Электрофакельное подогревательное устройство (ЭФУ) служит для облегчения запуска двигателя при температурах окружающего воздуха ниже —5 ˚с до — 25 ˚с.

22°С. Устройство подключено к топливной системе двигателя и работает на том же топливе, что и двигатель.

Действие его основано на испарении топлива в штифтовых свечах накаливания и воспламенении этих паров с воздухом.

Возникающий при этом факел подогревает поступающий в цилиндры двигателя воздух.

Схема установки электрофакельного устройства на двигателе

В состав электрофакельного устройства входят две электрофакельные свечи 3 (рис. 1), установленные в резьбовые отверстия впускных коллекторов 2 двигателя, электромагнитный топливный клапан 6, термореле с добавочным сопротивлением; кнопочный выключатель, электромагнитное реле и контрольная лампа, устанавливаемые в кабине автомобиля.

На некоторые комплектации двигателей электрофакельное устройство не устанавливается.

Схема включения электрофакельного устройства показана на рис. 2.

Схема электрофакельного устройства (ЭФУ)

В электрофакельное устройство входят кнопка 4 включения, свечи накаливания 5, топливный электроклапан 6, контрольная лампа 7, замок- выключатель 8.

Кнопка 4 представляет собой выключатель нажимного типа.

При включении кнопки 4 включаются свечи накаливания 5. Рабочий ток поступает на свечи от кнопки 4 через терморезистор, в котором помещен термобиметаллический элемент с контактами.

Через 60 — 110 с после нагрева свечей контакты замыкаются и подается напряжение на электропневмоклапан 6, который открывает доступ топливу к форсункам ЭФУ.

Одновременно подается напряжение на контрольную лампу 7, сигнализирующую о готовности системы к пуску двигателя.

Включается стартер, и воспламенившаяся от свечей топливовоздушная смесь поступает в цилиндры двигателя, разогревая их.

При включении стартера напряжение от замка-выключателя 8 подается также на штекер 85 реле РБ, которое замыкает контакты штекеров З0 и 87 и подает напряжение на свечи накаливания, минуя терморезистор 3.

Это необходимо для поддержания накала свечей, так как при включении стартера напряжение на клеммах батарей резко падает.

После пуска двигателя водитель для более устойчивой работы двигателя может до 1 мин поддерживать горение факела пламени в ЭФУ, держа включенной кнопку 4. держать кнопку включенной свыше 1 мин после пуска двигателя недопустимо.

Техническое обслуживание и ремонт

В системе ЭФУ могут выходить из строя свечи накаливания, что определяется по контрольной лампе, которая не будет загораться.

При выходе из строя одной свечи необходима замена обеих свечей одновременно.

При выходе из строя терморезистора 3 последний подлежит замене, так как не ремонтируется.

Проверка реле

При отказе реле 2 (Р5) заниженное напряжение на свечи в период пуска двигателя будет подаваться через терморезистор 3, что приведет к невоспламенению смеси и отказу ЭФУ. В этом случае необходимо проверить реле Р5.

Реле снимается с автомобиля и проверяется по схеме, показанной на рис. 3. Напряжение источника питания должно быть 24 — З0 В. Оно прикладывается к штекерным клеммам 85 и 86 реле.

Контрольной лампой проверяется напряжение на штекерах 87 и 88. При исправном реле лампа, включенная на штекере 87. должна гореть, а на штекере 88 — нет.

Если напряжение со штекеров 85 и 86 снять, то лампа, подключенная на штекер 87, гореть не должна, а на штекер 88 должна загореться. Неисправное реле подлежит замене.

Техническое обслуживание ЭФУ проводить при подготовке двигателя к зимней эксплуатации, в связи с переводом двигателя с летних сортов топлива на зимние, а также с необходимостью проверки технических параметров основных изделий ЭФУ: факельной штифтовой свечи и электромагнитного клапана.

