На автомобилях МАЗ-64227, МАЗ-54322 устанавливается восьмиступенчатая двухдиапазонная коробка передач ЯМЗ-238А с синхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода
Коробка передач состоит из основной двухступенчатой коробки и двухступенчатой дополнительной коробки (понижающей передачи).
Устройство коробки передач показано на рис. 1.
Монтаж всех деталей коробки передач производится в картерах основной и дополнительной коробок, которые соединяются между собой, а затем в сборе присоединяются к картеру сцепления: образуется единый силовой агрегат в составе двигателя, сцепления и коробки передач.
Первичный вал 1 основной коробки установлен на двух шариковых подшипниках; на переднем шлицевом конце установлены ведомые диски сцепления, а задний конец выполнен в виде зубчатого венца шестерни постоянного зацепления основной коробки.
Вторичный вал 5 основной коробки спереди опирается на цилиндрический роликоподшипник, установленный в расточке зубчатого венца ведущего вала, а сзади на шарикоподшипник, установленный в передней стенке картера дополнительной коробки.
Задний конец вторичного вала выполнен в виде зубчатого венца, являющегося шестерней постоянного зацепления дополнительной коробки.
Шестерни второй и четвертой передач вторичного вала основной коробки установлены на подшипниках скольжения, выполненных в виде стальных втулок, имеющих специальное покрытие и пропитку, а шестерни первой передачи и заднего хода — на роликовых подшипниках.
Промежуточный вал 26 основной коробки спереди опирается на роликоподшипник, смонтированный в передней стенке картера основной коробки, а сзади — на двухрядный сферический подшипник, размещенный в стакане, установленном в задней стенке картера основной коробки.
В приливах картера основной коробки установлена дополнительная ось для промежуточной шестерни заднего хода.
Включение заднего хода осуществляется перемещением каретки 24 заднего хода вперед до соединения ее с зубчатым венцом шестерни 25 заднего хода, которая находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней заднего хода.
Вторичный вал 15 дополнительной коробки спереди опирается на цилиндрический роликоподшипник, размещенный в расточке зубчатого венца вторичного вала основной коробки, сзади на два подшипника: цилиндрический роликоподшипник и шариковый подшипник, установленные соответственно в задней стенке картера дополнительной коробки и крышке подшипника вторичного вала.
На шлицах средней части вторичного вала дополнительной коробки установлены синхронизаторы переключения передач, а на заднем шлицевом конце — фланец крепления карданного вала.
На средней цилиндрической части вала на роликовых цилиндрических подшипниках установлена шестерня 11 дополнительной коробки.
Промежуточный вал 19 дополнительной коробки спереди опирается на цилиндрический роликоподшипник, установленный в передней стенке картера дополнительной коробки, а сзади на двухрядный сферический подшипник, размещенный в стакане, смонтированном в задней стенке картера дополнительной коробки.
На переднем шлицевом конце промежуточного вала дополнительной коробки установлена шестерня 22 понижающей передачи.
В задней части промежуточного вала сделан зубчатый венец, сопряженный с шестерней понижающей передачи вторичного вала дополнительной коробки.
Для включения передач в основной коробке применены инерционные синхронизаторы с конусными фрикционными кольцами, а в дополнительной — с фрикционными дисками.
Переключение передач в основной коробке производится с помощью механического дистанционного привода, а дополнительная коробка управляется с помощью пневмопривода.
Дистанционный привод основной коробки (рис. 2). Телескопического типа, состоит из механизма, расположенного непосредственно на коробке передач 13, и системы тяг и рычагов, связанных с рычагом 3 передач, смонтированным в кабине.
В приливах верхней крышки 1 (рис. 3) основной коробки смонтированы три штока: на крайнем правом (по ходу автомобиля) закреплена вилка 3 переключения заднего хода, на среднем — вилка 4 переключения первой и второй передач основной коробки и на третьем — вилка 8 переключения третьей и четвертой передач основной коробки.
Штоки 5, 20 и 21 передвигаются в направляющих опорах верхней крышки с помощью рычага 22. На штоке заднего хода и штоке переключения первой и второй передач основной коробки имеются головки (соответственно 11 и 17).
В головку 17 рычаг 22 входит непосредственно, а в головку 11 через поводок 15 переключения заднего хода.
Для включения третьей и четвертой передач основной коробки рычаг 22 может входить непосредственно в паз вилки 8 переключения этих передач.
Положение штока заднего хода зафиксировано в крышке с помощью предохранителя 16, входящего в поводок 15 под действием пружины 12, помещенной в специальном стакане 1З.
Только преодолев усилие пружины этого предохранителя, можно включить задний ход.
Штоки при включенной передаче и в нейтральном положении удерживаются шариковыми фиксаторами, для предотвращения возможности одновременного включения двух передач в штоках установлен специальный замок шарикового типа.
