На автомобилях установлены спидометр, комбинация приборов, двухстрелочный указатель давления, блоки контрольных и сигнальных ламп, сигнализаторы, указывающие водителю на экстремальное состояние в той или иной системе, комплект датчиков, включатели и переключатели.

Комбинация приборов: 1 - мембрана; 2 - ползунок реостата; 3 - реостат; 4 - датчик указателя давления масла; 5 - колодочка; 6 - магнит; 7 - указатель давления масла; 8 - сигнализатор заниженного давления масла; 9 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 10 - терморезистор; 11 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 12 - сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости; 13 - указатель напряжения; 14 - комбинация приборов; 15 - контакты включения сигнализатора резерва топлива; 16 - датчик указателя уровня топлива; 17 - реостат; 18 - контрольная лампа (не используется); 19 - указатель уровня топлива; 20 - сигнализатор резерва топлива; Rд - дополнительное сопротивление; Rtk - сопротивление температурной компенсации; w1, w2, w3 - обмотка приборов; R - сопротивление датчиков; I - указатель уровня; II - указатель давления; III - указатель температуры; IV - желтый цвет; V - красный цвет; VI - зеленый цвет

Комбинация приборов (рис. 1) включает в себя указатели: уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости, давления масла в двигателе, напряжения (вольтметр).

Кроме того, в комбинацию входят сигнализаторы перегрева охлаждающей жидкости, заниженного (аварийного) давления масла в двигателе и резерва топлива.

Схема соединения комбинации приборов с датчиками показана на рис. 2.

Схема включения приборов: 1 - комбинация приборов; 2 - датчик указателя уровня топлива; 3 - датчик указателя давления масла; 4 - датчик сигнальной лампы перегрева двигателя; 5 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 6 - датчик сигнальной лампы давления масла; 7 - замок выключатель приборов и стартера; III, VI, X, XV - штекерные соединители

Каждый прибор комбинации состоит из пластмассовой колодочки 5 (см. рис. 1), несущей на себе обмотки W1, W2, W3,

Между обмотками помещена ось, на которую насажены постоянный магнит и стрелка прибора. В одном углу колодочки запрессован постоянный магнит 6.

При отсутствии тока в цепи взаимодействуют поля этих двух магнитов и располагают стрелку в крайнем левом положении.

При включении тока последний проходит последовательно обмотки W2 и W3 и сопротивление температурной компенсации Rтк, служащее для стабилизации показаний прибора при изменении его температуры.

Одновременно ток проходит по обмотке W1 и сопротивлению R датчика.

Сопротивление датчика изменяется: у датчика давления масла и уровня топлива за счет изменения положения ползунка реостата, у датчика указателя температуры за счет изменения сопротивления самого терморезистора.

При изменении сопротивления датчика изменяется величина тока в обмотке W1.

Так как в обмотках и W3 ток не изменяет своей величины, то положение стрелки прибора зависит от взаимодействия полей и обмоток W2 и W3 с полем обмотки W1, изменяющим свою величину.

Результирующее поле всех катушек устанавливает дисковый магнит стрелки в соответствующее положение.

Аналогичным образом работают два указателя давления, установленные в указателе УК168 и показывающие давление воздуха в контурах тормозной системы.

Схема включения спидометра: 1 - датчик; 2 - ведущая цилиндрическая шестерня; 3 - ведущее червячное колесо; 4 - ведомое червячное колесо; 5 - ведомая цилиндрическая шестерня; 6 - защитный чехол штекерного соединителя датчика; 7 - спидометр; VII - штекерный соединитель

Спидометр, выполненный в одном стиле с комбинацией приборов, работает в комплекте с датчиком, установленным на коробке передач (рис. 3).

На вторичный вал коробки передач насажено трехзаходное червячное колесо 3, которое входит в зацепление с ведомым червячным колесом 4, выполненным заодно с валиком.

На хвостовик валика насажена прямозубая цилиндрическая шестерня 1, находящаяся в зацеплении с шестерней 5 привода датчика спидометра.

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов сводится к поддержанию приборов и датчиков в исправном состоянии, для чего необходимо еженедельно протирать сухой ветошью шкалы приборов и гнезда блоков контрольных и сигнальных ламп, а также следить за надежностью посадки защитных резиновых чехлов на корпуса датчиков.

Нарушения в посадке чехлов могут привести к выходу из строя штекерного соединения из-за попадания влаги и грязи.

Через каждые З0 тыс. км пробега при очередном ТО-2 необходимо удалить смазку из шестерен 2 полости цилиндрических и 5 спидометра (см. рис. 3) и заменить ее новой. Для смазывания шестерен применяется смазка ЦИАТИМ-201.

