Коленчатый вал стальной, изготовлен методом горячей штамповки. Шейки вала закалены с нагревом токами высокой частоты
Коленчатый вал имеет четыре коренные опоры и три шатунные шейки.
В последних есть закрытые заглушками внутренние полости, где масло подвергается дополнительной центробежной очистке.
Эти полости наклонными каналами сообщаются с поперечными каналами в коренных шейках.
Для уравновешивания двигателя и разгрузки коренных подшипников от инерционных сил возвратно-поступательно движущихся масс поршней и шатунов и неуравновешенных центробежных сил на щеках коленчатого вала установлены противовесы, в сборе с которыми вал балансируется.
Кроме того, в систему уравновешивания входят две выносные массы, одна из которых выполнена в виде прилива на маховике, другая представляет собой противовес, установленный на переднем конце коленчатого вала.
Осевая фиксация вала осуществляется четырьмя бронзовыми полукольцами, установленными в выточках задней коренной опоры.
Для предохранения от проворачивания нижние полукольца своими пазами входят в штифты, запрессованные в крышку заднего коренного подшипника.
Носок и хвостовик коленчатого вала уплотняются резиновыми самоподжимными манжетами.
На двигатели устанавливается коленчатый вал 2З6НЕ-1005009 (маркировка 236Н-1005015-У)
Маркируется коленчатый вал на 5-й щеке.
Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала и нижней головки шатуна (рис. 1) — сменные, тонкостенные, имеют стальное основание и рабочий слой из свинцовистой бронзы.
Верхний и нижний вкладыши коренного подшипника коленчатого вала не взаимозаменяемы. В верхнем вкладыше имеются отверстие для подвода масла и канавка для его распределения.
Вкладыши нижней головки шатуна взаимозаменяемы.
На двигателях ЯМЗ-2З6БЕ, ЯМЗ-236Б, ЯМ3-2З6НЕ и ЯМ3-236Н через отверстие во вкладыше масло подводится к втулке верхней головки шатуна и поршневому пальцу.
Установка коленчатого вала на двигатель
При установке коленчатого вала на двигатель обеспечить соответствие размеров вкладышей подшипников размерам шеек вала.
Перед установкой обеспечить чистоту наружных поверхностей и внутренних полостей коленчатого вала и других сопряженных поверхностей.
Смазать шейки и рабочие поверхности чистым моторным маслом.
Для облегчения установки маховика в правильное положение относительно коленчатого вала на ступице маховика нанесена цифра «6», которую при сборке совместить с цифрой «2» на торце коленчатого вала.
Крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы; при их установке следить, чтобы клеймо на крышке соответствовало клейму на блоке.
Затяжку крышек коренных подшипников начинать с вертикальных болтов и затягивать в два приема с крутящим моментом после повторной затяжки 430 — 470 Нм (43 — 47 кгм), затем затянуть в два приема горизонтальные болты с окончательным моментом затяжки 90 — 120 Нм (9 — 12 кгсм).
Перед затяжкой заднего упорного коренного подшипника выровнять осевой зазор, для чего, слегка притянув болтами крышку подшипника, перемещать коленчатый вал назад-вперед в осевом направлении до упора при помощи ломика сначала назад, затем вперед, выравнивая положение крышки.
Затянув болты, проверить щупом осевой зазор. Он должен быть одинаковым с обеих сторон крышки.
Шейки коленчатого вала могут быть двух номинальных размеров и поэтому возможны следующие варианты маркировки и применение соответствующих им вкладышей.
Примечание: Буквы «Н», «У», «Ш», «К» и цифра «1» клеймятся при маркировке ударным способом.
Замена шестерни коленчатого вала
Шестерню коленчатого вала можно заменить без снятия коленчатого вала с двигателя.
При снятых шкиве и передней крышке блока передний противовес и шестерню спрессовать с помощью съемника.
Перед установкой шестерню и передний противовес нагреть до температуры 105—155°С и последовательно подпрессовывать их до упора с помощью специального приспособления.
Очистка полостей шатунных шеек
При каждом снятии коленчатого вала с двигателя для замены вкладышей очистить полости шатунных шеек, предварительно удалив заглушки 2 (рис. 2), которыми закрыты полости.
Заглушки заменить новыми, их повторное использование не допускается.
Перед установкой заглушек запилить вспучивание металла у кромок отверстий от предыдущей раскерновки, помыть вал и продуть масляные каналы.
Заглушки запрессовать на глубину 5—6 мм от кромки отверстия, после чего раскернить внутри отверстия в трех точках, равнорасположенных по окружности, для предотвращения самопроизвольного выпрессовывания заглушек.
Основные требования к шлифовке шеек коленчатого вала
Шлифовку шеек коленчатого вала на ремонтные размеры производить в пределах предусмотренных размеров, при этом обеспечить выполнение следующих требований:
- 1. При перешлифовании шеек вала на ремонтные размеры обеспечить плавный радиус 6-0,5 мм перехода от шеек к щекам без подрезов, прижогов, грубых рисок; шероховатость поверхностей шеек не должна превышать 0,20 мкм, радиусов галтелей — 0,32 мкм.
- 2. Величина радиусов осей всех кривошипов вала должна быть 70±0,12 мм.
