Подготовка перед сборкой:

  • - тщательно очистить и проверить все детали;
  • - новый подшипник рекомендуется распаковывать непосредственно перед установкой, не удалять консервационную смазку с новых подшипников;
  • - запрещено повторное использование стопорных колец и уплотнений, снятых при разборке;
  • - при тугой посадке деталей не следует пользоваться медным или латунным молотком;
  • - все детали, предназначенные для напрессовки, должны быть предварительно смазаны;
  • - рекомендуется использовать каждый раз специально приспособленную оправку, чтобы исключить попадание металлических частиц в картеры и подшипники;
  • - в некоторые уплотнительные кольца должна быть заложена консистентная смазка внутри закраин;
  • - детали, монтируемые «на горячую», подогреваются струей горячего воздуха в термокамере.

Перед началом сборки следует тщательно очистить все поверхности деталей, на которые будут наноситься герметики. Остатки старого средства подлежат удалению. Резьбовые соединения очищаются щёткой, при необходимости нарезаются метчиком.

Порядок сборки

  • Нанести на торец блока цилиндров под установку листа торцевого герметик «Локтайт 518», как показано на Рис. 1.
  • Установить две направляющие в блок цилиндров.
  • Установить лист торцевой на место и навернуть болты его крепления к блоку цилиндров.
  • 4. Установить оси шестерен промежуточных.

Затянуть болты крепления листа торцевого моментом Мкр = 20 ± 4 Нм, а болты крепления осей шестерен промежуточных моментом Мкр = 90 ± 18 Нм согласно порядку на Рис. 2.

4. Установить картер маховика:

  • Установить направляющий штифт в блок цилиндров.
  • Нанести герметик на торец блока под установку картера маховика (см. Рис. 3).
  • Установить картер маховика на блок и навернуть болты его крепления.
  • Затянуть болты крепления картера моментом:
  • - для болтов М14 - Мкр = 150 ± З0 Нм;
  • - для болтов М8- Мкр = 20 ± 4 Нм. На резьбовую часть болта М8х1,25 -100 мм нанести герметик “Локтайт 542”

 5. Установить манжеты картера маховика (см. Рис. 4):

  • Установить приспособление 2562 и защитное кольцо (А) на него.
  • Установить манжету коленчатого вала, предварительно смазав наружную поверхность (Смазка Michelin- Tigre80 или Pneufix).
  • Снять защитное кольцо (А).
  • Убрать приспособление 2562.

Манжета идет в комплекте на защитном кольце, которое помещается на монтажный инструмент.

Манжета должна оставаться на этом кольце, пока не будет окончательно установлена в картер.

Закраины не смазывать. Запрещается использовать манжету, снятую с кольца.

  • Установить на усилитель жесткости блока кольца резиновые (2) и прокладку (1) (см. Рис. 5).
  • Установить усилитель жесткости на блок цилиндров.
  • Навернуть болты крепления усилителя жесткости блока и затянуть Мкр = 30 ± 6 Нм, соблюдая порядок затяжки (см. Рис. 5).
  • 8. Установить масляный насос:

  • Установить насос масляный направляющими втулками в отверстия листа торцевого, обеспечив зацепление промежуточной шестерни насоса с шестерней вала коленчатого.
  • Накрутить болты крепления насоса масляного и затянуть крест-накрест Мкр = 20 ± 4 Нм.
  • Установить кольцо резиновое в насос масляный (см. Рис. 6).
  • Установить патрубок маслозаборный.
  • Затянуть болты (4) (см. Рис. 5) патрубка маслозаборного Мкр = 20 ± 4 Нм.
  • Подсобрать патрубок маслоподводящий с кольцом и установить его.
  • Установить втулку и затянуть болт (5) (см. Рис. 5).
  • 9. Установить промежуточные шестерни:

Смазать маслом зубчатый венец и посадочную поверхность и установить шестерни промежуточные вала распределительного и насоса топливного по меткам (0-0, 2-2) (см. рис. 7).

Поставить на место стопорные кольца.

Проконтролировать боковой и межзубный зазор (см. рис. 7).

