Подготовка перед сборкой:
- - тщательно очистить и проверить все детали;
- - новый подшипник рекомендуется распаковывать непосредственно перед установкой, не удалять консервационную смазку с новых подшипников;
- - запрещено повторное использование стопорных колец и уплотнений, снятых при разборке;
- - при тугой посадке деталей не следует пользоваться медным или латунным молотком;
- - все детали, предназначенные для напрессовки, должны быть предварительно смазаны;
- - рекомендуется использовать каждый раз специально приспособленную оправку, чтобы исключить попадание металлических частиц в картеры и подшипники;
- - в некоторые уплотнительные кольца должна быть заложена консистентная смазка внутри закраин;
- - детали, монтируемые «на горячую», подогреваются струей горячего воздуха в термокамере.
Перед началом сборки следует тщательно очистить все поверхности деталей, на которые будут наноситься герметики. Остатки старого средства подлежат удалению. Резьбовые соединения очищаются щёткой, при необходимости нарезаются метчиком.
Порядок сборки
- 1. Установить коленчатый вал двигателя (Смотрим статью «Установка вала коленчатого ЯМЗ-650»)
- 2. Установить шатунно-поршневую группу (Смотрим статью «Ремонт шатунно-поршневой группы ЯМЗ-650»)
- 3. Установить торцевой лист:
- Нанести на торец блока цилиндров под установку листа торцевого герметик «Локтайт 518», как показано на Рис. 1.
- Установить две направляющие в блок цилиндров.
- Установить лист торцевой на место и навернуть болты его крепления к блоку цилиндров.
- 4. Установить оси шестерен промежуточных.
Затянуть болты крепления листа торцевого моментом Мкр = 20 ± 4 Нм, а болты крепления осей шестерен промежуточных моментом Мкр = 90 ± 18 Нм согласно порядку на Рис. 2.
4. Установить картер маховика:
- Установить направляющий штифт в блок цилиндров.
- Нанести герметик на торец блока под установку картера маховика (см. Рис. 3).
- Установить картер маховика на блок и навернуть болты его крепления.
- Затянуть болты крепления картера моментом:
- - для болтов М14 - Мкр = 150 ± З0 Нм;
- - для болтов М8- Мкр = 20 ± 4 Нм. На резьбовую часть болта М8х1,25 -100 мм нанести герметик “Локтайт 542”
5. Установить манжеты картера маховика (см. Рис. 4):
- Установить приспособление 2562 и защитное кольцо (А) на него.
- Установить манжету коленчатого вала, предварительно смазав наружную поверхность (Смазка Michelin- Tigre80 или Pneufix).
- Снять защитное кольцо (А).
- Убрать приспособление 2562.
Манжета идет в комплекте на защитном кольце, которое помещается на монтажный инструмент.
Манжета должна оставаться на этом кольце, пока не будет окончательно установлена в картер.
Закраины не смазывать. Запрещается использовать манжету, снятую с кольца.
- 6. Установить маховик (смотрим статью «Снятие и установка маховика ЯМЗ-650»).
- 7. Установить усилитель жесткости блока:
- Установить на усилитель жесткости блока кольца резиновые (2) и прокладку (1) (см. Рис. 5).
- Установить усилитель жесткости на блок цилиндров.
- Навернуть болты крепления усилителя жесткости блока и затянуть Мкр = 30 ± 6 Нм, соблюдая порядок затяжки (см. Рис. 5).
- 8. Установить масляный насос:
- Установить насос масляный направляющими втулками в отверстия листа торцевого, обеспечив зацепление промежуточной шестерни насоса с шестерней вала коленчатого.
- Накрутить болты крепления насоса масляного и затянуть крест-накрест Мкр = 20 ± 4 Нм.
- Установить кольцо резиновое в насос масляный (см. Рис. 6).
- Установить патрубок маслозаборный.
- Затянуть болты (4) (см. Рис. 5) патрубка маслозаборного Мкр = 20 ± 4 Нм.
- Подсобрать патрубок маслоподводящий с кольцом и установить его.
- Установить втулку и затянуть болт (5) (см. Рис. 5).
- 9. Установить промежуточные шестерни:
Смазать маслом зубчатый венец и посадочную поверхность и установить шестерни промежуточные вала распределительного и насоса топливного по меткам (0-0, 2-2) (см. рис. 7).
Поставить на место стопорные кольца.
Проконтролировать боковой и межзубный зазор (см. рис. 7).
- 10. Установить распределительный вал (Смотрим статью «Снятие и установка распределительного вала ЯМЗ-650»).
- 11. Установить топливный насос (Смотрим статью «Снятие и установка топливного насоса и рампы дизеля ЯМЗ-650»).
- 12. Установить переднюю крышку:
- Нанести герметик «Силикон CAF44» (В) на поверхность листа торцевого под крышку переднюю (см. Рис.8).
- Установить направляющие втулки (А).