- 3. Допуск параллельности осей средних коренных шеек относительно общей оси крайних коренных шеек не должен превышать 0,010 мм, допуск параллельности осей шатунных шеек относительно общей оси крайних коренных шеек должен быть не более 0,03 мм на длине 100 мм или 0,022 мм на длине шейки.
- 4. Овальность, конусность, вогнутость и бочкообразность коренных и шатунных шеек не допускаются более 0,005 мм.
- 5. Трещины на поверхности вала не допускаются. Отсутствие поверхностных дефектов проверить магнитным дефектоскопом с обязательным последующим размагничиванием.
При установке коленчатого вала необходимо обеспечить диаметральный зазор между коренными шейками коленчатого вала и вкладышами в пределах 0,07—0,12 мм.
Для этого необходимо:
- - проверить соответствие размеров вкладышей размерам шеек коленчатого вала.
Размеры вкладышей проверяют по меткам, которые завод-изготовитель на наружной поверхности вкладыша;
отвернуть болты крепления крышек коренных подшипников и снять крышки.
Протереть плоскости разъема и гнезда под вкладыши в блоке цилиндров и в крышках коренных подшипников;
- - снять упаковку с комплекта вкладышей коренных подшипников и протереть их.
Установить верхние вкладыши с отверстием и канавкой в гнезда, расположенные в блоке цилиндров, а нижние вкладыши – в крышки коренных подшипников, совместив фиксирующие замки с пазами в гнездах.
- - установить крышки на блоке цилиндров, ввернуть болты от руки 1 – 2 нитки и затянуть их моментом 300 – 320 Нм (30 – 32 кгсм).
При затягивании болтов необходимо слегка постукивать резиновым молотком по крышке;
- - замерить диаметры отверстий коренных подшипников индикаторным нутромером 100—160 мм, диаметры шеек коленчатого вала микрометром 100—150 мм.
Разность показаний и даст тот зазор, который будет после установки коленчатого вала.
Если показания не укладываются в пределы допустимого диаметрального зазора, то необходимо подобрать другой коленчатый вал или подобрать вкладыши по толщине из той же размерной группы.
После подбора вкладышей и коленчатого вала по диаметральному зазору снимают крышки коренных подшипников, предварительно отвернув болты.
Перед установкой коленчатого вала в блок цилиндров нужно зачистить острые кромки смазочных отверстий шабером или заправленным бруском, протереть и смазать дизельным маслом верхние вкладыши подшипников коленчатого вала.
При установке коленчатого вала в блок цилиндров необходимо протереть шейки и совместить метки «О» на зубе шестерни 3 коленчатого вала и впадине шестерни 4 распределительного вала (см. рис. 3).
Затем устанавливают упорные полукольца коленчатого вала в выточки задней коренной опоры блока цилиндров так, чтобы сторона с канавками прилегала к упорным торцам вала.
Предварительно полукольца необходимо протереть и смазать дизельным маслом.
После установки вала необходимо смазать дизельным маслом его коренные шейки.
При установке крышки заднего подшипника коленчатого вала надо протереть вкладыши и установить на крышку полукольца упорного подшипника так, чтобы сторона с канавками прилегала к упорным торцам вала.
После этого устанавливают ранее снятые крышки, предварительно протерев вкладыши.
При установке крышек необходимо соблюдать совпадение порядкового номера крышки с порядковым номером опоры на блоке цилиндров, при этом клейменная сторона крышки должна быть обращена к левому ряду цилиндров.
Нумерация опор на блоке начинается от переднего торца блока цилиндров.
Болты затягивают динамометрическим ключом моментом 300—320 Нм (30—32 кгсм).
При этом затягивают болты промежуточных опор и передней опоры, а болты крепления крышки заднего подшипника коленчатого вала затягивают после регулировки зазора в упорном подшипнике.
Болты затягивают последовательно в два приема (предварительная и окончательная затяжка), начиная со средних болтов и кончая крайними.
Осевой зазор проверяют набором щупов путем перемещения коленчатого вала вдоль оси в обе стороны.
Зазор должен быть в пределах 0,08—0,23 мм.
Проверять необходимо в двух противоположных точках через 180°.
После затяжки болтов крепления заднего коренного подшипника моментом 300—320 Нм (30—32 кгсм) колебание зазора для одного упорного полукольца не должно превышать 0,05 мм.
Зазор с обеих сторон крышки должен быть одинаковым.
После затяжки болтов коленчатый вал должен проворачиваться легко без заеданий от усилия руки, приложенного к установочным штифтам маховика.
Болты крепления крышки коренных подшипников предохраняются от отвертывания контровочной проволокой.
Затем устанавливают и напрессовывают оправкой (рис. 4) на задний конец коленчатого вала задний маслоотражатель и стопорят его вдавливанием металла в четыре отверстия на коленчатом валу.
Устанавливают на передний конец коленчатого вала передний маслоотражатель, замковую шайбу и навертывают от руки гайку крепления переднего противовеса.
После этого стопорят коленчатый вал от провертывания упором, вставляемым в отверстие противовеса, затягивают гайку ключом (рис. 5) моментом 180—320 Нм (18—32 кгсм) и стопорят ее шайбой.