При каждом техническом обслуживании автомобиля проверяйте состояние защитного чехла, колпачков шарниров тяг и плотность их посадки

Их необходимо заменять при наличии трещин, разрывов и других дефектов, нарушающих их герметичность.

Убедитесь, что при прямолинейном положении колес автомобиля спица рулевого колеса располагается горизонтально.

Рулевая рейка ВАЗ-2109

В противном случае определите причину неисправности и устраните ее. Поворачивая за рулевое колесо от упора до упора, проверьте визуально и на слух:

– надежность крепления рулевого механизма и рулевого колеса;

– нет ли зазора в резинометаллических шарнирах, в шарнирах рулевых тяг и в заклепочном и шлицевом соединениях эластичной муфты вала руля;

– надежность затяжки и стопорения болтов крепления тяг к рейке и гаек пальцев шаровых шарниров;

– нет ли заеданий и помех, препятствующих повороту рулевого колеса.

Если будут обнаружены стуки и заедания, отсоедините поперечные тяги от поворотных рычагов телескопических стоек подвески и повторите проверку.

Убедившись, что стуки и заедания исходят от рулевого управления, снимите его с автомобиля и проверьте величину зазора между упором рейки и гайкой.

Максимально допустимый зазор между упором и гайкой 0,2 мм. При необходимости замените изношенные детали и отрегулируйте зазор между упором и гайкой.

Проверка зазора между упором рейки и гайкой

Рис. Проверка зазора между упором рейки и гайкой: 1 — пуансон; Х — контрольный размер

Установите рейку в среднее положение, которое определяется размером (870,25) мм (см. рис. ) от оси шестерни до торца рейки.

При помощи специального приспособления нагрузите рейку силой Р=50 Н (512 кгс) (рис. ) на расстоянии 84 мм от оси шестерни по направлению к упору рейки.

Максимально допустимое перемещение рейки ‘Х’, замеренное через относительное перемещение нажимного пуансона 1 не должно превышать 0,12 мм.

После сборки момент вращения шестерни в области хода рейки должен быть в пределах 50—200 Нсм (5,1—20,4 кгс/м) при скорости вращения 30 мин-1.