Зажмите рулевой механизм в тисках с мягкими губками или установите его в приспособление 67.7820.9536 для проведения разборо-сборочных работ
Снимите защитный колпак 14 (рис. 1) и, расконтрив болты 24 крепления внутренних наконечников к рейке, выверните их и снимите рулевые тяги 21, стопорную 23 и соединительную 22 пластины
Снимите хомуты 19, крепящие защитный чехол 20 рулевого механизма, правую опору, а затем чехол 20 рейки с трубы картера рулевого механизма.
Ключом 67.7812.9537 с восьмигранной головкой, отверните гайку 18 упора 15 и извлеките пружину и стопорное кольцо 17.
Проворачивая шестерню 5 рейки против часовой стрелки до упора ограничительного кольца в картер и, прикладывая крутящий момент к валу шестерни, сдвиньте упор 15 рейки.
Специальными щипцами с круглыми губками, вставленными в углубление упора под пружину, извлеките упор рейки из картера.
Снимите пыльник 12 с шестерни и стопорную шайбу 11, ключом 67.7812.9536 выверните гайку 10.
Специальным приспособлением выньте шестерню из картера в сборе с шариковым подшипником 6.
Снимите защитную шайбу 8, стопорное кольцо 7 и спрессуйте шариковый подшипник с вала шестерни.
Выньте рейку 13 рулевого механизма в сторону снятого защитного колпачка 14, а затем опорную втулку 2 рейки.
При повреждении или износе роликового подшипника 4 выпрессуйте его из картера рулевого механизма съемником 67.7801 .9535.
Проверка технического состояния
Промойте полости картера рулевого механизма и все металлические детали в керосине.
Резиновые детали промойте теплой водой и протрите.
Внимательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях шестерни 5 (см. рис. 1) и рейки 13 следов износа, задиров или рисок.
Незначительные повреждения устраните мелкозернистой шлифовальной шкуркой или бархатным напильником.
Изношенные и поврежденные детали замените.
Шариковый подшипник 6 должен вращаться свободно, без заеданий, на поверхности колец и шариков не должно быть износа и следов заедания.
Иглы и обойма роликового подшипника 4 не должны иметь износа и повреждений.
При малейшем сомнении подшипники замените новыми.
Проверьте состояние защитного чехла 20 и колпачков. Если они имеют трещины, разрывы и неплотную посадку на деталях, замените их новыми.
Проверьте по осевому и радиальному зазору состояние шаровых шарниров рулевых тяг.
Если ощущается свободный ход в шаровом шарнире или в него попали грязь, песок, а также при появлении коррозии на шаровом пальце и при полном использовании хода упорного вкладыша — замените шарнир в сборе с наконечником тяги.
Проверьте состояние резинометаллических шарниров наконечников тяг. Изношенные и поврежденные шарниры замените.
Проверьте состояние опорной втулки 2 рейки и ее посадку в картере рулевого механизма. Поврежденную втулку замените.
Проверьте состояние эластичной муфты вала руля, обращая внимание на прочность заклепочного соединения, на состояние шлиц у нижнего фланца и состояние резиновой части муфты.
При ослаблении заклепочного соединения замените заклепки, при износе шлиц — нижний фланец.
Не допускаются трещины и расслоения на резиновой части муфты, в этих случаях — замените ее.
Если люфт в заклепочном соединении муфты невозможно устранить заменой заклепок, замените эластичную муфту в сборе с валом руля.
Уплотнительные кольца упора рейки, гайки подшипника приводной шестерни и резиновые кольца опорной втулки рейки заменяйте новыми независимо от их технического состояния.
Разовое использование имеют также хомуты и стопорные шайбы 23 и 11.
Более подробно снятие и ремонт рулевого механизма можно посмотреть в статье - "Рулевой механизм ВАЗ-2109 ремонт"