Система смазки двигателя (рис. 1) смешанная под давлением и разбрызгиванием
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, поршневые пальцы, подшипники распределительного вала, втулки и коромысел, втулки толкателей, наконечники штанг толкателей, подшипники масляного насоса и его привода;
Разбрызгиванием смазываются зеркало гильз цилиндров, кулачки распределительного вала, шестерни приводов агрегатов и подшипники качения.
Масляный насос (рис. 2).
Шестеренного типа, установлен на передней крышке коренного подшипника и приводится во вращение от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню; состоит из двух секций — основной и радиаторной.
Основная (нагнетательная) секция насоса подает масло в основную масляную магистраль через последовательно включенный фильтр грубой очистки 14 (см. рис. 1).
В корпусе фильтра грубой очистки установлен перепускной клапан 12 (рис. 3), который при разности давлений до и после фильтра, равной 1 ,8 - 2,3 кгс/см2 (при загрязнении элемента фильтра), открывается и часть неочищенного масла, минуя фильтр, поступает в масляную магистраль.
К моменту начала открытия перепускного клапана 12 произойдет замыкание контактов сигнализатора:
- в этот момент в кабинете загорается сигнальная лампочка.
После фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда по каналам в блоке цилиндров к подшипникам коленчатого и распределительного валов.
От подшипников коленчатого вала через систему каналов в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов.
От распределительного вала масло пульсирующим потоком направляется в канал оси толкателей и оттуда по каналам в толкателях, по полым штангам и сверлениям коромысел — ко всем трущимся парам привода клапанов.
Из центрального масляного канала по наружной рубке масло поступает к подшипникам турбокомпрессора через дополнительный фильтр тонкой очистки (рис. 4).
После фильтра грубой очистки параллельно основной масляной магистрали включен центробежный фильтр тонкой очистки масла 1 (см. рис. 1), который пропускает до 10% масла, проходящего через систему смазки.
Очищенное масло сливается в поддон.
Нагнетательная секция масляного насоса снабжена редукционным клапаном 10 (см. рис. 1), перепускающим масло в поддон при давлении на выходе из насоса более 7 — 8 кгс/см2.
В корпусе радиаторной секции насоса установлен предохранительный клапан 8, отрегулированный на давление 0,8 — 1,2 кгс/см2.
Для стабилизации давления в систему смазки включен дифференциальный клапан 6. отрегулированный на начало открытия при 5,2 - 5,4 кгс/см2.
Фильтр тонкой очистки масла
Фильтр центробежного типа (центрифуга). Ротор 11 (рис. 5) фильтра приводится во вращение реактивным моментом, создаваемым вытекающим с большей скоростью маслом из сопел 22.
При вращении ротора механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к внутренней полости колпака 10, образуя плотный осадок, удаляемый при разборке фильтра.
Очищенное масло сливается в картер двигателя.
Масляный радиатор
Трубчатый, воздушного охлаждения, расположен перед радиатором водяного охлаждения. Его включают при температуре воздуха 15 °С и выше, открывая краник, расположенный на левой стороне блока цилиндров.
В тяжелых условиях эксплуатации масляный радиатор следует включать при более низких температурах воздуха. Во всех других случаях он должен быть выключен.
Возможные неисправности системы смазки и способы их устранения
- Причина неисправности
Способ устранения
Пониженное давление масла
- Недостаточное количество масла в системе смазки
долить масло
- Разжижение масла топливом
Устранить подтекание топлива в сливной магистрали под крышками головок цилиндров, в резьбовых соединениях форсунок и в местах присоединения топливопроводов к форсункам
- Повышенная температура масла
Неисправность системы охлаждения масла
- Загрязнение фильтрующего элемента фильтра грубой очистки
Промыть фильтрующий элемент
- Засорение заборника масляного насоса
Промыть заборник насоса
- Заедание плунжера редукционного или сливного клапанов масляного насоса
Промыть не разбирая клапан
- Износ деталей масляного насоса
Разобрать масляный насос и заменить изготовленные детали если необходимо, заменить
- Износ коренных и шатунных подшипников
Заменить вкладыши
Пониженное давление масла в турбокомпрессоре
Давление масла в турбокомпрессоре понизится одновременно с падением давления масла в основной магистрали при любой из перечисленных выше неисправностей системы смазки. Кроме того, может иметь место:
- Поломка трубки подвода масла к турбокомпрессору
Заменить или отремонтировать трубку
- Неисправность масляного манометра в системе смазки турбокомпрессора
Заменить манометр
Сменить фильтрующий элемент масляного фильтра турбокомпрессора с промывкой фильтра
- Износ подшипников турбокомпрессора
Снять турбокомпрессор с двигателя и направить в мастерскую для ремонта
В систему смазки попадает вода
- Разрушение прокладок головок цилиндра
Заменить неисправную прокладку
- Недостаточно затянута гайка стакана форсунки
Подтянуть гайку крепления стакана форсунки
- Негерметичность резиновых колец гильз цилиндров
Заменить неисправные уплотнительные кольца
- Трещина в головке или блоке цилиндров
двигатель направить в ремонт