В цилиндры двигателя за каждый час работы засасывается более 800 м3 воздуха, который, особенно в условиях сильной запыленности, засорен множеством мельчайших песчинок, по своей твердости превышающих сталь
Если эти частицы попадут вместе с воздухом в цилиндры двигателя, то он. истирая поверхность цилиндров, поршневых колец и пальцев, в короткий срок приведут двигатель в неработоспособное состояние.
На автомобилях КамАЗ в системе питания воздухом применяют двухступенчатый воздухоочиститель сухого типа; проходя через него, засасываемый воздух очищается от пыли инерционным способом и фильтрацией.
На рисунке изображены системы забора воздуха, применяемые на различных моделях автомобилей КамАЗ.
Забор воздуха в двигатель осуществляется через воздухозаборник.
Между грубой воздухозаборника и воздухопроводами, закрепленными на двигателе, предусмотрен уплотнитель — гофрированный резиновый патрубок, внутрь которого вставлен нажимной диск, служащий опорой для распорной пружины. Последняя обеспечивает герметичность соединения уплотнителя с трубой воздухозаборника при гране портном положении кабины.
Воздухоочиститель 4 автомобилей КамАЗ-5320 и КамАЗ-55102 прикреплен к левому лонжерону рамы.
На остальных автомобилях воздухоочиститель закреплен на кронштейне 5.
Воздухоочиститель сухого типа, двухступенчатый. Первая ступень центробежная — моноциклон со сбором отсепарированной пыли в бункер, вторая ступень — бумажный фильтрующий элемент.
Воздухоочиститель состоит из корпуса 8, фильтрующего элемента 5, крышки 1, прикрепленной к корпусу четырьмя защелками.
Герметичность соединения обеспечивается прокладкой 2
Во внутренней полости крышки установлена перегородка с щелью и заглушкой, которая образует полость сбора пыли (бункер).
На входном патрубке воздухоочистителя имеется пылеотбойник 4. Фильтрующий элемент крепится в корпусе самоконтрящейся гайкой 6.
Засасываемый воздух через входной патрубок поступает в фильтр.
Пылеотбойник создает вращательное движение потока воздуха в кольцевом зазоре между корпусом и фильтроэлементом, за счет действия центробежных сил час типы пыли отбрасываются к стене корпуса и собираются в бункере через щель в перегородке.
Затем предварительно очищенный воздух: проходит через фильтрующий элемент, где происходит его окончательная очистка.
Для очистки бункера от пыли снять крышку, вынуть заглушку из отверстия в перегородке, удалить пыль и вытереть бункер.
Крышку следует устанавливать гак, чтобы стрелка, выполненная на днище, была направлена вверх при горизонтальном расположении фильтра (автомобили КамАЗ-55111, КамАЗ-5410, КамАЗ-54112).
Чистый воздух из воздухоочистителя поступает к впускным коллекторам двигателя.
Для повышения эффективности очистки воздуха, поступающего в двигатель, и увеличения ресурса фильтрующего элемента предусмотрена установка в воздухоочиститель предочистителя.
Предочиститель представляет собой оболочку из нетканого фильтрующего полотна, которая надевается на фильтроэлемент перед установкой его в корпус фильтра.
Воздухопроводы впускные закреплены Набоковых поверхностях головок цилиндров со стороны развала болтами через уплотнительные паронитовые прокладки и соединены с впускными каналами головок цилиндров.
Впускные воздухопроводы левой и правой половин блока соединены между собой соединительным патрубком. Патрубок закреплен на фланцах воздухопроводов болтами.
Соединения патрубка с впускными воздухопроводами уплотнены резиновыми прокладками.
Система питания двигателя КамАЗ-7403 воздухом отличается от двигателя КамАЗ-740 установкой воздухоочистителя, конструкцией воздухопроводов, впускных коллекторов и патрубков.
Чистый воздух из воздухоочистителя через тройник поступает к двум центробежным компрессорам и под избыточным давлением 70 кПа (0,7 кгс/см2) в режиме максимальной мощности подается через впускные коллекторы в цилиндры.
Соединение тройника подвода воздуха с компрессорами и компрессоров с впускными коллекторами обеспечивается резиновыми патрубками и шлангами, которые стянуты хомутами.
Индикатор запыленности
О степени засоренности воздухоочистителя судят по сигналу индикатора. Он установлен в кабине и трубопроводом соединен с впускным коллектором двигателя.