  • 1. ЭФУ снять с двигателя.
  • 2. Параметры для проверки факельной штифтовой свечи:
  • - При номинальном напряжении 19 В, ток через минуту после включения должен быть 11,0 -11,8 А.
  • - Пропускная способность жиклера свечи должна быть 440 см3/мин при давлении подаваемого воздуха 145 кПа (1,5 кгс/см2) и температуре 20˚± 5˚С.
  • 3. Параметры для проверки электромагнитного клапана:
  • - При номинальном напряжении 24 В потребляемая мощность - не более 48 Вт;
  • - Напряжение срабатывания (открытия) клапана 9 -15 В;
  • - Напряжение отпускания (закрытия) клапана не более 6В;
  • - Ток, потребляемый обмоткой электромагнита, при напряжении срабатывания 12В и температуре окружающего воздуха 20˚С должен быть 0,8 -1,1 А;
  • - Пропускная способность клапана не менее 3,5 л/час. Клапан должен быть герметичным при давлении воздуха 150 кПа (1,5 кгс/см2).
  • 4. Топливные трубки в системе продуть сжатым воздухом под давлением 97 кПа (1 кгс/см2). В обоих направлениях воздух должен проходить свободно.

Кроме того трубки проверить на герметичность воздухом под давлением 485 кПа (5 кгс/см2). Внутренняя полость трубок должна быть чистой.

5. Если при проверке изделия укладываются в требования ТУ, то они должны быть вновь установлены на двигатель. При наличии отклонений по электрическому сопротивлению свечи произвести ее замену.

Факельная штифтовая свеча

В случае уменьшения пропускной способности свечи вывернуть фильтр 4 (рис. 4), вынуть дозирующую вставку 5, промыть их в неэтилированном бензине или этиловом спирте и продуть сжатым воздухом. Затем установить и вновь проверить пропускную способность свечи.

6. Установить изделия ЭФУ на двигатель. При установке подключение топливопровода от ТНВД к электромагнитному клапану производить с учетом направления стрелки, выбитой на корпусе клапана.

Факельную штифтовую свечу при установке законтрить контргайкой.

Тщательно закрепить электромагнитный клапан и надежно подтянуть соединения топливопроводов.

Проверить и при необходимости затянуть все соединения электропитания ЭФУ, проверить надежность штекерных соединений.

7. После установки ЭФУ на автомобиль прокачать топливную систему ЭФУ и проверить ее герметичность, для чего при работающем двигателе нажать кнопку включения ЭФУ и удерживать ее в течение 30 секунд после загорания контрольной лампочки.

Подтекание топлива в соединениях системы не допускается.

8. Проверить исправность электросхемы ЭФУ.

Проверка исправности электрической цепи включает в себя проверку предварительного разогрева свечей, нагрева свечи через сопротивление при сопровождении работы двигателя работой ЭФУ.

Предварительный нагрев свечей оценивать по силе тока, потребляемого свечей, и по величине напряжения, подводимого к свечам. Сила тока, потребляемая свечей, составляет около 23 А, напряжение около 19 В.

Убедиться в автоматическом отключении генераторной установки во время работы ЭФУ.

Если ток, потребляемый свечей, и напряжение, подводимое к свече, имеют те же значения, что и в период предварительного нагрева, значит автоматическое отключение генераторной установки работает исправно.

ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ НЕОБХОДИМОСТИ ЗАМЕНЫ ОДНОЙ СВЕЧИ ЗАМЕНЯТЬ ОБЕ ОДНОВРЕМЕННО.

ПУСК ДВИГАТЕЛЯ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОФАКЕЛЬНОГО УСТРОЙСТВА (ЭФУ)

  • 1. Подготовить двигатель к пуску как указано выше. Рычаг останова регулятора установить в положение В включенной подачи топлива, а рычаг 3 управления регулятором повернуть в среднее положение.
  • 2. Нажать кнопку включения электрофакельного устройства (ЭФУ) и удерживать ее в течение всего времени работы устройства. В период нагрева свечей амперметр в кабине водителя должен показывать разрядный ток около 23 А.
  • 3. После загорания контрольной лампочки (ориентировочно через 60 - 110 секунд после нажатия кнопки включения ЭФУ) включить стартер.
  • 4. После пуска двигателя до достижения устойчивой частоты вращения допускается работа электрофакельного устройства, но продолжительностью не более 1 мин.

Если двигатель не запустился, повторный пуск произвести в той же последовательности. Очередной прогрев свечи рекомендуется начинать через 20 - 25 секунд после окончания предыдущего запуска двигателя.

После установки ЭФУ на двигатель или после длительного перерыва в работе прокачать топливную систему, для чего при работающем двигателе нажать кнопку включателя ЭФУ и удерживать ее около 30 секунд после загорания контрольной лампочки.

Вышедшие из строя свечи ремонту не подлежат.