ЗИЛ-131

Длительная работа двигателя с неправильными зазорами может привести к преждевременному износу деталей клапанного механизма — обгоранию клапанов, износу коромысел, опорных поверхностей толкателей и кулачков распределительного вала.

Блок цилиндров и головка блока цилиндров ЗИЛ-131

Блок цилиндров двигателя чугунный, со вставными гильзами из серого чугуна с кислоупорной вставкой в верхней части гильзы осуществляется зажимом бурта гильзы между блоком и головкой блока через асбостальную прокладку, а нижней части — двумя резиновыми кольцами

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости

Пусковой подогреватель двигателя ЗИЛ-131

Пусковой подогреватель двигателя предназначен для прогрева двигателя перед его пуском при низкой окружающей температуре воздуха. Подогреватель работает на топливе, применяемом для двигателя

Фильтр очистки масла (полнопоточная центрифуга) ЗИЛ-131

Фильтр очистки масла (рис. 1) центробежный, с реактивным приводом, включен в систему смазки последовательно

Поршневая группа двигателя ЗИЛ-131

Поршни (рис. 1) выполнены из алюминиевого сплава и покрыты оловом. Юбка поршня имеет форму эллиптического конуса, большое основание, которого расположено у нижнего края юбки, а наибольшая ось эллипса лежит в плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца

Конструкция топливного насоса Б-10 автомобиля ЗИЛ-131

Топливный насос Б10 диафрагменный, герметизированный, с тремя выпускными и тремя впускными клапанами и рычагом для ручной подкачки топлива. Насос установлен слева в верхней части двигателя и приводится в действие эксцентриком распределительного вала с помощью штанги.

Газораспределительный механизм автомобиля ЗИЛ-131

Распределительный вал стальной, с закаленными кулачками и шестерней привода распределителя зажигания, приводится во вращение двумя шестернями

Вентиляция картера двигателя автомобиля ЗИЛ-131

Вентиляция картера принудительная, отсосом картерных газов во впускной газопровод двигателя через специальный клапан 3, установленный на впускном газопроводе

Система смазки двигателя автомобиля ЗИЛ-131

Система смазки двигателя смешанная. Схема смазки показана на рис. 1.

Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам промежуточного валика привода распределителя зажигания и валика масляного насоса и к толкателям

Особенности двигателя автомобиля ЗИЛ-131

Двигатель 3ИЛ-131 V-образный, восьмицилиндровый, четырехтактный, карбюраторный, с жидкостным охлаждением.

Проверка уровня масла в картере двигателя ЗИЛ-131

для смазки двигателя применяется масло; указанное в карте смазки. Проверяют уровень масла в картере по указателю уровня, на котором нанесены три метки:

Водяной насос системы охлаждения двигателя ЗИЛ-131

Водяной насос центробежный, установлен на переднем торце блока цилиндров. Вал насоса вращается в двух шарикоподшипниках, имеющих уплотнения, которые служат для удержания смазки в подшипниках и защиты их от загрязнения.

Система питания двигателя ЗИЛ-131

Система питания двигателя принудительная, с подачей топлива топливным насосом диафрагменного типа.

Топливом для двигателя служит автомобильный бензин с октановым числом не ниже 76 (ГОСТ 2084— 67).

Радиатор и термостат ЗИЛ-131

Радиатор трубчато-ленточный, с трубками овального сечения, четырехрядный. Пробка наливной горловины радиатора (рис. 1) герметичная с двумя клапанами; впускным (воздушным) и выпускным (паровым).

Особенности конструкции коленчатого вала и маховика (ЗИЛ-131)

Коленчатый вал стальной, с закаленными шейками, пятиопорный, с каналами для смазки и центробежными ловушками для очистки масла, диаметр коренной шейки 75-0,020мм, а шатунной 65,5-0,020мм (рис. 1).

Конструкция масляного насоса ЗИЛ-131

Масляный насос (рис. 1) двухсекционный, шестеренчатый. Верхняя секция масляного насоса подает масло в систему смазки двигателя и в центрифугу, а нижняя секция — в масляный радиатор.

Топливный фильтр-отстойник автомобиля ЗИЛ-131

 Топливный фильтр-отстойник установлен на переднем кронштейне топливного бака.

