Схемы включения осветительных приборов показаны на рис. 1 и 2

В систему освещения входят головные фары, фары-прожекторы, противотуманные фары, передние и задние фонари, фонари заднего хода, плафоны кабины и освещения спальных мест, подкапотный фонарь, лампы и комплект коммутационной аппаратуры (включатели, переключатели, реле и т. п.).

Головная фара (рис. 3) прямоугольного типа, что значительно улучшает светораспределение на дорожном полотне.

Фары имеют европейскую асимметричную систему освещения, исключающую ослепляемость водителей встречного транспорта.

Передние фонари скомпонованы в одном корпусе с указателями поворотов. Рассеиватели габаритных фонарей белые, указателей поворота — оранжевые.

Задний фонарь имеет габаритный огонь и огонь сигнала торможения красного цвета, а также указатель поворота с рессеивателем оранжевого цвета.

Левый задний фонарь имеет также в нижней части рассеиватель белого цвета для освещения номерного знака.

Противотуманная фара ФГ 152 выполнена с белым рассеивателем прямоугольной формы.

Фара снабжена галогенной лампой, что в комплекте со специальным рассеивателем обеспечивает хорошую освещаемость дороги в условиях ухудшенной видимости (туман, дождь и др.).

Управление внешним освещением производится с помощью переключателя 10 (см. рис. 2).

Рукоятка переключателя имеет 5 положений

  • 0 — все выключено;
  • I — включены габаритные огни;
  • II — включены габаритные огни и ближний свет;
  • III — включены габаритные огни и дальний свет;
  • IV- включены габаритные огни и дальний свет для работы в мигающем режиме

Положение IV переключателя не фиксированное: при снятии руки с рукоятки переключателя последняя возвращается в исходное положение.

Все пять положений переключателя обозначены соответствующими символами, указывающими какой светотехнический прибор включен.

Головная фара МАЗ

Противотуманные фары и фары-прожекторы включаются отдельными переключателями, причем в схеме включения фар-прожекторов применена блокировка, исключающая возможность включения фар при ближнем свете.

Проверка выключателей фонарей заднего хода МАЗ

В процессе эксплуатации необходимо следить за чистотой рассеивателей и перед выездом промывать  или протирать их ветошью.

У загрязненных светотехнических приборов резко снижается светоотдача, что ухудшает как видимость фонарей, так и освещение фарами дороги.

 У таких светотехнических приборов, как фары, фонари и плафоны в условиях эксплуатации происходит потемнение рефлекторов или поломка корпусов и рассеивателей.

При выходе из строя рассеивателей они заменяются новыми.

При поломке корпусов и потемнении рефлекторов меняется весь прибор.

Перечень ламп, применяемых в светотехнических приборах:

  • Головная фара 8704.24 - А24-55-50
  • Противотуманная фара ФГ152 - HI типа АКГ24-70
  • Фара-прожектор 20.3711 - HI типа АКГ24-70
  • Передний фонарь ПФ130Б - А24-21-2
  • Задний фонарь
  • ФП130В-левый - А24-21-2- 2 шт.
  • ФП130Г-правый - А24-21-2- 2 шт.
  • Боковой указатель поворота 14.3726 - А24-5
  • Фонарь опознавательный знака автопоезда ПФ233 - А24-5
  • Плафон освещения салона кабины 11.3714 - А24-21-2
  • Плафон спального места ПК124В - АС24-5
  • Фонарь заднего хода ФП135Б А24-21-2
  • Блоки контрольных и сигнальных ламп ПД511Б, ПД512Б - А24-2 по 6 шт. в блоке
  • Комбинация приборов 13.3801 - А24-2 – 5 шт
  • Указатель давления УК 168 - А24 – 2 – 2 шт
  • Спидометр СП 152 - А24 – 2 – 2 шт
  • Выключатель аварийной сигнализации ВК 422 – 24 - АМН24 - 3

Следует помнить, что внутри колбы лампы иногда появляется темный налет, являющийся следствием осаждения на колбу продуктов испарения нити накаливания.

Это явление значительно ухудшает светоотдачу, и такие лампы целесообразно менять, не ожидая их окончательного выхода из строя.

Особенно важно это для головных фар, от которых зависит качество освещения дороги.

Если производится замена фар, то после их установки на автомобиль следует провести их регулировку по методике, изложенной в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Коммутационная аппаратура достаточно долговечна и в условиях эксплуатации, как правило, из строя не выходит.

В случае же отказа изделия оно подлежит замене, так как выключатели и переключатели не ремонтируются.

Возможные неисправности системы освещения и способы их устранения

- Причина неисправности

Способ устранения

Не горят лампы фар

- Сгорели предохранители № 17 и 18 для дальнего света фар и № 19 и 20 для ближнего

Заменить предохранители

- Перегорели лампы

Заменить лампы

Не горит контрольная лампа «дальний свет»

- Сгорел предохранитель № 17

Заменить предохранитель

Сгорела лампа

Заменить лампу

- Неисправен блок контрольных ламп

Заменить блок или отремонтировать

Не включаются фонари заднего хода

- Сгорел предохранитель № 11

Заменить предохранитель

- Неисправен или не отрегулирован выключатель 11

Заменить или отрегулировать установку включателя

При выходе из строя реле Р1, Р4, Р8 производится их проверка, как указано в разделе «Электрофакельное устройство», и при необходимости — замена.

У блоков контрольных и сигнальных ламп от коротких замыканий, если был установлен нестандартный предохранитель, могут расплавиться токоведущие дорожки печатной платы.

Перегорание дорожки восстанавливается путем напайки припоем или припайки медной проволочки.

При отказе фонарей заднего хода следует проверить предохранитель № 8, если он исправен, проверить выключатель 2 (рис. 4).

Для проверки необходимо снять с выключателя защитный чехол 3 (рис. 4, а).

Если напряжение на клемме выключателя, куда подсоединен белый провод, имеется, а фонари заднего хода не загораются при установке рычага переключения передач в положение «Задний ход», то необходимо снять выключатель и проверить его.

Для проверки исправности выключателя проводом с зажимом соединяется «+» источника напряжения 26 — 28 В с одной клеммой выключателя, а другая клемма через контрольную лампу соединяется с «-» источника (рис. 4, б).

В таком положении контрольная лампа гореть не должна.

Если же надавить на шарик выключателя по стрелке А (рис. 4, в) и утопить его до упора (примерно на 1,5 — 2,5 мм), то контрольная лампа должна загореться. Если лампа не загорается — выключатель неисправен и подлежит замене.

Если же выключатель исправен, значит его положение не отрегулировано на крышке коробки передач.

Регулировка производится установкой или снятием регулировочных прокладок, находящихся на резьбовой части выключателя.