Снятие рулевого механизма с гидроусилителем рассмотрена в статье – «Как снять рулевой механизм с гидроусилителем автомобиля Соболь»

В этой статье рассмотрим снятие и регулировку механизма без гидроусилителя.

Необходимость регулировки возникает в случае увеличения свободного хода рулевого колеса свыше 37 мм для автобуса и 45 мм для остальных модификаций автомобиля.

Снятие и регулировка рулевого механизма автомобиля Соболь

Повернув рулевое колесо на 2,5 оборота из положения прямолинейного движения в любую сторону и покачивая винт рулевого механизма за закрепленную на нем вилку, проверяем осевой или радиальный зазор в подшипниках рулевого механизма.

Люфт не должен ощущаться рукой.

Для регулировок рулевого механизма необходимо его снятие.

Отсоединяем рулевой вал от рулевого механизма (см. Как снять и разобрать рулевую колонку автомобиля Соболь).

Отсоединяем от сошки рулевого механизма продольную рулевую тягу (см. Как заменить рулевые тяги автомобиля Соболь).

Снимаем рулевой механизм с кронштейна рамы (см. Как снять рулевой механизм с гидроусилителем автомобиля Соболь).

Снятие и регулировка рулевого механизма автомобиля СобольСнятие и регулировка рулевого механизма автомобиля Соболь

Головкой «на 36» отворачиваем и снимаем гайку крепления сошки и пружинную шайбу.

Снятие и регулировка рулевого механизма автомобиля СобольСнятие и регулировка рулевого механизма автомобиля Соболь

Помечаем зубилом положение сошки на валу и обрабатываем соединение проникающей жидкостью (керосином, WD-40 и т.п.).

Попеременно подтягивая болт съемника и нанося резкие удары по сошке через проставку, стягиваем сошку со шлицев вала и снимаем ее.

Снятие и регулировка рулевого механизма автомобиля СобольСнятие и регулировка рулевого механизма автомобиля СобольСнятие и регулировка рулевого механизма автомобиля Соболь

В шлицевом соединении выполнены: - четыре сдвоенных паза на валу и четыре сдвоенных шлица в отверстии сошки.

Снятие и регулировка рулевого механизма автомобиля СобольСнятие и регулировка рулевого механизма автомобиля Соболь

Перед разборкой механизма отворачиваем пробку заливного отверстия и сливаем масло в емкость (не менее 0,5 л)

Снимаем пластмассовую крышку, снимаем поролоновый уплотнитель.

Снятие и регулировка рулевого механизма автомобиля СобольСнятие и регулировка рулевого механизма автомобиля Соболь

Головкой «на 13» отворачиваем четыре болта крепления верхней крышки картера механизма

Снятие и регулировка рулевого механизма автомобиля СобольСнятие и регулировка рулевого механизма автомобиля Соболь

Поддев отверткой, снимаем крышку, удаляем одну из регулировочных прокладок

Устанавливаем крышку, аккуратно и равномерно затягиваем болты и проверяем люфт. При наличии люфта снимаем еще одну прокладку.

Добившись отсутствия люфта, регулируем зазор в зацеплении пары гайка — вал-сектор.

Для этого устанавливаем на вал сошку и, слегка затянув ее гайку, вращением винта переводим сошку в среднее положение, после чего покачиваем вал-сектор за сошку.

Ход конца сошки не должен ощущаться рукой (превышать 0,3 мм).

Снятие и регулировка рулевого механизма автомобиля СобольСнятие и регулировка рулевого механизма автомобиля Соболь

Если он больше, поддев шилом или тонкой отверткой, снимаем пластмассовую крышку

Вынимаем две пробки.

Снятие и регулировка рулевого механизма автомобиля СобольСнятие и регулировка рулевого механизма автомобиля Соболь

Щипцами снимаем стопорные кольца с обеих сторон корпуса механизма.

Тонким бородком с тупым концом, выбиваем из отверстия осаженную кромку наружного кольца подшипников вала-сектора.

Снятие и регулировка рулевого механизма автомобиля Соболь

Специальным ключом поворачиваем эксцентриковые наружные кольца подшипников в отверстиях картера по часовой стрелке со стороны шлицевого конца вала-сектора

При регулировке следует исключить возможность перекоса вала-сектора, для чего поворачиваем оба подшипника поочередно на малый угол до устранения зазоров в зацеплении. Момент поворота винта на отрегулированном механизме должен быть 10–18 кгс.см.

Фиксируем от проворота эксцентриковые кольца, отогнув бородком их буртики в отверстия картера.

Собираем рулевой механизм в обратной последовательности.

Поролоновый уплотнитель вала-сектора при сборке смачиваем трансмиссионным маслом, а шлицевое соединение покрываем смазкой ШРУС-4 или ШРБ-4.

Устанавливаем рулевой механизм в обратной последовательности, совместив нанесенные метки.

После установки заливаем трансмиссионное масло для этого:

Снятие и регулировка рулевого механизма автомобиля СобольСнятие и регулировка рулевого механизма автомобиля Соболь

Шестигранным ключом «на 12» отворачиваем пробку

Масляным шприцем доливаем трансмиссионное масло по нижнюю кромку заливного отверстия. Заворачиваем пробку на место