Поршневые пальцы установлены с натягом в верхних головках шатунов и свободно вращаются в бобышках поршней, поэтому нагрейте до температуры 250˚ C верхнюю головку шатуна

При сборке удобно использовать комплект Mot. 574-22 и приспособление Mot. 574-24.

Разборка и проверка ШПГ двигателя К4М была рассмотрена в статье – «Разборка и дефектовка ШПГ».

Визуально проверьте состояние шатунов (скручивание и изгиб) и чистоту опорных поверхностей крышки и кривошипной головки шатуна.

Для нагрева верхней головки шатунов используйте электроплитку мощностью 1500 Вт.

Поместите верхние головки шатунов на плитку.

Убедитесь, что верхние головки шатунов соприкасаются с плиткой по всей поверхности.

На каждую головку шатуна положите в качестве индикатора температуры кусочек оловянного припоя.

Температура плавления оловянного припоя составляет примерно 250°С.

Нагрейте верхние головки шатунов до расплавления припоя.

Подготовка поршневых пальцев

Проверьте, свободно ли вращаются поршневые пальцы в бобышках соответствующих новых поршней.

Для установки используйте оправки C13 и A13 из комплекта Mot. 574-22 для поршневых пальцев без буртика или оправки C13 и A13 из комплекта Mot574-24 для поршневых пальцев с буртиком.

Подготовка поршневых пальцев: 1 - поршневой палец; 2 - монтажная оправка; 3 - центрирующая оправка

Установите поршневой палец (1) на монтажную оправку (2) (см. рис. 1).

  • - Заверните оправку (3) до затяжки сборки.
  • - Отверните на четверть оборота оправку (2).

Положение поршней по отношению к шатунам

Поршни маркированы меткой «V» на головке, которая должна располагаться со стороны маховика.

Положение поршней по отношению к шатунам
  • - Расположите головку поршня меткой «V» вверх (см. 1, рис. 2).
  • - Направьте паз под стопорный усик шатунного вкладыша вниз (см. 2, рис. 2).

Сборка

Сборка поршня с шатуном: 1 - кольцо B10, 2 - фиксатор

Установите на призму кольцо "B10" (см. 1, рис. 3), поршень с опорой на кольцо и скрепите все детали зажимом (2).

Убедитесь, что отверстие поршневого пальца совпадает с отверстием кольца "B10".

Смажьте оправку и поршневой палец моторным маслом.

Оставьте поршневой палец в сборку и проверьте, свободно ли он вращается. При необходимости отцентрируйте поршень.

Следующие операции нужно выполнить быстро, чтобы не допустить охлаждения головки шатуна.

Когда кусочек припоя расплавится, удалите припой.

Вставьте центрирующую оправку в поршень,

Вставьте правильно ориентированный шатун в поршень.

Быстро запрессуйте поршневой палец до упора центрирующей оправки в дно приспособления.

Убедитесь в том, что поршневой палец не выступает из поршня при любых положениях шатуна.

Установка поршневых колец

Поршневые кольца подобраны по поршню и должны свободно перемещаться в канавках поршня.

Соблюдайте направление установки колец (метка «ТОР» должна быть направлена вверх).

Расположение поршневых колец: 1 - верхнее компрессионное кольцо; 2 - нижнее компрессионное кольцо; 3 - расширитель маслосъемного кольца; 4 - диски маслосъемного кольца

Соблюдайте положение замка каждого кольца (см. рис. 4). Замки компрессионных колец надо развернуть на 180˚, замки частей маслосъемного кольца – на 120˚.