На верхней крышке основной коробки смонтирован картер 11 (см. рис. 2) дистанционного механизма управления основной коробкой, в котором располагается вал 12 переключения передач с неподвижно закрепленным на нем рычагом 14 и промежуточным рычагом 18, связанным с продольной тягой 7 дистанционного привода.
В картере дистанционного механизма располагается шариковый фиксатор 9 выбора передач.
Продольная тяга 7 может совершать как продольное, так и угловое перемещения.
Угловое перемещение штока вызывает осевое перемещение вала 12, что приводит к соединению сидящего на нем рычага 14 с определенным ползуном в верхней крышке основной коробки 13.
Продольное перемещение продольной тяги вызывает поворот вала 12 переключения передач и сидящего на нем рычага 14. При этом шток вилки переключения передач вместе с вилкой перемещается до включения соответствующей передачи.
Дополнительная коробка управляется с помощью пневмокрана переключателем 1 (см. рис. 2) диапазонов, расположенным на рукоятке рычага 3 переключения передач.
Механизм переключения дополнительной коробки (рис. 4) - Состоит из редукционного клапана 12, воздухораспределителя 6, пневмокрана 5, впускного клапана 8, рабочего цилиндра 1 и воздухопроводов.
Редукционный клапан 3 (рис. 5) служит для снижения давления сжатого воздуха, подводимого из пневмосистемы автомобиля, до 4,75 кгс/см 2 — рабочего давления пневмосистемы коробки передач.
Воздухораспределитель 23 направляет сжатый воздух от впускного клапана 17 в ту или другую полость рабочего цилиндра 25 и стравливает воздух из его полостей.
Пневмокран 5 осуществляет управление воздухораспределителем.
При опущенном вниз переключателе 6 диапазонов золотник воздухораспределителя устанавливается в положение, соответствующее прямой передаче в дополнительной коробке. При поднятом переключателе в положение понижающей передачи.
Впускной клапан 17 обеспечивает подачу сжатого воздуха через воздухораспределитель 23 в рабочий цилиндр 25 только при выключенной передаче в основной коробке.
При включенной передаче в основной коробке впускное отверстие клапана закрыто толкателем 16 и воздух в воздухораспределитель и рабочий цилиндр не поступает, разгрузочное отверстие в корпусе клапана открыто, обе полости рабочего цилиндра соединены с атмосферой.
При поднятом переключателе диапазонов 1 (см. рис. 2) трос 6 перемещает золотник 3 (рис. 6) в положение, при котором сжатый воздух, подводимый от редукционного клапана к каналу «А» через канал пневмокрана, поступает в канал «Б» и далее к воздухораспределителю на включение понижающей передачи.
Канал «В», в это время через фильтр 8 соединен с атмосферой.
При опущенном переключателе диапазонов трос перемещает золотник 3 в положение, при котором сжатый воздух через канал «А» попадает в канал «В» и оттуда — к воздухораспределителю на включение прямой передачи. В это время канал «Б» через крышку 5 соединен с атмосферой.
Механизм переключения передач дополнительной коробки расположен в верхней крышке его картера.
Здесь располагается шток 13 (см. рис. 1), связанный с поршнем пневматического цилиндра 14.
Направление перемещения штока с закрепленной на нем вилкой 10 переключения передач дополнительной коробки зависит от подводимого давления в пневматический цилиндр слева или справа от поршня, что вызывает включение большого 20 или малого 21 синхронизатора, т. е. понижающей или прямой передачи дополнительной коробки.
На верхней крышке дополнительной коробки установлен датчик сигнализатора включения понижающей передачи.
При перемещении штока 13 и вилки 10 переключения передач дополнительной коробки из одного положения в другое в кабине водителя загорается контрольная лампочка, соединенная с клеммой выключателя 35.
Лампочка гаснет, как только полностью включается выбранная (прямая или понижающая) передача.
Кроме того, на верхней крышке дополнительной коробки имеется стопорное устройство для выключения дополнительной коробки при буксировке автомобиля.
Для этого, установив вилку 10 в нейтральное положение, стопорный болт 9 вворачивают до упора в лунку, сделанную на штоке, и контрят его в этом положении гайкой.
Система смазки коробки передач, является комбинированной: подшипники шестерен вторичных валов основной и дополнительной коробок смазываются под давлением, зубья шестерен и подшипники валов — разбрызгиванием.
Масло засасывается из масляной ванны картера через заборник 29 и систему каналов шестеренным масляным насосом 34.
Привод насоса осуществляется от торца промежуточного вала основной коробки.
У насоса имеется редукционный клапан, который отрегулирован на давление 0,78 кгс/см 2 и при чрезмерном повышении давления масла соединяет нагнетательный канал насоса с всасывающим.
Масляные ванны обоих картеров соединены между собой каналом для обеспечения в них одинакового уровня масла.
Внутренняя полость картеров коробки передач с помощью сапуна сообщается с атмосферой.
В коробке передач имеются маслозаливное отверстие на крышке основной коробки, контрольное отверстие уровня масла на боковой стенке картера основной коробки и по два сливных отверстия снизу картеров основной и дополнительной коробок.