Двигатель 3ИЛ-131 V-образный, восьмицилиндровый, четырехтактный, карбюраторный, с жидкостным охлаждением

Двигатель ЗИЛ-5081.10: 1 - Маслоприемник картера двигателя; 2. Масляный картер двигателя; 3. Коленчатый вал; 4. Крышка коренного подшипника; 5. Масляный насос; 6. Канал в блоке для забора масла в насос; 7. Валик привода масляного насоса; 8. Кран для слива охлаждающей жидкости; 9. Поршень с поршневыми кольцами; 10. Блок цилиндров двигателя; 11. Выпускной коллектор; 12. Патрубок выпускного коллектора; 13. Хомут крепления патрубка выпускного коллектора; 14. Камера сгорания; 15. Головка блока цилиндров; 16. Выпускной клапан; 17. Направляющая втулка; 18. Пружина клапана; 19. Коромысло привода клапана; 20. Ось коромысел клапанов; 21. Шестерня привода масляного насоса и датчика системы зажигания; 22. Впускной коллектор и маслоуловитель системы вентиляции картера двигателя; 23. Корпус привода распределителя системы зажигания; 24. Водяная рубашка впускного коллектора; 25. Исполнительный механизм ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя; 26. Центробежный масляный фильтр; 27. Карбюратор; 28. Фильтр тонкой очистки топлива; 29. Распределитель зажигания; 30. Экранированный кожух проводов к свечам зажигания; 31. Указатель уровня масла; 32. Крышка головки блока; 33. Коллектор экранированных проводов; 34. Тарелка пружины клапана; 35. Манжеты впускного клапана; 36. Впускной клапан; 37. Штанга-толкатель; 38. Экранированная свеча зажигания; 39. Водяная рубашка системы охлаждения двигателя; 40. Прокладка головки блока; 41. Поршневой палец; 42. Электрический стартер; 43. Шатун; 44. Картер маховика и сцепления; 45. Нижняя крышка картера маховика и сцепления; 46. Крышка нижней головки шатуна.

Двигатель прикреплен к раме в трех точках.

Передней опорой двигателя является кронштейн, установленный под крышкой распределительных шестерен; задними опорами служат лапы картера сцепления.

Между кронштейном и передней поперечиной рамы, а также между лапами картера сцепления и задними кронштейнами крепления двигателя установлены круглые резиновые подушки.

Продольный разрез двигателя 3ИЛ-5081.10: 1 - шкив коленчатого вала; 2 - храповик; 3 - блок цилиндров; 4 - указатель установки зажигания; 5 - датчик ограничителя частоты вращения; 6 - валик при вода датчика ограничителя; 7 - поджимная пружина валика; 8 - распорное кольцо; 9  упорный фланец; 10 крышка распределительных шестерен при вода распределительного вала; 11 - жидкостный насос; 12 - шкив жидкостного насоса; 13 - ремень привода генератора; 14 - ремень при вода насоса рулевого усилителя; 15 - ремень при вода компрессора; 16 - пробка; 17 - масленка; 18 - рым болт; 19 патрубок вентиляции картера и маслоналивная горловина; 20 - топливный насос; 21- штанга топливного насоса; 22  фильтр тонкой очистки топлива; 23 - трубка клапана системы вентиляции; 24  центробежный фильтр очистки масла (центрифуга); 25 - датчик указателя температуры в системе охлаждения двигателя; 26 - распределительный вал; 27 - вкладыш коренного подшипника; 28 - уплотнительная манжета заднего коренного подшипника; 29  картер сцепления; 30 - коленчатый вал; 31 - упорная шайба; 32 - шестерня привода распределительного вала

Подушки передней и задней подвески взаимозаменяемы.

Кроме того, двигатель соединен с передней поперечиной рамы при помощи реактивной тяги, имеющей резиновые амортизаторы.

Реактивная тяга предназначена для удержания двигателя от продольных перемещений при выключений сцепления, включении раздаточной коробки или при торможении автомобиля.

Подвеска двигателя: (а) - передняя опора; (б) - задняя опора: 1 - буфер тяги; 2 - соединительная тяга; 3 - кронштейн передней опоры двигателя; 4 - болт передней опоры двигателя; 5 - нижняя подушка передней опоры; 6 - защитный колпак верхних подушек передней опоры двигателя; 7 - болт крепления двигателя; 8 - болт задней опоры; 9 - накладка подушек задней опоры; 10 - верхняя подушка задней опоры; 11 - нижняя подушка задней опоры; 12 - болт задней опоры

Подвеска двигателя показана на рис. 4

В сроки, указанные в разделе «Техническое обслуживание автомобиля», необходимо производить проверку затяжки гаек болтов передней и задней подвесок двигателя, а также проверку крепления реактивной тяги.

Момент затяжки гаек болтов 8 задней подвески должен быть равен 20—25 кГм, а гаек болтов 4 и 12 соответственно передней и задней подвесок 8—10 кГм.