  • Нанести герметик «Силикон CAF44» (В) на поверхность листа торцевого под крышку переднюю (см. Рис.8).
  • Установить направляющие втулки (А).
  • Установить крышку переднюю на лист торцевой.
  • Установить опоры передние левую и правую на крышку переднюю.
  • Навернуть гайки на болты крепления опор и затянуть моментом Мкр = 100 ± 20 Нм.

Ввернуть в отверстия крышки передней болты крепления и затянуть в порядке, указанном на Рис. 9 следующим моментом:

  • - для болтов М10 Мкр = 50 ± 10 Нм;
  • - для болтов М8 Мкр = 27 ± 5,4 Нм.

13. Установка передней манжеты на коленчатый вал:

  • Установить приспособление 2561 (см. Рис. 10).
  • Установить защитное кольцо (А) на приспособление 2561, соблюдая направление.
  • Установить манжету вала коленчатого переднюю, предварительно смазав наружную поверхность (смазка «Michelin- Tigre80 или Pneufix»).
  • Снять защитное кольцо (А).
  • Убрать приспособление 2561.

Манжета идет в поставке на защитном кольце, которое помещается на монтажный инструмент.

Манжета должна оставаться на этом кольце, пока оно не будет окончательно установлено в картер. Закраины не смазывать. Запрещается использовать манжету, снятую с кольца.

14. Установка воздушного компрессора:

  • Установить на посадочный фланец компрессора воздушного кольцо резиновое (1) (650.3509075), предварительно смазав его маслом.
  • Установить в канавку на фланце прокладку (2) (312384), предварительно смазав ее маслом (см. Рис. 11).
  • Установить компрессор воздушный в посадочное гнездо с задней стороны листа торцевого отверстиями фланца на 2 шпильки, обеспечив зацепление шестерни компрессора и шестерни привода.

Навернуть гайки на шпильки, ввернуть болт с втулкой в лист торцевой.

Затянуть болт и 2 гайки моментом Мкр = 40 ± 8 Нм. Сначала произвести затяжку болта, затем верхней и нижней гаек и затем еще раз болт.

15. Установить масляный картер:

  • Проверить затяжку шпилек.
  • Установить скотч двухсторонний УНВ.
  • Поставить на место прокладку картера масляного.
  • Установить картер масляный.
  • Установить на шпильки шайбы упругие сборные.
  • Завернуть гайки согласно порядку, указанному на Рис. 12, и затянуть моментом Мкр = 20 ± 4 Нм
  • 16. Установить крышку крыльчатки маслоотделителя:

Установку крышки крыльчатки маслоотделителя и трубы отвода газов произвести в порядке, обратном снятию (см. Рис 13).

Кронштейн крепления трубки отвода газов затянуть моментом Мкр = 50 ± 10 Нм, болт хомута стяжного затянуть моментом Мкр = 5 ± 1 Нм, болт крепления кляммера затянуть моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.

17. Установить толкатели:

Смазать маслом и установить толкатели в блок цилиндров, совместив пазы толкателя с пазами отверстий блока.

Установить в пазы пластины стопорные толкателей впускных и выпускных клапанов.

Наживить болты крепления пластин и затянуть их моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.

Нанести герметик “Силикон CAF44” (возможно использование герметика других марок на силиконовой основе), как указано на Рис. 14 в местах (А, В).

  • Установить крышку головки блока цилиндров в сборе с прокладкой.
  • Установить в отверстия крышки головки блока цилиндров 16 болтов, затянуть 8 болтов (см. Рис. 16) моментом Мкр = 2 Нм в указанном порядке.
  • Остальные болты затянуть тем же моментом в любом порядке.
  • Установить рампу и трубки высокого давления (Смотрим статью «Снятие и установка топливного насоса и рампы дизеля ЯМЗ-650»).
  • Установить фильтр тонкой очистки топлива:

