется по изменению давления при засорении фильтров.
Схема включения звуковых приборов показана на рис. 1.
Пневматический сигнал управляется кнопкой, расположенной справа на подрулевом переключателе 8.
Этой кнопкой включается электропневмоклапан, который открывает доступ сжатого воздуха в сигнал.
Сигнал имеет два рупора: высоко- и низкочастотный.
При подаче воздуха в сигналы начинают вибрировать вибраторы, издавая громкий мелодичный звук.
Электрический сигнал включается рукояткой. расположенной слева на подрулевом переключателе (рукоятка управления указателя ми поворотов).
При подъеме рукоятки вверх соединяется на массу обмотки реле РЗ (см. рис. 1, которое и включает звуковые сигналы.
Возможные неисправности системы звуковой сигнализации
Не работает пневматический сигнал
- Сгорел предохранитель № 7
- Заменить предохранитель
- Отказал в работе электроклапан
- Снять и заменить электроклапан
Пневмосигнал издает хрипящий звук
- Мало давление воздуха в системе
Накачать в систему воздух
- Лопнул вибратор сигнала
Проверить и заменить реле
Не работают электрические сигналы
- Сгорел предохранитель № 13
- Заменить предохранитель
- Отказало реле Р3
- Проверить и заменить реле
Снизился уровень звука электрических сигналов
Нарушена регулировка
- Снять сигналы и отрегулировать
Сигнал издает дребезжащий звук
- Появилась трещина в мембране сигнала
- Снять сигнал, разобрать и заменить мембрану
- Отрегулировать сигнал
Шумовое реле-зуммер не сигнализирует о снижении давления воздуха в системе тормозов
- Сгорел предохранитель № 8
- Заменить предохранитель
- Отказало реле-зуммер
- Заменить реле
В системе звуковой сигнализации необходимо следить за чистотой звуковых сигналов, при загрязнении их необходимо протирать сухой ветошью.
Регулировку электрических сигналов проводят только при их отказе после ремонта или при снижении громкости.
Регулировка производится с помощью регулировочных гаек. Ослабляют гайки и поворачиванием их добиваются наилучшего звучания сигнала, после чего гайки затягиваются.
Возможные неисправности системы звуковой сигнализации и способы их устранения приведены в таблице.
У пневматического сигнала выходят из строя вибраторы, которые подлежат замене.
Ремонт электрических сигналов сводится, как правило, к замене мембраны, вышедшей из строя. Реле-зуммер не ремонтируется, а подлежит замене целиком.