- Установить крышку переднюю на лист торцевой.
- Установить опоры передние левую и правую на крышку переднюю.
- Навернуть гайки на болты крепления опор и затянуть моментом Мкр = 100 ± 20 Нм.
Ввернуть в отверстия крышки передней болты крепления и затянуть в порядке, указанном на Рис. 9 следующим моментом:
- - для болтов М10 Мкр = 50 ± 10 Нм;
- - для болтов М8 Мкр = 27 ± 5,4 Нм.
13. Установка передней манжеты на коленчатый вал:
- Установить приспособление 2561 (см. Рис. 10).
- Установить защитное кольцо (А) на приспособление 2561, соблюдая направление.
- Установить манжету вала коленчатого переднюю, предварительно смазав наружную поверхность (смазка «Michelin- Tigre80 или Pneufix»).
- Снять защитное кольцо (А).
- Убрать приспособление 2561.
Манжета идет в поставке на защитном кольце, которое помещается на монтажный инструмент.
Манжета должна оставаться на этом кольце, пока оно не будет окончательно установлено в картер. Закраины не смазывать. Запрещается использовать манжету, снятую с кольца.
14. Установка воздушного компрессора:
- Установить на посадочный фланец компрессора воздушного кольцо резиновое (1) (650.3509075), предварительно смазав его маслом.
- Установить в канавку на фланце прокладку (2) (312384), предварительно смазав ее маслом (см. Рис. 11).
- Установить компрессор воздушный в посадочное гнездо с задней стороны листа торцевого отверстиями фланца на 2 шпильки, обеспечив зацепление шестерни компрессора и шестерни привода.
Навернуть гайки на шпильки, ввернуть болт с втулкой в лист торцевой.
Затянуть болт и 2 гайки моментом Мкр = 40 ± 8 Нм. Сначала произвести затяжку болта, затем верхней и нижней гаек и затем еще раз болт.
15. Установить масляный картер:
- Проверить затяжку шпилек.
- Установить скотч двухсторонний УНВ.
- Поставить на место прокладку картера масляного.
- Установить картер масляный.
- Установить на шпильки шайбы упругие сборные.
- Завернуть гайки согласно порядку, указанному на Рис. 12, и затянуть моментом Мкр = 20 ± 4 Нм
- 16. Установить крышку крыльчатки маслоотделителя:
Установку крышки крыльчатки маслоотделителя и трубы отвода газов произвести в порядке, обратном снятию (см. Рис 13).
Кронштейн крепления трубки отвода газов затянуть моментом Мкр = 50 ± 10 Нм, болт хомута стяжного затянуть моментом Мкр = 5 ± 1 Нм, болт крепления кляммера затянуть моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.
17. Установить толкатели:
Смазать маслом и установить толкатели в блок цилиндров, совместив пазы толкателя с пазами отверстий блока.
Установить в пазы пластины стопорные толкателей впускных и выпускных клапанов.
Наживить болты крепления пластин и затянуть их моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.
Нанести герметик “Силикон CAF44” (возможно использование герметика других марок на силиконовой основе), как указано на Рис. 14 в местах (А, В).
- Установить пластину боковую таким образом, чтобы отметка производителя была в левом нижнем углу.
- Наживить болты и затянуть рекомендуемым моментом в порядке, указанном на Рис. 15.
- Установить головку блока цилиндров (Смотрим статью «Ремонт головки блока цилиндров ЯМЗ-650»).
- Установить жгуты двигателя (Смотрим статью «Снятие и установка блока ЭБУ и жгутов двигателя ЯМЗ-650»).
- Установить крышку головки блока цилиндров:
- Установить крышку головки блока цилиндров в сборе с прокладкой.
- Установить в отверстия крышки головки блока цилиндров 16 болтов, затянуть 8 болтов (см. Рис. 16) моментом Мкр = 2 Нм в указанном порядке.
- Остальные болты затянуть тем же моментом в любом порядке.
- Установить рампу и трубки высокого давления (Смотрим статью «Снятие и установка топливного насоса и рампы дизеля ЯМЗ-650»).
- Установить фильтр тонкой очистки топлива:
- Установить кронштейн фильтра топливного на левую сторону блока, ввернув болты крепления с шайбами.
- Завернуть болты моментом Мкр = 27 ± 5,4 Нм.
- Установить фильтр тонкой очистки топлива на кронштейн, ввернуть З болта крепления в кронштейн и затянуть моментом Мкр = 50 ± 10 Нм.
- Установить корпус датчика давления и температуры топлива вместе с кронштейном крепления топливных трубок (см. Рис. 17).
- Затянуть болты его крепления моментом Мкр = 27 ± 5,4 Нм.
- Установить трубки низкого давления:
- Установку трубок низкого давления производить в порядке, обратном снятию. Гайки накидные трубок низкого давления заворачивать моментом Мкр = 28 ± 2 Нм. Гайки скоб крепления трубок низкого давления затягивать моментом Мкр = 15 ± 3 Нм.