  • Установить кронштейн фильтра топливного на левую сторону блока, ввернув болты крепления с шайбами.
  • Завернуть болты моментом Мкр = 27 ± 5,4 Нм.
  • Установить фильтр тонкой очистки топлива на кронштейн, ввернуть З болта крепления в кронштейн и затянуть моментом Мкр = 50 ± 10 Нм.
  • Установить корпус датчика давления и температуры топлива вместе с кронштейном крепления топливных трубок (см. Рис. 17).
  • Затянуть болты его крепления моментом Мкр = 27 ± 5,4 Нм.
  • Установить трубки низкого давления:
  • Установку трубок низкого давления производить в порядке, обратном снятию. Гайки накидные трубок низкого давления заворачивать моментом Мкр = 28 ± 2 Нм. Гайки скоб крепления трубок низкого давления затягивать моментом Мкр = 15 ± 3 Нм.
  • Установить центробежный маслоочиститель (Смотрим статью «Снятие и обслуживание ЦМО»).
  • Установить впускной коллектор:

  • Установить в соответствующие отверстия головки блока цилиндров (11, 7, 2, 6) (см. Рис. 18) 4 технологические направляющие.
  • Установить переднюю и заднюю прокладки коллектора на головку блока цилиндров.
  • Установить коллектор впускной с помощью направляющих на головку блока цилиндров.
  • Установить в отверстия крепления коллектора (9, 4, 10, 8, 1, 3, 5, 12) 8 болтов М10х1,5-80 мм, ввернуть их в головку блока цилиндров и затянуть моментом 20 Нм.
  • Извлечь направляющие.
  • Установить в отверстие крепления коллектора (6) болт М10х1,5-55 мм, ввернуть его в головку блока цилиндров и затянуть моментом 20 Нм.

В остальные 3 освободившиеся отверстия (11, 7, 2) ввернуть 3 болта М10х1,5-80 мм и затянуть моментом не более 20 Нм.

Окончательно затянуть все болты моментом 60 ± 12 Нм (затяжку болтов производить в порядке, указанном на Рис. 18).

Далее действовать в порядке, обратном снятию.

26. Установить выпускной коллектор:

  • Установить в отверстия (1,3,5,7,9,11) (см. Рис. 19) крепления коллектора выпускного на головке блока цилиндров 6 технологических направляющих.
  • На направляющие установить 3 прокладки коллектора выпускного и коллектор выпускной в сборе.
  • Установить в отверстия фланцев коллектора 6 болтов с втулками и ввернуть от руки на две-три нитки.
  • Вынуть технологические направляющие, в освободившиеся отверстия установить 6 болтов с втулками и ввернуть от руки на две-три нитки.
  • Болты крепления коллектора выпускного предварительно затянуть моментом 20 ± 4 Нм и окончательно затянуть моментом 40 ± 8 Нм. Затяжку болтов производить по порядку в соответствии с Рис. 19
  • Установить турбокомпрессор (смотрим статью «Снятие и установка турбокомпрессора ЯМЗ-650»).
  • Установить теплозащитные экраны:
  • Установку экранов теплозащитных производить в порядке, обратном снятию. Затянуть болты крепления переднего и заднего экранов теплозащитных моментом Мкр = 60 ± 12 Нм и болты крепления среднего экрана теплозащитного моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.
  • Установить заслонку на выхлопе (рис. 20):

  • Установить на шпильки турбокомпрессора прокладку металлическую выпуклой стороной наружу.
  • Установить заслонку на выхлопе в положение заглушки на цилиндрической части в сторону, противоположную блоку цилиндров.
  • На шпильки ТКР установить шайбы и навернуть гайки крепления заслонки.
  • Произвести затяжку гаек моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.
  • Установить на шпильки коллектора выпускного кронштейн заслонки.
  • Установить шайбы, навернуть гайки крепления кронштейна.
  • Установить в отверстия кронштейна и фланца заслонки со стороны кронштейна 2 болта, 2 шайбы и навернуть 2 гайки.
  • Затянуть гайки крепления кронштейна к выпускному коллектору моментом Мкр = 60 ± 12 Нм и гайки крепления заслонки на выхлопе к кронштейну моментом Мкр = 60 ± 12 Нм.
  • Установить патрубок выпускной в порядке, обратном снятию. Затянуть гайки крепления патрубка рекомендуемым моментом.
  • Установить водяной насос (Смотрим статью «Снятие и установка водяного насоса ЯМЗ-650»).
  • Установить стартер (рис. 21):