Фильтрующий элемент отстойника состоит из большого числа алюминиевых пластин 12 толщиной 0,14 мм,

Конструкция мостов автомобиля ЗИЛ-131

Задний и средний мосты автомобиля — ведущие.

Передний мост — управляемый и ведущий

Техническое обслуживание мостов ЗИЛ-131

Необходимо регулярно добавлять смазку в мосты и заменять ее, как указано в карте смазки.

Конструкция и ремонт лебедки автомобиля ЗИЛ-131

На автомобиле установлена лебедка, предназначенная для самовытаскивания автомобиля при преодолении труднопроходимых участков пути, а также для оказания помощи другим застрявшим в пути автомобилям

Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-131

Раздаточная коробка механическая, имеет две передачи.

Передаточное число первой передачи 2,08, второй передачи 1,0

Конструкция сцепления автомобиля ЗИЛ-131

Сцепление автомобиля ЗИЛ-131 однодисковое, сухое, установлено в литом чугунном картере 8.

Кожух 9 сцепления закреплен на маховике 2 коленчатого вала 1 восемью центрирующими (специальными) болтами 23

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131

Коробка передач механическая, трехходовая, имеет пять передач для движения вперед и одну — для движения назад. Пятая передача прямая. Коробка передач снабжена двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой 11 пятой передач.

Конструкция и ремонт коробки отбора мощности ЗИЛ-131

Коробка отбора мощности (рис 1) реверсивная, служит для привода лебедки и устанавливается на фланец люка коробки передач.

Ведущий блок 16 зубчатых колес и промежуточное зубчатое колесо 13 установлены на неподвижных осях 11 и 14 на роликовых подшипниках 17

Регулировка подшипников шкворней и ступиц колес автомобиля ЗИЛ-131

Регулировка подшипников шкворней

Подшипники шкворней поворотного кулака переднего ведущего моста регулируются с предварительным натягом

Регулировка подшипников и шестерен редуктора ЗИЛ-131

Конические роликоподшипники вала ведущей конической шестерни редуктора регулируются с небольшим предварительным натягом; осевой зазор не допускается.

Карданная передача автомобиля ЗИЛ-131

Карданная передача автомобиля состоит из четырех карданных валов: основного между коробкой передач и раздаточной коробкой, привода среднего моста между раздаточной коробкой и редуктором среднего моста, привода заднего моста между редукторами среднего и заднего мостов и привода переднего моста между раздаточной коробкой и редуктором переднего моста.

Конструкция и обслуживание подвески ЗИЛ-131

Передняя подвеска состоит из двух продольных полуэллиптических рессор и двух телескопических амортизаторов

Ремонт и обслуживание колес ЗИЛ-131

Колеса ЗИЛ-131 дисковые с разъемным ободом и распорным кольцом, взаимозаменяемые, размер обода 9,0 РГ — 20.

Шины размером 12,00—-20, приспособленные для работы при переменном давлении.

Ремонт гидравлического насоса ЗИЛ-131

Разборка и проверка насоса

Перед разборкой насос нужно снять с автомобиля, предварительно слив из насоса масло и очистив и промыть его наружную поверхность.

Особенности рулевого управления ЗИЛ-131

Автомобиль оборудован рулевым управлением с гидроусилителем, объединенным в одном агрегате с рулевым механизмом.

Уход за рулевым управлением ЗИЛ-131

При эксплуатации необходимо регулярно, в сроки, указанные в карте смазки, проверять уровень масла в системе гидроусилителя и промывать фильтры насоса.

Ремонт рулевого механизма ЗИЛ-131

 Разборка рулевого механизма

Разборка и сборка рулевого механизма, так же как и насоса, должны производиться только в случае необходимости квалифицированными механиками в условиях полной чистоты

Проверка и регулировка рулевого механизма ЗИЛ-131

Неисправности в работе рулевого управления не всегда зависят от его состояния, а иногда вызываются другими причинами.

Основные возможные неисправности в работе рулевого управления ЗИЛ-131 и способы их устранения

Перед определением причин неисправности следует проверить давление в шинах и регулировку шарниров рулевых тяг

Проверка свободного хода рулевого колеса ЗИЛ-131

Проверка углового свободного хода рулевого колеса производится ежедневно при работе двигателя на холостом ходу путем покачивания рулевого колеса в ту и другую стороны до начала поворота управляемых колес.

