Система смазки двигателя (рис. 1) смешанная под давлением и разбрызгиванием
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, поршневые пальцы, подшипники распределительного вала, втулки и коромысел, втулки толкателей, наконечники штанг толкателей, подшипники масляного насоса и его привода;
Разбрызгиванием смазываются зеркало гильз цилиндров, кулачки распределительного вала, шестерни приводов агрегатов и подшипники качения.
рис.1.Схема системы смазки: 1 - фильтр центробежной очистки масла; 2 - топливный насос высокого давления; 3 - масляный фильтр турбокомпрессора; 4 - маслозаливная горловина; 5 - центральный масляный канал; 6 - дифференциальный клапан; 7 - направление движения масла к масляному радиатору; 8 - предохранительный клапан радиаторной секции; 9 - маслозаборник масляного насоса; 10 - редукционный клапан; 11 - направление движения масла из радиатора в поддон; 12 - масляный насос; 13 - перепускной клапан масляного фильтра, 14 - фильтр грубой очистки масла; (А) - высокое давление; (Б) - засасывание масла; (В) - слив и смазка разбрызгиванием; (Г) - масляные каналы коленчатого вала
Масляный насос (рис. 2).
Шестеренного типа, установлен на передней крышке коренного подшипника и приводится во вращение от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню; состоит из двух секций — основной и радиаторной.
рис. 2. Масляный насос: 1 - проставка корпусов секций насоса; 2 - ось ведомых шестерен основной и радиаторной секций; 3 - корпус основной секции насоса; 4 - ведомая шестерня основной секции; 5 - редукционный клапан; 6 - регулировочная шайба; 7 - ведущая шестерня основной секции; 8 - ведущий валик основной и радиаторной секций; 9 - ведомая шестерня привода насоса; 10 - ось промежуточной шестерни; 11 - промежуточная шестерня; 12 - упорный фланец; 13 - втулка; 14 - установочная втулка корпуса секций; 15 - ведомая шестерня радиаторной секции; 16 - корпус радиаторной секций; 17- ведомая шестерня радиаторной секции; 18 - предохранительный клапан; 19 - стопорный шарик
Основная (нагнетательная) секция насоса подает масло в основную масляную магистраль через последовательно включенный фильтр грубой очистки 14 (см. рис. 1).
В корпусе фильтра грубой очистки установлен перепускной клапан 12 (рис. 3), который при разности давлений до и после фильтра, равной 1 ,8-2,3 кгс/см² (при загрязнении элемента фильтра), открывается и часть неочищенного масла, минуя фильтр, поступает в масляную магистраль.
рис. 3. Фильтр грубой очистки масла: 1 - корпус фильтра, 2 - пробка сливного отверстия; 3 - прокладка колпака; 4 - прокладка фильтрующего элемента; 5 - фильтрующий элемент; 6 - нижняя крышка фильтрующего элемента; 7 - колпак фильтра: 8 - верхняя крышка фильтрующего элемента; 9 - стержень фильтра: 10 - пружина; 11 - болт крепления колпака; 12 перепускной клапан; 13 - пружина клапана; 14 - пружина сигнализатора; 15 - корпус сигнализатора; 16 - подвижный контакт; 17 - прокладка пробки клапана; 18 - пробка клапана; 19 - регулировочная шайба пружины клапана; 20 - клемма сигнализатора; 21 - неподвижный контакт
К моменту начала открытия перепускного клапана 12 произойдет замыкание контактов сигнализатора:
- в этот момент в кабинете загорается сигнальная лампочка.
После фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда по каналам в блоке цилиндров к подшипникам коленчатого и распределительного валов.
От подшипников коленчатого вала через систему каналов в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов.
От распределительного вала масло пульсирующим потоком направляется в канал оси толкателей и оттуда по каналам в толкателях, по полым штангам и сверлениям коромысел — ко всем трущимся парам привода клапанов.
Из центрального масляного канала по наружной рубке масло поступает к подшипникам турбокомпрессора через дополнительный фильтр тонкой очистки (рис. 4).
