Нива ВАЗ-2121

При выходе из строя вакуумного усилителя значительно возрастает усилие на педали тормоза, что негативно сказывается на управлении автомобилем. Если усилие на педали при торможении заметно увеличилось, проверьте усилитель тормозов на неподвижном автомобиле

Карданный вал обычно снимаем для ремонта или для снятия раздаточной коробки или мостов

Российский внедорожник Нива завоевал свою популярность не только в России, но и за ее пределами

На автомобиле Нива от раздаточной коробки к переднему и заднему мосту крутящий момент передается карданными валами

Передний мост ВАЗ-2121 комбинированный. Он выполняет функции ведущего и управляемого мостов одновременно и имеет постоянный привод от раздаточной коробки

Масло нужно менять после поездки или подогрев его. Заливать нужно трансмиссионное масло с уровнем качества по APIGL-5 - 75W90 в количестве 1,15 литров

Редуктор переднего моста автомобиля «Нива ВАЗ-2121» снимают для ремонтных работ, когда нужно исправить неисправности, которые мы рассмотрели в статье – «Особенности переднего моста ВАЗ-2121»

Масло в редукторе заднего моста необходимо заменять через каждые 45000 км пробега

Отсоединяем от редуктора переднего моста карданный вал (статья – «Снятие карданного вала»)

Минимально допустимая толщина накладок тормозных колодок - 1,5 мм

Для замены колодок устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или подъемник. Снимаем заднее колесо и ослабляем трос привода стояночной тормозной системы.

Если при диагностике моста обнаруживаем, что радиальный зазор в подшипниках корпуса внутреннего шарнира превышает 0,05 мм, то подшипник нужно заменить

Задний мост автомобиля выполнен в виде пустотелой балки, к торцам которой приварены фланцы с посадочными местами под подшипники полуосей и отверстиями для крепления тормозных щитов

Манжету можно заменить, не снимая редуктор с автомобиля

Вывешиваем заднюю часть автомобиля на треноги, снимаем заднее колесо и тормозной барабан

Разборку редуктора заднего моста мы рассмотрели в статье – Разборка редуктора заднего моста

Перед сборкой промываем детали редуктора в керосине и осматриваем их.

Обычно редуктор снимают для его замены, ремонта или замены или ремонта балки заднего моста

Первым делом вывешиваем задний мост.

Раздаточная коробка автомобиля ВАЗ-2121 служит для распределения крутящего момента между ведущими мостами автомобиля

Снимаем редуктор заднего моста (смотрим статью – Снятие редуктора заднего моста)

Устанавливаем редуктор на верстак

Прежде всего, отметьте, при какой скорости возникает вибрация раздаточной коробки, затем приступайте к определению причин вибрации

Система питания впрыскового двигателя автомобиля Нива состоит из топливного бака, электробензонасоса, топливной рампы с форсунками, регулятора давления топлива, дроссельного узла, системы улавливания паров топлива, фильтров, и трубопроводов

Работу проводим на непрогретом двигателе. Отсоединяем «минусовой» провод от аккумуляторной батареи

Топливный модуль обычно снимаем для замены фильтра грубой очистки топлива, ремонта или замены датчика уровня топлива или для замены электробензонасоса

Обычно ресивер снимают для подхода к рампе и форсункам двигателя, а также замены уплотнительной прокладки или при ремонте двигателя

Проверка давления в топливной системе впрыскового двигателя ВАЗ-2121

Работу проводим на холодном двигателе.

Рампу снимаем для проверки форсунок, промывки от отложений, замены деталей уплотнений и при капитальном ремонте двигателя

Большинство электрических цепей автомобиля защищено плавкими предохранителями

Передняя подвеска – независимая, на вильчатых поперечных стальных рычагах, с винтовыми цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами двустороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости

Вывешиваем и снимаем переднее колесо

Зубилом отделяем колпачок от ступицы.

Снятие верхнего рычага подвески и замена сайлент-блоков

Вывешиваем и снимаем переднее колесо.

