Расположение шестерен привода механизмов двигателя, подлежащих восстановлению или замене в процессе ремонта двигателя, показано на рис. 1
Состояние рабочих поверхностей зубьев шестерен проверяется внешним осмотром.
Шестерни, имеющие контактное разрушение (питинг), выработку в виде канавок, сколы, трещины, задиры и забоины, подлежат замене.
Шестерни, у которых не обнаружены дефекты, проверяют в беззазорном зацеплении с контрольной (эталонной) шестерней, имеющей толщину зуба по дуге делительной окружности 3,927 мм, на соответствие параметров допустимым нормам (табл. 1).
В связи с тем, что все шестерни попарно скомплектованы и приработаны, не рекомендуется их раскомплектовывать.
Если после проверки по беззазорному зацеплению часть из них будет отбракована и нарушена комплектность, нужно пару шестерен скомплектовать по пятну контакта зубьев.
Пятно контакта должно быть в середине зуба и занимать площадь не менее 40 % его длины и 45 % высоты, так как шестерня распределительного вала, промежуточная шестерня привода масляного насоса и ведущая шестерня привода топливного насоса имеют бочкообразную форму.
При обезличенном ремонте, когда нарушается комплектность, шестерни двигателя необходимо проверять на контакт зубьев с контрольной шестерней.
Каждый комплект контрольных шестерен должен включать три шестерни, подогнанные между собой так, что пятно контакта какой-либо из них с другой, входящей комплект, охватывает 100 % длины 60 % высоты зуба.
Из трех контрольных шестерен, составляющих комплект, в качестве рабочей для проверки шестерен двигателя допускается использовать только одну.
По остальным двум периодически проверяют рабочую шестерню, а при износе последней изготовляют новую контрольную шестерню.
В этом случае пятно контакта новых шестерен двигателя в зацеплении с контрольной шестерней должно быть не менее 80 % по длине и 55 % по высоте зуба, а для шестерен, бывших в употреблении, не менее 70 % по длине и 45 % по высоте зуба.
Допускается уменьшение пятна касания зуба по высоте до 30 % при условии его расположения в зоне делительной окружности.
У шестерен с бочкообразным зубом контакт по длине допускается до 40 %.
Правильное положение контакта на поверхности зуба новой шестерни показано на рис. 2, а.
Не допускается наличие кромочных контактов на ножке зуба, раздвоенный контакт (рис. 2, б) и блуждающий контакт (рис. 2, в).
Допустимые параметры шестерен двигателя
Шестерня |
Уменьшение расстояния между осями против теоретического, мм. |
Биение в пределах одной шестерни, мм. |
Биение от зуба к зубу, мм |
---|---|---|---|
Коленчатого вала |
0,28 |
0,07 |
0,03 |
Распределительного вала |
0,28 |
0,09 |
0,03 |
Ведущая привода топливного насоса |
0,28 |
0,08 |
0,03 |
Ведомая |
0,28 |
0,08 |
0,03 |
Привода вентилятора |
0,28 |
0,07 |
0,03 |
Ведомая привода масляного насоса |
0,28 |
0,08 |
0,03 |
Промежуточная привода масляного насоса |
0,28 |
0,07 |
0,03 |