Насос гидроусилителя ЗИЛ-131

 Насос гидроусилителя 1 рулевого управления с бачком установлен на двигателе и приводится в действие через шкив клиновым ремнем от шкива, расположенного на переднем конце коленчатого вала

Карданный вал рулевого управления ЗИЛ-131

 Карданный вал имеет два шарнира. Карданный шарнир состоит из игольчатых подшипников 4, установленных в вилки и закрепленных стопорными кольцами 2, и крестовины 3, вставленной в подшипники.

Компрессор автомобиля ЗИЛ-131

Компрессор — поршневого типа, непрямоточный двухцилиндровый, одноступенчатого сжатия.

Поршни алюминиевые, с плавающими пальцами; от осевого перемещения пальцы в бобышках поршня фиксируются стопорными кольцами

Система регулирования давления воздуха в шинах ЗИЛ-131

Наличие на автомобиле системы регулирования давления воздуха в шинах позволяет:

а) повышать проходимость автомобиля на труднопроходимых участках пути за счет уменьшения удельного давления на грунт изменением давления в шинах;

Тормоза колес ЗИЛ-131

Тормоза колес имеют по две тормозные колодки с прикрепленными к ним фрикционными накладками.

Колодки установлены на осях с эксцентричными шейками, позволяющими сцентрировать колодки с тормозными барабанами.

Тормоза автомобиля ЗИЛ-131

Автомобиль оборудован не зависящими один от другого тормозами — ручным и ножным.

Ручной тормоз колодочный, барабанного типа, С двумя внутренними колодками, установлен на раздаточной коробке

Регулятор давления установлен на блоке цилиндров компрессора. Для увеличения надежности работы регулятора давления он снабжен двумя фильтрами:

Регулировка ручного тормоза ЗИЛ-131

Регулировку ручного тормоза производят для уменьшения зазоров между колод­ками и барабаном, увели­чившихся вследствие из­носа накладок

Комбинированный тормозной кран ЗИЛ-131

Комбинированный тормозной кран состоит из двух секций, объединенных в одном корпусе, и предназначен для управления пневматическим приводом тормозов автомобиля-тягача и прицепа (полуприцепа).

Механический привод обеих секций осуществляется парой рычагов. Нижняя секция управляет тормозами автомобиля-тягача, а верхняя — тормозами прицепа или полуприцепа.

Проверка исправности пневматического привода ЗИЛ-131 и уход за ним

Перед выездом необходимо убедиться, что давление в системе не ниже 4,5 кг/см². Во время движения давление в пневматической системе тормозов должно быть в пределах 5,6—7,4 кг/см²

Предохранительный клапан тормозов ЗИЛ-131

 Предохранительный клапан предназначен для предохранения пневматической системы от чрезмерного повышения давления в случае порчи автоматического регулятора давления

Детали пневматического привода тормозов колес ЗИЛ-131

Соединительная головка служит для соединения воздухопроводов автомобиля с прицепом.

Установку зажигания при сборке двигателя, а также на двигателях, с которых снимались распределитель и привод распределителя, необходимо производить в следующем порядке:

Бесконтактная экранированная система зажигания устанавливается на автомобиле ЗИЛ-1З1 и его модификациях. Схема системы зажигания показана на рис. 1.

Устройство контактной системы зажигания ЗИЛ 131

На двигателе установлена экранированная, герметизированная система батарейного зажигания, состоящая из катушки зажигания Б 102-Б, распределителя зажигания Р102, свечей зажигания СН307 и проводов высокого напряжения в экранирующих шлангах и коллекторах, а также выключателя зажигания.

Система электрооборудования автомобиля однопроводная, номинальное напряжение 12 в; с корпусом («массой автомобиля») соединены отрицательные клеммы источников тока

Устройство генератора ЗИЛ-131

Генератор Г51 водостойкий, работает параллельно с аккумуляторной батареей и совместно с реле-регулятором РР5I, предназначен для питания потребителей электроэнергией и подзарядки аккумуляторных батарей.

Основные возможные неисправности в работе генератора ЗИЛ-131 и способы их устранения

Признак неисправности Способ устранения