Принцип действия амортизатора основан на создании повышенного сопротивления раскачивания кузова за счет принудительного перетекания жидкости через малые проходные сечения в клапанах (это относится к масляным амортизаторам, в газовых же амортизаторах принцип действия основан на давлении газа, закаченного под определенным давлением)

Работу выполняем вдвоем с помощником на смотровой канаве или подъемнике

Прокачка тормозов необходима при замене тормозной жидкости, а также для удаления воздуха, попавшего в гидропривод при ремонте или замене отдельных узлов тормозной системы.

Заменяйте пружину при наличии у нее механических повреждений или значительной осадки

Колодки нужно заменять, если толщина накладок колодок уменьшилась до 1,5 мм

Вывешиваем и снимаем переднее колесо.

Снятие верхней шаровой опоры

Операция проводится при замене шаровой опоры или чехла (пыльника) шарового пальца.

Номер подшипника по каталогу 2121-3103020-10/6-2007108-А

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике. Вывешиваем переднюю часть автомобиля и снимаем колесо.

Штангу и растяжки обычно снимают при износе резиновых подушек, ремонте подвески, а также при различных деформациях этих деталей

Задняя подвеска — зависимая, с винтовыми цилиндрическими пружинами и гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия

Все элементы подвески крепятся к кронштейнам на балке заднего моста.

Штанги задней подвески снимаем в случаях, когда нужно снять подвеску или отремонтировать сами штанги

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике. Вывешиваем и снимаем передние колеса

Снимаем брызговики и защитную пластину поддона картера двигателя.

Убедиться в работоспособности амортизатора без специального оборудования можно, энергично качнув кузов автомобиля вниз. Кузов должен вернуться в исходное положение, не совершая колебаний

Снятие контроллера

Отсоединяем «минусовой» провод аккумуляторной батареи.

Проверка углов установки колес обязательна, если проводилась замена или ремонт деталей подвески, которые могут изменить установку колес

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике

При работе на смотровой канаве вывешиваем заднюю часть автомобиля.

Отсоединяем «минусовой» провод от аккумуляторной батареи

Для снятия сепаратора, двухходового клапана бензобака, предохранительного и гравитационного клапанов снимаем правую обивку боковины.

В баке должно быть минимальное количество топлива

Снятие датчика положения коленчатого вала

Датчик выдает контроллеру информацию о частоте вращения и угловом положении коленчатого вала.

Снятие дроссельного узла

Дроссельный узел снимаем для замены регулятора холостого хода или прокладки дроссельного узла. Отсоединяем «минусовой» провод» от аккумуляторной батареи.

Четырехвыводная катушка зажигания представляет собой блок из двух катушек

Управление током в первичных обмотках катушек осуществляется контроллером в зависимости от режима работы двигателя.

Трос газа снимаем для замены а также при ремонте узлов двигателя

Гидравлический натяжитель установлен в передней части головки блока цилиндров (с правой стороны) под отводящим патрубком рубашки охлаждения

Работу проводим в случае выхода из строя одной или нескольких гидроопор рычагов привода клапанов

Снимаем крышку головки блока цилиндров (смотрим статью - «Замена прокладки крышки ГБЦ»).

Маслоотражательные колпачки или попросту сальники клапанов меняем при капитальном ремонте двигателя, а также при ремонте головки блока цилиндров

Шестерню привода масляного насоса нужно заменять при износе зубьев, и при повреждении или износе шлицев, которыми шестерня соединяется с валиком масляного насоса

Для включения и выключения электрических цепей автомобиля служит включатель зажигания или попросту замок зажигания

Головку блока цилиндров снимаем для замены прокладки, ремонта механизма привода клапанов и самой головки, а также при полной разборке двигателя

Успокоитель цепи расположен внутри передней части ГБЦ и прикреплен к ней

Снимаем крышку головки блока цилиндров (см. Замена прокладки крышки головки блока цилиндров).

Замену прокладок нужно делать при смене впускных труб и при обнаружении прогара или износа прокладок

Основной причиной замены цепи является чрезмерная вытяжка. При сильно вытянутой цепи привода распределительного вала, цепь при работе двигателя начинает «греметь»

Замена переднего сальника коленчатого вала

Замену переднего сальника необходимо делать при выявлении течи масла через кромку сальника.

