Система смазки двигателя (рис. 1) смешанная под давлением и разбрызгиванием

Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, поршневые пальцы, подшипники распределительного вала, втулки и коромысел, втулки толкателей, наконечники штанг толкателей, подшипники масляного насоса и его привода;

Разбрызгиванием смазываются зеркало гильз цилиндров, кулачки распределительного вала, шестерни приводов агрегатов и подшипники качения.

рис.1.Схема системы смазки: 1 - фильтр центробежной очистки масла; 2 - топливный насос высокого давления; 3 - масляный фильтр турбокомпрессора; 4 - маслозаливная горловина; 5 - центральный масляный канал; 6 - дифференциальный клапан; 7 - направление движения масла к масляному радиатору; 8 - предохранительный клапан радиаторной секции; 9 - маслозаборник масляного насоса; 10 - редукционный клапан; 11 - направление движения масла из радиатора в поддон; 12 - масляный насос; 13 - перепускной клапан масляного фильтра, 14 - фильтр грубой очистки масла; (А) - высокое давление; (Б) - засасывание масла; (В) - слив и смазка разбрызгиванием; (Г) - масляные каналы коленчатого вала

Масляный насос (рис. 2).

Шестеренного типа, установлен на передней крышке коренного подшипника и приводится во вращение от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню; состоит из двух секций — основной и радиаторной.

рис. 2. Масляный насос: 1 - проставка корпусов секций насоса; 2 - ось ведомых шестерен основной и радиаторной секций; 3 - корпус основной секции насоса; 4 - ведомая шестерня основной секции; 5 - редукционный клапан; 6 - регулировочная шайба; 7 - ведущая шестерня основной секции; 8 - ведущий валик основной и радиаторной секций; 9 - ведомая шестерня привода насоса; 10 - ось промежуточной шестерни; 11 - промежуточная шестерня; 12 - упорный фланец; 13 - втулка; 14 - установочная втулка корпуса секций; 15 - ведомая шестерня радиаторной секции; 16 - корпус радиаторной секций; 17- ведомая шестерня радиаторной секции; 18 - предохранительный клапан; 19 - стопорный шарик

Основная (нагнетательная) секция насоса подает масло в основную масляную магистраль через последовательно включенный фильтр грубой очистки 14 (см. рис. 1).

В корпусе фильтра грубой очистки установлен перепускной клапан 12 (рис. 3), который при разности давлений до и после фильтра, равной 1 ,8-2,3 кгс/см² (при загрязнении элемента фильтра), открывается и часть неочищенного масла, минуя фильтр, поступает в масляную магистраль.

рис. 3. Фильтр грубой очистки масла: 1 - корпус фильтра, 2 - пробка сливного отверстия; 3 - прокладка колпака; 4 - прокладка фильтрующего элемента; 5 - фильтрующий элемент; 6 - нижняя крышка фильтрующего элемента; 7 - колпак фильтра: 8 - верхняя крышка фильтрующего элемента; 9 - стержень фильтра: 10 - пружина; 11 - болт крепления колпака; 12 перепускной клапан; 13 - пружина клапана; 14 - пружина сигнализатора; 15 - корпус сигнализатора; 16 - подвижный контакт; 17 - прокладка пробки клапана; 18 - пробка клапана; 19 - регулировочная шайба пружины клапана; 20 - клемма сигнализатора; 21 - неподвижный контакт

К моменту начала открытия перепускного клапана 12 произойдет замыкание контактов сигнализатора:

- в этот момент в кабинете загорается сигнальная лампочка.

После фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда по каналам в блоке цилиндров к подшипникам коленчатого и распределительного валов.

От подшипников коленчатого вала через систему каналов в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов.

От распределительного вала масло пульсирующим потоком направляется в канал оси толкателей и оттуда по каналам в толкателях, по полым штангам и сверлениям коромысел — ко всем трущимся парам привода клапанов.

Из центрального масляного канала по наружной рубке масло поступает к подшипникам турбокомпрессора через дополнительный фильтр тонкой очистки (рис. 4).

