Техническое обслуживание мостов автомобиля Камаз
Основными операциями технического обслуживания мостов являются проверка герметичности соединений, смазка редукторов и регулирование подшипников и зацепления шестерен.
При техническом обслуживании проверяют уровень и при необходимости добавляют масло в картер ведущего моста. Уровень масла проверяют по контрольному отверстию.
В случае необходимости доливка масла может производиться через то же отверстие.
Отработавшее масло сливают после предварительного прогрева главной передачи через сливные отверстия в картере моста.
Перед заливкой свежего масла необходимо промыть сапуны и очистить магниты пробок сливных отверстий от металлических отложений.
Подшипники ведущей шестерни главной передачи с целью уменьшения их осевого перемещения устанавливают при сборке с предварительным натягом, что позволяет сохранить правильность зацепления зубьев конических шестерен под нагрузкой и увеличивает срок службы деталей главной передачи.
К точности регулирования подшипников с предварительным натягом предъявляются высокие требования. Эти работы должны выполняться специалистами достаточно высокой квалификации.
Правильность регулирования подшипников определяется величиной момента, который должен быть приложен к валам, установленным на подшипниках для их проворачивания.
Момент проворачивания можно определять при отсутствии специальных динамометрических ключей с помощью пружинного безмена, который присоединяют к проверяемому валу на плече определенного радиуса.
В главных передачах предусмотрена также возможность регулирования зацепления конических шестерен.
Однако надо иметь в виду, что регулирование работающей пары в процессе эксплуатации производить нецелесообразно.
Оно проводится при замене изношенной пары.
Регулирование подшипников и зацепления конических шестерен выполняют на снятой с автомобиля главной передаче.
Предварительный натяг подшипников регулируют подбором толщины пакета двух регулировочных шайб, расположенных между внутренними обоймами каждой пары подшипников, на которых вращаются конические шестерни.
Конические подшипники корпуса дифференциала регулируют с помощью регулировочных гаек 34 (рис.1), которые затягивают до увеличения расстояния между поверхностями крышек подшипников на 0,1-0,15 мм.
После этого затягивают окончательно болты крепления крышек, что создает необходимую величину предварительного натяга подшипников.
Правильность проведенного регулирования подшипников проверяют при работе автомобиля по температуре нагрева мест установки подшипников. Нагрев не должен превышать 70-80°С.
Техническое обслуживание передних мостов включает контроль состояния шкворневых соединений.
Для соблюдения углов наклона шкворней переднего ведущего моста автомобилей повышенной проходимости проверяют регулировку конических подшипников на шипах шаровой опоры, при необходимости их регулируют изменением толщины пакета регулировочных прокладок под крышкой, совмещенной с рычагом поворотного кулака.
Шкворневые соединения автомобилей с колесной формулой 6X4 проверяют при вывешенных колесах так, чтобы они не касались пола.
Радиальный зазор, определяемый по индикатору при покачивании колеса, не должен превышать 0,25 мм, торцовый зазор между проушиной балки моста и поворотным кулаком не допускается более 0,25 мм.
Шкворневые соединения необходимо периодически смазывать через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки через зазоры между торцами проушины балка и поворотного кулака.
При этом для обеспечения выхода смазки между нижним торцом проушины и кулаком требуется вывесить колесо над полом.
Признаками неисправности механизмов ведущего моста является повышенный шум главной передачи при движении автомобиля. Может также наблюдаться течь масла в разъемах картеров и через манжеты.
При движении автомобиля на различных режимах исправные главные передачи должны работать практически бесшумно.
Температура масла в картере не должна превышать температуру окружающего воздуха более чем на 60-70 °С.
Появление шума при работе главной передачи обычно свидетельствует о нарушении зацепления конических шестерен вследствие изнашивания или ослабления затяжки подшипников, а также о появлении чрезмерно большого бокового зазора между зубьями.
Одной из причин повышенного шума при движении является недостаток масла в картере главной передачи.
Шум, возникающий при движении на поворотах, часто указывает на неисправности в межколесном дифференциале.