Масло меняем на полностью прогретом двигателе

Перед разборкой очищаем двигатель от грязи

Маслоотделитель снимаем для промывки системы вентиляции картера. В результате эксплуатации в шлангах и деталях системы накапливаются смолистые отложения из картерных газов

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике

Снимаем пластину защиты поддона картера и брызговик двигателя.

Разборку двигателя мы рассмотрели в статье – «Разборка двигателя»

После разборки тщательно вымойте детали керосином, продуйте и просушите их сжатым воздухом (особенно масляные каналы деталей).

Двигатель с коробкой передач и сцеплением образует силовой агрегат – единый блок, закрепленный в моторном отсеке на трех эластичных резинометаллических опорах

Снятие поддона картера и масляного насоса двигателя на автомобиле

Обычно масляный насос снимают для замены или ремонта. Замена или ремонт маслонасоса может быть вызван следующими причинами:

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике

Снимаем капот и запасное колесо.

Демонтируем опоры запасного колеса.

При необходимости демонтаж ШПГ двигателя можно выполнить на автомобиле, не снимая двигатель

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

Разборка переднего тормозного механизма

Вывешиваем и снимаем переднее колесо.

Если трос ручника сильно вытянулся или заклинивает, то лучше заменить трос

Если стояночная тормозная система не удерживает автомобиль на уклоне до 25% при перемещении рычага привода на 4–5 зубьев храпового устройства, стояночный тормоз необходимо отрегулировать.

Обычно бачок главного цилиндра снимаем для промывки или других работ

Промывать бачок нужно мыльным водяным раствором, после этого просушить.

Снятие переднего тормозного шланга

Вывешиваем и снимаем переднее колесо. Отсоединяем шланг от блока тормозных цилиндров (см. Разборка переднего тормозного механизма).

В моторном отсеке отворачиваем гайки крепления главного цилиндра сцепления (см. Снятие главного цилиндра гидропривода сцепления)

Работу проводим с помощником на смотровой канаве или подъемнике

Комбинацию приборов снимаем для ее замены, для замены контрольных ламп и ламп подсветки, троса спидометра и для доступа к точкам крепления панели приборов

На автомобиле установлены две круглые фары головного света. Лампы фар – двухнитевые (Н4)

Напряжение на нити ламп подается через реле ближнего и дальнего света типа 113.3747, расположенные под панелью приборов с левой стороны.

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией

Герметичность системы обеспечивается клапанами в пробке расширительного бачка.

Вентиляторы системы охлаждения двигателя ВАЗ-21214 вращаются с помощью двух электродвигателей постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов

Габаритный свет включен, если нажат (полностью или частично) переключатель наружного освещения. При этом загораются и лампы фонарей освещения заднего номерного знака

Термостат с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной и перепускной клапаны

Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости 79–82 °С, ход основного клапана не менее 6 мм.

Схема соединений системы управления двигателем ВАЗ-21214 с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности Евро-2 с контроллером 2123-1411020-10 (типа МР 7.0) на автомобилях ВАЗ-21214

Радиатор и расширительный бачок снимаем для замены, а также для ремонта и промывки

В процессе эксплуатации соты радиатора забиваются отложениями.

Если двигатель на холостых оборотах не работает, то одной из причин может быть отказ электромагнитного клапана

Для устранения конкретной неисправности, как правило, требуется лишь частичная разборка карбюратора, в этом случае отдельные операции можно пропустить

Заменять фильтрующий элемент воздушного фильтра по рекомендации завода изготовителя нужно через 30000 км. пробега. Но если автомобиль эксплуатируется на пыльных дорогах, нужно менять чаще

Панель приборов обычно снимают для кузовных работ, а также для ремонта отопителя салона

От панели приборов отсоединяем главный цилиндр гидрокорректора фар для этого:

Снятие карбюратора необходимо для его полной разборки или регулировки пускового устройства

На автомобиле ВАЗ-2121 с карбюраторным двигателем установлено три фильтрующих элемента топливной системы, кроме сетки топливоприемника бака

Бамперы изготовлены из алюминиевого профиля, лицевая стенка которого по всей длине бампера отделывается черной резиновой накладкой

Концы бамперов закрываются пластмассовыми черными накладками.