При загрязнении воздухоочистителя выше допустимой нормы разрежение в нем увеличивается настолько, что срабатывает индикатор, т. е. красный барабан 2 закрывает окно индикатора и не возвращается в исходное положение после остановки двигателя.
Этот сигнал свидетельствует о необходимости технического обслуживания воздухоочистителя.
Для установки барабана 2 в исходное положение достаточно повернуть до щелчка диск 1 в направлении, указанном стрелкой.
При достижении во впускных коллекторах двигателя предельного разрежения 6,86 кПа (0,07 кгс/см2) индикатор срабатывает — красный участок барабана закрывает окно индикатора и остается в гаком положении после останова двигателя.
Это свидетельствует о необходимости обслуживания воздухоочистителя.
Техническое обслуживание воздушного фильтра
Очистить бумажный элемент воздухоочистителя, предочиститель и бункер, для этого:
Для очистки от пыли снимаем крышку, откручиваем гайку крепления, вывернув заглушки из отверстий в перегородке удаляем пыль и протираем бункер.
Крышку нужно устанавливать так, чтобы стрелка была направлена вверх при горизонтальном расположении воздухоочистителя (автомобили моделей 55111, 5410, 54112).
Очищать фильтрующий элемент и предоочиститель можно продувкой или промывкой, предварительно сняв предочиститель с фильтрующего элемента.
Продувка эффективна в случае загрязнения пылью без сажи.
Для продувки нужно направить внутрь фильтрующего элемента сухой сжатый воздух под углом к поверхности внутреннего его кожуха под давлением не более 3 кгс/см2. Элемент нужно обдувать до полного удаления пыли.
Предочиститель очистить встряхиванием или продувкой.
Для проверки состояния картона фильтрующего элемента нужно подсветить его изнутри лампой и осмотреть картон через отверстия наружного кожуха. Для удобства можно раздвигать фильтрующую штору.
При наличии разрывов или других сквозных повреждений картона нужно заменить элемент.
Промывка фильтрующего элемента
Промывку применяют при загрязнении предочистителя и фильтрующего картона пылью, сажей, маслом, топливом.
Промывать фильтрующий элемент в теплом (температура 40 -50 °С) водном растворе нейтральных моющих средств (20-25 г порошка на 1 л воды) с последующим прополаскиванием в чистой воде.
Так как при промывке вымываются фенольные смолы из картона фильтрующей шторы, вследствие чего прочность картона снижается, рекомендуется промывать фильтрующий элемент не более 3 раз.
После промывки фильтрующий элемент рекомендуется проверить опрессовкой сжатым воздухом в воде в следующем порядке:
- установить мокрый фильтрующий элемент 6 между крышками 4 и 7, затем погрузить его в воду на глубину 60 мм.
Перед проверкой или непосредственно в испытательной установке сухой фильтрующий элемент выдержать в воде в течение 5-10 мин для заполнения водой пор в картоне; подать к воздушному баллону 1 и тем самым внутрь элемента воздух под давлением 1,6 кПа (160 мм вод.ст.).
Это давление поддерживается постоянным жидкостным клапаном 2, трубка которого погружена в воду на глубину 160 мм и контролируется по манометру 3.
Во избежание разрушения фильтрующий шторы элемента давление воздуха не должно повышаться даже кратковременно свыше 2,0 кПа (200 мм вод.ст.);
- медленно поворачивать элемент, обращая внимание на выделение пузырьков воздуха с его наружной поверхности; подвести к месту выделения пузырьков воздуха прозрачный колпак 5, заполненный водой, и измерить время заполнения его воздухом.
При заполнении колпака объемом 0,5 л менее чем за 20 с через одно повреждение фильтрующий элемент выбраковывать.
Исправный фильтрующий элемент, а также предочиститель перед установкой на автомобиль тщательно просушить.
Нельзя сушить открытым пламенем или горячим (температура свыше 50 °С) воздухом.
При установке фильтрующего элемента и предочистителя на автомобиль проверить целостность резиновых прокладок.
Не допускается контакт наружного кожуха с предочистителем (кожух можно выправить).
Если после обслуживания фильтрующего элемента и предочистителя промывкой или продувкой срабатывает индикатор засоренности при пробеге автомобиля меньшем, чем до очередного ТО-1, фильтрующий элемент и предочиститель заменить.
Один раз в год необходимо проверить точность показаний индикатора засоренности воздухоочистителя.
Если отклонение вакуума в момент срабатывания индикатора составляет более 0,5 кПа (50 мм.вод.ст.) от установленного для двигателя вакуума 7,7 кПа (700 мм.вод.ст.), индикатор заменить.