рис. 4. Масляный фильтр турбокомпрессора: 1 - болт крепления корпуса; 2 - прокладка; 3 - крышка фильтра; 4 - прокладка корпуса; 5 - фиксатор элемента; 6 — стержень; 7 - корпус; 8 - фильтрующий элемент; 9 - уплотнительная чашка; 10

 - уплотнительное кольцо; 11 - пружина; 12 - сливная пробка

После фильтра грубой очистки параллельно основной масляной магистрали включен центробежный фильтр тонкой очистки масла 1 (см. рис. 1), который пропускает до 10% масла, проходящего через систему смазки.

Очищенное масло сливается в поддон.

Нагнетательная секция масляного насоса снабжена редукционным клапаном 10 (см. рис. 1), перепускающим масло в поддон при давлении на выходе из насоса более 7-8 кгс/см².

В корпусе радиаторной секции насоса установлен предохранительный клапан 8, отрегулированный на давление 0,8-1,2 кгс/см².

Для стабилизации давления в систему смазки включен дифференциальный клапан 6. отрегулированный на начало открытия при 5,2 - 5,4 кгс/см².

Фильтр тонкой очистки масла

рис. 5. Фильтр центробежной очистки масла: 1 - колпак фильтра; 2 - шайба; 3 - колпачковая гайка; 4 — гайка крепления ротора; 5 - упорная шайба; 6 - гайка ротора; 7 - шайба; 8 - сетка; 9, 16 - втулки ротора; 10 - колпак ротора; 11 - ротор; 12 - заборная трубка; 13 - отражатель; 14 - уплотнительное кольцо; 15 - прокладка колпака; 17 - стопорное кольцо; 18 - подшипник; 19 - ось ротора; 20 - корпус фильтра; 21 - штифт; 22 - сопло ротора

Фильтр центробежного типа (центрифуга). Ротор 11 (рис. 5) фильтра приводится во вращение реактивным моментом, создаваемым вытекающим с большей скоростью маслом из сопел 22.

При вращении ротора механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к внутренней полости колпака 10, образуя плотный осадок, удаляемый при разборке фильтра.

Очищенное масло сливается в картер двигателя.

Масляный радиатор

Трубчатый, воздушного охлаждения, расположен перед радиатором водяного охлаждения. Его включают при температуре воздуха 15 °С и выше, открывая краник, расположенный на левой стороне блока цилиндров.

В тяжелых условиях эксплуатации масляный радиатор следует включать при более низких температурах воздуха. Во всех других случаях он должен быть выключен.

Возможные неисправности системы смазки и способы их устранения

- Причина неисправности - Способ устранения

Пониженное давление масла:

  • - Недостаточное количество масла в системе смазки - долить масло
  • - Разжижение масла топливом - Устранить подтекание топлива в сливной магистрали под крышками головок цилиндров, в резьбовых соединениях форсунок и в местах присоединения топливопроводов к форсункам
  • - Повышенная температура масла - Неисправность системы охлаждения масла
  • - Загрязнение фильтрующего элемента фильтра грубой очистки - Промыть фильтрующий элемент
  • - Засорение заборника масляного насоса - Промыть заборник насоса
  • - Заедание плунжера редукционного или сливного клапанов масляного насоса - Промыть не разбирая клапан
  • - Износ деталей масляного насоса - Разобрать масляный насос и заменить изготовленные детали если необходимо, заменить
  • - Износ коренных и шатунных подшипников - Заменить вкладыши

Пониженное давление масла в турбокомпрессоре:

Давление масла в турбокомпрессоре понизится одновременно с падением давления масла в основной магистрали при любой из перечисленных выше неисправностей системы смазки. Кроме того, может иметь место:

  • - Поломка трубки подвода масла к турбокомпрессору - Заменить или отремонтировать трубку
  • - Неисправность масляного манометра в системе смазки турбокомпрессора - Заменить манометр. Сменить фильтрующий элемент масляного фильтра турбокомпрессора с промывкой фильтра
  • - Износ подшипников турбокомпрессора - Снять турбокомпрессор с двигателя и направить в мастерскую для ремонта

В систему смазки попадает вода:

  • - Разрушение прокладок головок цилиндра - Заменить неисправную прокладку
  • - Недостаточно затянута гайка стакана форсунки - Подтянуть гайку крепления стакана форсунки
  • - Негерметичность резиновых колец гильз цилиндров - Заменить неисправные уплотнительные кольца
  • - Трещина в головке или блоке цилиндров - двигатель направить в ремонт