- Установить центробежный маслоочиститель (Смотрим статью «Снятие и обслуживание ЦМО»).
- Установить впускной коллектор:
- Установить в соответствующие отверстия головки блока цилиндров (11, 7, 2, 6) (см. Рис. 18) 4 технологические направляющие.
- Установить переднюю и заднюю прокладки коллектора на головку блока цилиндров.
- Установить коллектор впускной с помощью направляющих на головку блока цилиндров.
- Установить в отверстия крепления коллектора (9, 4, 10, 8, 1, 3, 5, 12) 8 болтов М10х1,5-80 мм, ввернуть их в головку блока цилиндров и затянуть моментом 20 Нм.
- Извлечь направляющие.
- Установить в отверстие крепления коллектора (6) болт М10х1,5-55 мм, ввернуть его в головку блока цилиндров и затянуть моментом 20 Нм.
В остальные 3 освободившиеся отверстия (11, 7, 2) ввернуть 3 болта М10х1,5-80 мм и затянуть моментом не более 20 Нм.
Окончательно затянуть все болты моментом 60 ± 12 Нм (затяжку болтов производить в порядке, указанном на Рис. 18).
Далее действовать в порядке, обратном снятию.
26. Установить выпускной коллектор:
- Установить в отверстия (1,3,5,7,9,11) (см. Рис. 19) крепления коллектора выпускного на головке блока цилиндров 6 технологических направляющих.
- На направляющие установить 3 прокладки коллектора выпускного и коллектор выпускной в сборе.
- Установить в отверстия фланцев коллектора 6 болтов с втулками и ввернуть от руки на две-три нитки.
- Вынуть технологические направляющие, в освободившиеся отверстия установить 6 болтов с втулками и ввернуть от руки на две-три нитки.
- Болты крепления коллектора выпускного предварительно затянуть моментом 20 ± 4 Нм и окончательно затянуть моментом 40 ± 8 Нм. Затяжку болтов производить по порядку в соответствии с Рис. 19
- Установить турбокомпрессор (смотрим статью «Снятие и установка турбокомпрессора ЯМЗ-650»).
- Установить теплозащитные экраны:
- Установку экранов теплозащитных производить в порядке, обратном снятию. Затянуть болты крепления переднего и заднего экранов теплозащитных моментом Мкр = 60 ± 12 Нм и болты крепления среднего экрана теплозащитного моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.
- Установить заслонку на выхлопе (рис. 20):
- Установить на шпильки турбокомпрессора прокладку металлическую выпуклой стороной наружу.
- Установить заслонку на выхлопе в положение заглушки на цилиндрической части в сторону, противоположную блоку цилиндров.
- На шпильки ТКР установить шайбы и навернуть гайки крепления заслонки.
- Произвести затяжку гаек моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.
- Установить на шпильки коллектора выпускного кронштейн заслонки.
- Установить шайбы, навернуть гайки крепления кронштейна.
- Установить в отверстия кронштейна и фланца заслонки со стороны кронштейна 2 болта, 2 шайбы и навернуть 2 гайки.
- Затянуть гайки крепления кронштейна к выпускному коллектору моментом Мкр = 60 ± 12 Нм и гайки крепления заслонки на выхлопе к кронштейну моментом Мкр = 60 ± 12 Нм.
- Установить патрубок выпускной в порядке, обратном снятию. Затянуть гайки крепления патрубка рекомендуемым моментом.
- Установить водяной насос (Смотрим статью «Снятие и установка водяного насоса ЯМЗ-650»).
- Установить стартер (рис. 21):
- Установку стартера производить в порядке снятия.
- Гайки крепления стартера затянуть рекомендуемым моментом
- Установить привод вентилятора (Смотрим статью «Снятие и установка привода вентилятора ЯМЗ-650»).
- Установить демпфер (Смотрим статью «Снятие и установка гасителя крутильных колебаний (демпфера) дизеля ЯМЗ-650»)
- Установить генератор (рис. 22):
- Установить на шпильки кронштейн генератора, навернуть на шпильки гайки и затянуть моментом Мкр = 60 ± 12 Нм.
- Вставить в отверстия кронштейна генератора 2 болта, ввернуть их в крышку переднюю и затянуть моментом Мкр = 20 ± 4 Нм.
- Установить генератор и затянуть гайки рекомендуемым моментом.
- Установить ремни привода агрегатов и натяжные приспособления (Смотрим статью «Снятие и установка ремней приводов и натяжных приспособлений ЯМЗ-650»).
- Установить электронный блок управления (Смотрим статью «Снятие и установка блока ЭБУ и жгутов двигателя ЯМЗ-650»).
- Установить жидкостно-масляный теплообменник (Смотрим статью «Снятие и установка жидкостно-масляного теплообменника ЯМЗ-650»).