Радиатор трубчато-ленточный, с трубками овального сечения, четырехрядный

Пробка наливной горловины радиатора (рис. 1) герметичная с двумя клапанами; впускным (воздушным) и выпускным (паровым)

Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения давление 1 кГ/см2.

При таком давлении закипание охлаждающей жидкости наступает при температуре 119˚ С

Следовательно, создается запас эффективности системы охлаждения и автомобиль можно эксплуатировать в тяжелых условиях более длительное время при не кипящей воде в радиаторе.

Если резиновые шайбы 6 и 11 клапанов пробки радиатора отсутствуют или разрушены, то работа системы охлаждения как закрытой системы прекращается, и закипание жидкости в этом случае наступает при 100˚ С.

Пробка радиатора ЗИЛ-131

Впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе большого разрежения при остывании двигателя и предохраняет детали радиатора от повреждения.

Впускной клапан открывается и сообщает полость радиатора с атмосферой при падении давления на 0,01—0,13 кГ/см.

Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения контролируется указателем, установленным на щитке приборов.

Датчик указателя температуры находится в водяном канале впускной трубы двигателя.

При достижении температуры охлаждающей жидкости 115° С на щитке приборов зажигается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости, датчик которой расположен в верхнем бачке радиатора

В этом случае открывать пробку радиатора или расширительного бачка следует осторожно, так как при резком открывании пробки возможно выбрасывание горячей воды из горловины.

Схема работы термостата ЗИЛ-131

Термостат с твердым наполнителем помещен между верхним и нижним патрубками водяной рубашки.

Термостат служит для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения.

При прогреве холодного двигателя канал, соединяющий рубашку двигателя с радиатором, перекрыт заслонкой 7 термостата (рис. 2).

Охлаждающая жидкость через перепускной патрубок, соединяющий нижний выпускной патрубок водяной рубашки с всасывающей полостью корпуса подшипников водяного насоса, интенсивно циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.

Эта циркуляция сохраняется к при полностью открытом термостате.

При достижении охлаждающей жидкостью температуры 70—83° С церезин (нефтяной воск) 2 (рис. 2, б), заключенный в баллон 1 термостата, плавится и, увеличивая свой объем, вызывает перемещение штока 5 вверх и открывает заслонку 7, после чего охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор.

При снижении температуры церезин уменьшает свой объем, и заслонка под воздействием пружины закрывается (рис. 2, а).

Жалюзи радиатора служат для регулирования потока воздуха, проходящего через радиатор; управление жалюзи осуществляется из кабины водителя.

Ручка управления расположена под щитом с левой стороны кабины. Чтобы закрыть жалюзи надо потянуть ручку на себя.

Закрывать жалюзи следует при прогреве двигателя, а также при движении в случае понижения температуры охлаждающей жидкости.