Регулировка привода карбюратора

Выполняется при замене карбюратора, а также при износе или замене деталей привода.

Снятие обивки двери

Обивку двери снимаем для доступа к механизмам замка и стеклоподъемника.

Кузов автомобиля ВАЗ-2121 закрытый, несущий. Кузов выполнен цельнометаллическим и является основным несущим элементом автомобиля

Снимаем обивку двери (см. Снятие обивки двери)

Отсоединяем тягу выключения замка от валика выключения замка (см. Снятие замка двери).

В статье рассмотрим полную разборку задней двери автомобиля

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике

Снимаем правое колесо

Рулевое управление – с механической связью, без усилителя. Рулевой механизм – «глобоидальный червяк – двухгребневой ролик», передаточное число редуктора – 16,4

Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ–21213

Детали схемы: 1 – передние фонари; 2 – боковые указатели поворота; 3 – электродвигатель омывателя ветрового стекла; 4 – электродвигатель омывателя фар*; 5 – коммутатор; 6 – аккумуляторная батарея; 7 – стартер; 8 – генератор; 9 – фары;

Двери снимаем для ремонта и замены

Снимаем ограничитель открывания двери

Снятие боковой тяги

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

Снятие рулевого колеса

Отсоединяем «минусовой» провод от аккумуляторной батареи.

Очиститель стекла двери задка состоит из моторедуктора типа 471.3730, рычага и щетки. Укладка рычага со щеткой – правая по ходу автомобиля

Капот закрывает сверху отсек двигателя, расположенный в передней части кузова автомобиля

Капот состоит из наружной панели и внутренних усилителей, соединенных между собой.

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике

Отсоединяем крепление основного глушителя к дополнительному глушителю.

Система выпуска отработавших газов ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 состоит из выпускного коллектора, приемной трубы, дополнительного и основного глушителей

На автомобилях с системой впрыска между приемной трубой и дополнительным глушителем установлен нейтрализатор отработавших газов.

Подрулевой переключатель закреплен хомутом на кронштейне вала рулевого механизма

Левые переключатели включают указатели поворота (короткий) и свет фар (длинный), а правый управляет омывателем и очистителем ветрового стекла. (Очиститель и омыватель заднего стекла включается клавишей на панели приборов)

Особенности системы рассмотрены в статье – «Конструкция системы выпуска ВАЗ-2121»

Работа по замене глушителя рассмотрена в статье – «Замена глушителя».

Снятие рулевого механизма и регулировка зазора в подшипниках червяка

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

Вынимаем болт крепления вилки нижнего карданного шарнира промежуточного вала рулевого управления к валу червяка рулевого механизма (см. Снятие рулевой колонки).

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике. Для проверки уровня масла в редукторе (на фото вакуумный усилитель для наглядности снят)

Натяжение ремня проверяем по его прогибу между шкивами агрегатов

Конструктивные особенности и возможные неисправности сцепления были рассмотрены в статье – «Особенности и неисправности сцепления»

Система зажигания – бесконтактная. Состоит из датчика-распределителя, коммутатора, катушки зажигания, свечей, выключателя зажигания и проводов высокого и низкого напряжения

Снятие катушки зажигания

Для контроля исправности катушки зажигания необходимо произвести следующие проверки.

Сцепление прокачиваем после замены главного цилиндра, рабочего цилиндра сцепления или шланга сцепления

Работу проводим на подъемнике или смотровой канаве.

Сцепление – однодисковое, сухое, с центральной нажимной пружиной диафрагменного типа

Оно расположено в алюминиевом картере, прикрепленном болтами к блоку двигателя и конструктивно объединенном с коробкой передач.

Система вентиляции автомобиля ВАЗ-2121 – приточно-вытяжная

При движении автомобиля воздух нагнетается в салон естественным напором через щели воздухозаборника на капоте и отсасывается через отверстия в задних стойках крыши

Сливаем жидкость из системы охлаждения при открытом кране отопителя (см. Замена охлаждающей жидкости)

Снимаем шланги с патрубков отопителя и уплотнитель (см. Снятие крана отопителя).