рис. 4. Масляный фильтр турбокомпрессора: 1 - болт крепления корпуса; 2 - прокладка; 3 - крышка фильтра; 4 - прокладка корпуса; 5 - фиксатор элемента; 6 — стержень; 7 - корпус; 8 - фильтрующий элемент; 9 - уплотнительная чашка; 10
- уплотнительное кольцо; 11 - пружина; 12 - сливная пробка
После фильтра грубой очистки параллельно основной масляной магистрали включен центробежный фильтр тонкой очистки масла 1 (см. рис. 1), который пропускает до 10% масла, проходящего через систему смазки.
Очищенное масло сливается в поддон.
Нагнетательная секция масляного насоса снабжена редукционным клапаном 10 (см. рис. 1), перепускающим масло в поддон при давлении на выходе из насоса более 7-8 кгс/см².
В корпусе радиаторной секции насоса установлен предохранительный клапан 8, отрегулированный на давление 0,8-1,2 кгс/см².
Для стабилизации давления в систему смазки включен дифференциальный клапан 6. отрегулированный на начало открытия при 5,2 - 5,4 кгс/см².
Фильтр тонкой очистки масла
рис. 5. Фильтр центробежной очистки масла: 1 - колпак фильтра; 2 - шайба; 3 - колпачковая гайка; 4 — гайка крепления ротора; 5 - упорная шайба; 6 - гайка ротора; 7 - шайба; 8 - сетка; 9, 16 - втулки ротора; 10 - колпак ротора; 11 - ротор; 12 - заборная трубка; 13 - отражатель; 14 - уплотнительное кольцо; 15 - прокладка колпака; 17 - стопорное кольцо; 18 - подшипник; 19 - ось ротора; 20 - корпус фильтра; 21 - штифт; 22 - сопло ротора
Фильтр центробежного типа (центрифуга). Ротор 11 (рис. 5) фильтра приводится во вращение реактивным моментом, создаваемым вытекающим с большей скоростью маслом из сопел 22.
При вращении ротора механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к внутренней полости колпака 10, образуя плотный осадок, удаляемый при разборке фильтра.
Очищенное масло сливается в картер двигателя.
Масляный радиатор
Трубчатый, воздушного охлаждения, расположен перед радиатором водяного охлаждения. Его включают при температуре воздуха 15 °С и выше, открывая краник, расположенный на левой стороне блока цилиндров.
В тяжелых условиях эксплуатации масляный радиатор следует включать при более низких температурах воздуха. Во всех других случаях он должен быть выключен.
Возможные неисправности системы смазки и способы их устранения
- Причина неисправности - Способ устранения
Пониженное давление масла:
- - Недостаточное количество масла в системе смазки - долить масло
- - Разжижение масла топливом - Устранить подтекание топлива в сливной магистрали под крышками головок цилиндров, в резьбовых соединениях форсунок и в местах присоединения топливопроводов к форсункам
- - Повышенная температура масла - Неисправность системы охлаждения масла
- - Загрязнение фильтрующего элемента фильтра грубой очистки - Промыть фильтрующий элемент
- - Засорение заборника масляного насоса - Промыть заборник насоса
- - Заедание плунжера редукционного или сливного клапанов масляного насоса - Промыть не разбирая клапан
- - Износ деталей масляного насоса - Разобрать масляный насос и заменить изготовленные детали если необходимо, заменить
- - Износ коренных и шатунных подшипников - Заменить вкладыши
Пониженное давление масла в турбокомпрессоре:
Давление масла в турбокомпрессоре понизится одновременно с падением давления масла в основной магистрали при любой из перечисленных выше неисправностей системы смазки. Кроме того, может иметь место:
- - Поломка трубки подвода масла к турбокомпрессору - Заменить или отремонтировать трубку
- - Неисправность масляного манометра в системе смазки турбокомпрессора - Заменить манометр. Сменить фильтрующий элемент масляного фильтра турбокомпрессора с промывкой фильтра
- - Износ подшипников турбокомпрессора - Снять турбокомпрессор с двигателя и направить в мастерскую для ремонта
В систему смазки попадает вода:
- - Разрушение прокладок головок цилиндра - Заменить неисправную прокладку
- - Недостаточно затянута гайка стакана форсунки - Подтянуть гайку крепления стакана форсунки
- - Негерметичность резиновых колец гильз цилиндров - Заменить неисправные уплотнительные кольца
- - Трещина в головке или блоке цилиндров - двигатель направить в ремонт