Неисправные стуки в главной передаче связаны с выкрашиванием или сколом зубьев шестерен или повреждением подшипников.
В переднем мосту автомобилей КамАЗ-4310 это явление может быть связано с разрушением деталей кулачкового карданного шарнира привода передних колес.
Непрерывный шум главной передачи при движении автомобиля с повышенной скоростью обычно связан с сильным изнашиванием шестерен, подшипников либо с недостатком масла в картере.
Уточнить неисправность главной передачи по шуму можно пользуясь следующим приемом.
Разогнать автомобиль по шоссе со скорости 20 до 80 км/час, а затем уменьшением подачи топлива погасить скорость.
Заметить, при каких режимах появляется, достигает наибольшей величины и исчезает шум.
После этого разогнать автомобиль до 80 км/час и потом двигаться накатом при нейтральном положении в коробке передач до остановки.
Шум, замеченный при первом испытании и не повторяющийся при втором испытании, указывает на неисправности в главной передаче, дифференциале и подшипниках ведущих мостов.
Если при работающем на различных частотах двигателе, когда автомобиль заторможен на месте, будут прослушиваться шумы, обнаруженные при первом испытании, то можно констатировать, что эти шумы не относятся к мостам.
При сервисе 2:
- - проверьте герметичность ведущих мостов;
- - проверьте и при необходимости доведите до нормы уровень масла в картерах ведущих мостов; — очистите от грязи сапуны ведущих мостов и промойте в дизельном топливе.
При сервисе С:
- - затяните гайки крепления редукторов ведущих мостов;
- - проверьте крепление фланцев на шлицевых концах ведущих валов;
- - проверьте работу механизма блокировки межосевого дифференциала;
- - проверьте состояние подшипников ступиц (при снятых ступицах колес ведущих мостов);
- - смените масло в картерах мостов.
Для проверки мостов на герметичность подайте воздух через резьбовое отверстие под сапун картера моста с избыточным давлением в картере 19,6-24,5 кПа (0,2-0,25 кгс/см 2). Подтекание масла через манжеты, места соединений и сварные швы на балке недопустимы (незначительное образование масляных пятен на поверхностях в вышеуказанных зонах, кроме сварных швов, без каплеобразования не является браковочным признаком). Для проверки уровня масла в картерах мостов отверните контрольную пробку на картере моста. Если при этом нет течи масла из контрольного отверстия, то через заливное отверстие в картере редуктора долейте масло до уровня контрольного отверстия.
Для проверки крепления фланцев на шлицевых концах валов ведущих мостов поставьте автомобиль на смотровую яму или эстакаду и подложите упоры под колеса.
Затем выключите стояночный тормоз, установите рычаг коробки передач в нейтральное положение и выключите механизм блокировки межосевого дифференциала.
Руками покачайте фланец вала в продольном и поперечном направлениях.
При наличии ощутимого зазора отсоедините соответствующий конец карданного вала и, расстопорив гайки крепления, подтяните их, обеспечив моменты затяжки гайки:
- - фланца межосевого дифференциала и фланца выхода из промежуточного моста — 245-294 Нм (25-30 кгсм);
- - фланца привода заднего моста — 235-353 Нм (24-36 кгсм).
После подтяжки гайки закерните (зашплинтуйте).
Для проверки работы механизма блокировки межосевого дифференциала передвиньте рычаг крана включения механизма блокировки в положение «СКОЛЬЗКАЯ ДОРОГА». При этом контрольная лампа включения межосевого дифференциала на щитке приборов должна загореться. Если контрольная лампа не загорелась, то попробуйте включить блокировку при медленном движении автомобиля. Если блокировка не включилась, устраните неисправность. При смене масла промойте картеры дизельным топливом, а магниты сливных пробок очистите от металлических отложений. Промойте сапуны ведущих мостов дизельным топливом и продуйте их сжатым воздухом.
Масло сливайте, вывернув пробки контрольных и заливных отверстий. Перед сливом масла прогрейте мост пробегом автомобиля.