Снимаем коробку передач (статья – «Снятие коробки передач»)

Для того чтобы болты крепления кожуха сцепления легко отвернулись, обстукиваем их головки медным молотком.

Отсоединяем «минусовой» провод от аккумуляторной батареи

Снимаем панель крепления радиоприемника (см. Снятие панели крепления радиоприемника).

Снятие коробки воздухопритока, кожуха радиатора, гибких тяг привода отопителя и кронштейна рычагов управления отопителем

Снимаем радиатор отопителя с краном (см. Снятие радиатора отопителя с краном).

Масло в раздаточной коробке необходимо заменять через каждые 45 000 км пробега

Сливаем жидкость из системы охлаждения при открытом кране отопителя (см. Замена охлаждающей жидкости)

Неисправности сцепления при которых нужно заменить или ремонтировать рабочий цилиндр рассмотрены в статье – «Особенности сцепления»

Регулировка сцепления рассмотрена в статье – «Регулировка сцепления»

Подшипник первичного вала коробки передач ВАЗ-2121 запрессовывается в заднюю часть коленчатого вала двигателя

Отсоединяем «минусовой» провод от аккумуляторной батареи. Демонтируем корпус воздушного фильтра (см. Снятие корпуса воздушного фильтра)

Подшипники и сальники установленные в автомобиле Нива ВАЗ-2121

Подшипники качения

Автомобиль оборудован двумя тормозными системами: рабочей и стояночной

В случае повреждения рабочей системы остановку автомобиля осуществляет исправная часть (контур тормозного привода передних или задних колесных тормозов) рабочей тормозной системы

Стартер 35.3708 – четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением и с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике

Снимаем тормозной барабан (см. Замена задних тормозных колодок).

Снятие механизма переключения рассмотрено в статье – «Ремонт КПП»

Замена прокладки крышки ГБЦ двигателя ВАЗ-21214

Отсоединяем трубки топливной рампы, трос привода дроссельной заслонки и шланг вакуумного усилителя тормозов от кронштейнов, закрепленных на головке блока цилиндров.

Снятие крышки датчика-распределителя зажигания

Вынимаем из крышки высоковольтные провода.

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике. В салоне автомобиля снимаем провода с выключателя контрольной лампы блокировки дифференциала, для этого:

Снимаем датчик-распределитель зажигания (смотрим статью по снятию датчика распределителя).

Проверку датчика распределителя можно посмотреть в статье – «Особенности системы зажигания».

Отсоединяем «минусовой» провод от аккумуляторной батареи

Снимаем пластину защиты поддона картера и правый брызговик двигателя

На двигателе ВАЗ-21213 устанавливается генератор типа 371.3701, на двигателе ВАЗ-21214 – типа 9412.3701

На части двигателей автомобиля ВАЗ-2121 установлен стартер 5722.3708 – четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с планетарным редуктором, роликовой муфтой свободного хода и двухобмоточным тяговым реле.

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

Отсоединяем «минусовой» провод от аккумуляторной батареи

Сальники заменяем при появлении подтекания масла из-под сальников. Также при ремонте коробки передач

Отсоединяем от фланца ведущего вала раздаточной коробки промежуточный вал

Сливаем масло из раздаточной коробки и очищаем ее от грязи.

Разборка и ремонт коробки передач требуются при следующих неисправностях

1. Повышенный шум в коробке передач:

Особенности очистителя и омывателя ветрового стекла

Электродвигатель очистителя – двухщеточный, с возбуждением от постоянных магнитов, односкоростной.

Промежуточный вал передает крутящий момент от вторичного вала коробки передач на ведущий вал раздаточной коробки

Разборка валов коробки передач нужна для замены деталей валов.

Снятие коробки передач рассмотрено в статье – «Снятие КПП»

Разборка коробки передач рассмотрена в статье – «Ремонт КПП»

Привода передних колес снимаем при ремонтных работах или при возникновении неисправностей таких как:

В статье снятие и установка приводов передних колес мы рассмотрели в статье – «Замена приводов передних колес»

В данной статье мы рассмотрим замену шарниров угловых скоростей переднего привода ВАЗ-2121

Признаками замены или ремонта главного цилиндра сцепления является не выключение сцепления (педаль проваливается).