Возможные неисправности приборов и способы их устранения

- Причина неисправности

  • Способ устранения

Указатели уровня топлива, давления масла и температуры не работают

Указатель напряжения работает

  • Сгорел предохранитель № 8
  • Заменить предохранитель

Не работает указатель напряжения

  • Сгорел предохранитель № 6
  • Заменить предохранитель

Не горят контрольные или сигнальные лампы в блоках

  • Сгорел предохранитель № 8
  • Заменить предохранитель

Сгорели соответствующие лампы в блоке

  • заменить лампы

Перегорела токоведущая дорожка на плате блока

  • Осмотреть и исправить блок

Заниженные или завышенные показания приборов (указателей давления, температуры и топлива)

Неисправен соответствующий датчик

  • Заменить датчик

Неисправен прибор

  • Заменить прибор

Не горят сигнализаторы перегрева охлаждающей жидкости, резерва топлива или заниженного давления масла

Вышел из строя соответствующий датчик

  • Заменить датчик

Ремонт приборов

При отказе приборов следует в первую очередь определить исправность предохранителей № 6 и 8. Убедившись в исправности предохранителей, можно искать возникшую неисправность.

Самый простой метод определения неисправностей в системе контрольно-измерительных приборов — это последовательная замена сначала датчиков, потом приборов-указателей.

Перед такой проверкой необходимо убедиться в исправности цепей от приборов к датчикам. Для этого от датчиков отсоединяют провод и замыкают его на массу.

Стрелки указателей температуры и давления должны в этом случае занять на шкале крайнее правое положение.

При отсоединении проводов от массы стрелки должны вернуться в исходное положение.

Отклонение стрелки и возвращение ее в исходное положение свидетельствуют об исправности электрической цепи от прибора к датчику.

Стрелка указателя уровня топлива при замыкании провода у датчика на массу должна установиться на нулевую отметку шкалы.

Если цепи приборов исправны, то производится замена соответствующего датчика.

Если после этого прибор не станет нормально работать, его следует заменить.

Приборы и датчики ремонту не подлежат, а при выходе из строя заменяются целиком.

Схема проверки комбинации приборов: 1 - выключатель; 2, 4 - штекерные колодки; 3 - комбинация приборов; 5 - магазин сопротивлений; I - провод от комбинации к датчику указателя уровня топлива; II - провод от комбинации приборов к датчику указателя давления масла; III - провод от комбинации к датчику указателя температуры

При необходимости произвести оценку точности показаний приборов следует руководствоваться следующими данными.

Указатель напряжения имеет цветные зоны, на красной зоне нанесена полоса, соответствующая напряжению 24 В, На зеленой — 28 В.

Указатели давления, уровня топлива и температуры проверяются по контрольному сопротивлению по схеме, указанной на рис.4.

Приборы подключаются к источнику постоянного напряжения 24 — 26 В и к магазину сопротивлений.

Для этой цели можно использовать магазин сопротивлений МКС-6 или любой другой, позволяющий набирать сопротивления от 50 до 560 Ом через интервал 0,5 Ом.

К магазину сопротивлений поочередно подсоединяются провода I,  II и III от приборов комбинаций и на магазине набираются сопротивления, указанные в таблице 1.

Таблица 1.

Указатель температуры

Проверяемые точки - Сопротивление, соответствующее проверяемым точкам (Ом):

  • 40 → 360-560;
  • 80 → 134-150;
  • 100 → 83-92;
  • 120 → 52-61

Указатель давления

Проверяемые точки - Сопротивление, соответствующее проверяемым точкам (Ом):

  • 0 → 157;
  • 6 → 63-71;
  • 0 → 0-8

Указатель уровня топлива

Проверяемые точки - Сопротивление, соответствующее проверяемым точкам (Ом):

  • 0 → 0-8;
  • 0,5 → 36,5-43,5;
  • 11 → 78-95

Датчик указателя уровня топлива имеет встроенные контакты для сигнализатора резерва топлива.

В случае отказа в работе сигнализатора следует оранжевый провод штекерной колодки датчика, установленного в баке, замкнуть на массу.

При этом, если цепь исправна, должна загореться сигнальная лампа, установленная в комбинации приборов. Если лампа не загорится — датчик неисправен и его необходимо заменить.

Схема проверки датчика спидометра вид на штекерную колодку: 1 - защитный резиновый чехол; 2 - штекерная колодка; 3 - датчик спидометра; 4, 5 - контрольные лампы

При отказе в работе спидометра сначала снимают с автомобиля датчик и производят его проверку по схеме, показанной на рис. 5.

С помощью контрольной лампы 5 проверяется исправность обмоток датчика путем подключения напряжения поочередно к клеммам 1 — 2; 2 — 3 и 1 — 3 штекерной колодки датчика.

При этом контрольная лампа должна гореть, что свидетельствует об исправности обмоток датчика.

Если в одном из этих замеров лампа гореть не будет — датчик неисправен и подлежит замене. После проверки целостности обмоток датчик проверяется на короткое замыкание на корпус.

Проверка производится контрольной лампой. При этом лампа не должна гореть, что свидетельствует об исправности датчика. Если при исправном датчике спидометр не работает, следует заменить прибор-указатель.