После того как подготовили узлы, и детали для сборки блока цилиндров приступаем к сборке
Сборка шатуна с поршнем рассмотрена в статье – «Сборка поршня»
Дефектация блока и коленчатого вала было рассмотрено в статье – «Подготовка блока и коленчатого вала».
Установка форсунок охлаждения поршней
Новые форсунки надо аккуратно запрессовать в отверстия блока цилиндров, данная операция усложняется тем, что форсунки малы, а доступ к посадочным отверстиям затруднен, поэтому мы рекомендуем использовать приспособления.
Установите на блок цилиндров пластину (2) приспособления Mot.1494, не затягивая два болта крепления (1) (см. рис. 1 и 2).
При установке форсунок цилиндров 1 и 3 используется левое отверстие опоры (1) рисунок 1.
При установке форсунок цилиндров 2 и 4 — правое отверстие (рисунок 2). Все остальное проводится аналогично.
Установите кондуктор (3) в пластину (2). Для центровки пластины конец кондуктора должен войти в отверстие под форсунку.
- - Затяните два болта крепления (1).
- - Извлеките кондуктор (3).
- Установите оправку (1) вместо кондуктора (см. рис. 3). Вставьте форсунку в оправку.
Примечание. Обратите внимание на направление установки форсунки, наконечник форсунки должен быть направлен к центру цилиндра (см. по стрелке, рис. 4).
- Несколько раз ударьте молотком по оправке до соприкосновения буртика (см. 2, рис. 3) оправки с опорой.
Проверьте, правильно ли ориентированы форсунки охлаждения днищ поршней. Метка «А» соответствует форсункам цилиндров 2 и 4, а метка «В» соответствует форсункам цилиндров 1 и 3 (см. рис. 5).
Вкладыши подшипников коленвала
Не рекомендуется повторное использование вкладышей подшипников коленчатого вала.
При работе в мягкий слой вкладышей вкрапляются твердые частицы износа, такие вкладыши впоследствии ускоряют износ шеек коленчатого вала.
Подбор коренных вкладышей
Двигатель оснащен вкладышами (см. рис. 6) без ориентирующих элементов (без направляющего «усика»).
Вкладыши устанавливаются с помощью приспособления Mot1493-01.
Размеры вкладышей коренных подшипников
Установка
- - Установите во все постели блока цилиндров вкладыши с канавками (см. рис. 7).
- - Установите вкладыши с канавками в крышки коренных подшипников 2 и 4, а вкладыши без канавок в крышки коренных подшипников 1, 3 и 5.
На заводе для установки вкладышей коренных подшипников используют направляющее приспособление (см. рис.8).
Вкладыш ставят в приспособление и подают внутрь до упора передней кромки вкладыша в выступ приспособления.
Проверка зазора в коренных подшипниках
При проверке зазора ни в коем случае не поворачивайте коленчатый вал.
- - Удалите остатки масла с коренных шеек и опор блока цилиндров.
- - Установите коленчатый вал и упорные полукольца коленчатого вала на 3-й опоре (канавками к щекам коленчатого вала).
- - Отрежьте несколько кусочков калиброванной пластиковой проволоки от мотка (см. 1, рис.9).
- - Положите проволоку по оси коренных шеек коленчатого вала (вне зоны отверстий для смазки опор).
- - Установите на штатные места крышки коренных подшипников коленчатого вала (см. рис. 10).
- - Штатно затяните болты крышек коренных подшипников коленчатого вала в указанном порядке. При этом пластиковая проволока будет раздавлена — она займет весь зазор между вкладышем и шейкой коленчатого вала.
- - Снимите крышки коренных подшипников и выньте коленчатый вал из постели.
- - По ширине сплющенной калиброванной проволоки, с помощью штатного шаблона, определите зазор между вкладышами и коренными шейками (2) (см. Рис. 10).
- - Проверьте величину зазора, которая должна составлять 0,027—0,054 мм.
- - Очистите коленчатый вал, и вкладыши коренных подшипников от остатков калиброванной проволоки.
Проверка осевого зазора коленчатого вала
- - Смажьте моторным маслом вкладыши Коренных подшипников коленчатого вала. Смазывается только поверхность, направленная к шейке вала.
- - установите коленчатый вал.
- - Проверьте наличие упорных полуколец на 3-й опоре (канавки полуколец должны быть направлены к щекам коленчатого вала).
Посадочные поверхности опоры блока цилиндров и крышки коренного подшипника № 1 должны быть чистыми, сухими, без следов масла.
Избыток герметика будет выдавлен при затяжке деталей.
Попадание капель застывшего герметика в масло или охлаждающую жидкость может закупорить некоторые узлы и агрегаты (двигатель, радиатор и т.д.).
- - Нанесите состав Rhodorseal5661 полосками шириной 1 мм (см. по стрелке, рис. 11).
- - Установите крышки коренных подшипников коленчатого вала, установив крышку №1 со стороны маховика (см. рис. 10).
- - Затяните болты крышек коренных подшипников коленчатого вала в указанном порядке.
- - Проверьте осевое перемещение коленчатого вала, которое должно составлять:
- - новые полукольца, мм. 0,045—0,252;
- - старые полукольца, мм. 0,045—0,852.
- - Проверьте легкость вращения коленчатого вала.
Установка вкладышей шатунных подшипников
Двигатель оснащен гладкими вкладышами без направляющих усиков (см. 4, рис. 12).
Вкладыши устанавливаются с помощью приспособления Mot1492.
- - Выберите оправку (1) в соответствии с моделью двигателя (модель двигателя см. метки (2)).
- - Установите оправку в паз корпуса (3).
- - Установите шатун на приспособление Mot. 1492.
- - Наденьте верхнюю головку шатуна к опорному штифту и прижмите шатун по стрелке (а).
- - Установите вкладыш на оправку.
- - Подайте оправку с вкладышем в нижнюю головку шатуна (b).
- - Извлеките оправку из головки шатуна и повторите операции с остальными шатунами.
- - Установите крышку шатуна на штифты корпуса.
- - Установите шатунный вкладыш на оправку (с).
- - Подайте оправку с вкладышем в крышку шатуна (d).
- - Извлеките оправку из крышки шатуна и аналогично соберите остальные крышки шатунов.
Сборка шатунов с поршнями и установка колец, рассмотрена в статье - «Сборка ШПГ»
Моменты затяжки крепежных соединений
Узел - Момент затяжки, Нм
- Болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала 20+62˚±4˚
- Болты крепления крышек шатунов 20+40˚±6˚
- Болты крепления крышки водяного насоса 15
- Болты крепления водяного насоса 17
- Болты крепления шкива водяного насоса 20
- Болт крепления обводного ролика 50
- Болты маслоуспокоителя и масляного насоса 24
- Болты крепления поддона картера 14
- Датчик уровня масла 16-24
- Ниппель масляного фильтра (без охладителя) 10-20
- Ниппель масляного фильтра (с охладителем) 55-60
- Датчик детонации 20
- Датчик давления масла 30
- Масляный фильтр 10-14
- Болты крепления трубопровода подвода охлаждающей жидкости 9
- Болты крепления обычного маховика 50-55
- Болты крепления двойного демпфирующего маховика 18-22,+50˚±6˚
- Болтов М6 крепления кожуха сцепления 15±10%
- Болтов М7 крепления кожуха сцепления 20±10%
- Болтов М8 крепления кожуха сцепления 25±10%
Продолжение статьи по сборке блока цилиндров К4М в следующей статье.