Двигатели ЯМЗ-236М2 и ЯМЗ-238М2 представляют собой шести- и восьмицилиндровые модели семейства четырехтактных дизелей ОАО «Автодизель»
Двигатель ЯМЗ-238АМ2 является модификацией двигателя ЯМЗ-238М2, мощность которого ограничена до 225 л.с. на весь период эксплуатации.
Двигатель ЯМЗ-238ВМ имеет те же номинальную мощность и максимальный крутящий момент, что и двигатель ЯМЗ-238М2, отличается он комплектностью и специальным масляным поддоном, допускающим эксплуатацию при повышенных кренах и дифферентах.
На рисунке 1 общий вид дизеля
Двигатель ЯМЗ-238ГМ2 предназначен для стационарного или циклически переменного режима работы и отличается от двигателя ЯМЗ-238М2 в основном комплектацией и регулировкой топливной аппаратуры.
На рисунке 2 продольный разрез дизеля
Двигатель ЯМЗ-238КМ2 предназначен для установки на подземный самосвальный автопоезд.
На рисунке 3 поперечный разрез дизеля
Двигатели ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2, ЯМЗ-238АМ2, ЯМЗ-238ВМ, ЯМЗ-238ГМ2 и ЯМЗ-238КМ2 взаимозаменяемы с двигателями ЯМЗ-236М, ЯМЗ-238М, ЯМЗ-238АМ, ЯМЗ-238ВМ, ЯМЗ-238ГМ и ЯМЗ-238КМ, выпускавшимися до 1988 года, а также с двигателями ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-238А, ЯМЗ-238В, ЯМЗ-238Г и ЯМЗ-238К, выпускавшимися до августа 1985 года.
Система смазки
Смешанная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг, втулки толкателей.
Топливный насос высокого давления и регулятор частоты вращения оборудованы циркуляционной смазкой из системы смазки двигателя
Масляный насос - шестеренчатый, двухсекционный
Зубчатые передачи, подшипники качения и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием.
Давление в масляной системе, кПа (кгс/см2) для всех двигателей:
- - при номинальных оборотах – 400-700 (4-7)
- - при минимальных оборотах холостого хода, не менее 100 (1,0)
Система охлаждения масла - масляный радиатор, установленный вне двигателя
Масляные фильтры
Два - полнопоточный, со сменными фильтрующим элементом и тонкой очистки - центробежный, с реактивным приводом. Допускается установка фильтра грубой очистки вместо полнопоточного.
Давление открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/см2):
- - редукционный клапан масляного насоса 700-800 (7,0-8,0)
- - предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса 100-130 (1,0-1,3)
- - дифференциальный клапан 520-560 (5,2-5,6)
- - перепускной клапан фильтра грубой очистки масла 180-230 (1,8-2,3)
- - перепускной клапан полнопоточного масляного фильтра 200-250 (2,0-2,5)
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Система смазки
Смешанная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг, втулки толкателей.
Топливный насос высокого давления и регулятор частоты вращения оборудованы циркуляционной смазкой из системы смазки двигателя
Масляный насос - шестеренчатый, двухсекционный
Зубчатые передачи, подшипники качения и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием.
Давление в масляной системе, кПа (кгс/см2) для всех двигателей:
- - при номинальных оборотах – 400-700 (4-7)
- - при минимальных оборотах холостого хода, не менее 100 (1,0)
Система охлаждения масла - масляный радиатор, установленный вне двигателя
Масляные фильтры
Два - полнопоточный, со сменными фильтрующим элементом и тонкой очистки - центробежный, с реактивным приводом.
Допускается установка фильтра грубой очистки вместо полнопоточного.
Давление открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/ см2):
- - редукционный клапан масляного насоса 700-800 (7,0-8,0)
- - предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса 100-130 (1,0-1,3)
- - дифференциальный клапан 520-560 (5,2-5,6)
- - перепускной клапан фильтра грубой очистки масла 180-230 (1,8-2,3)
- - перепускной клапан полнопоточного масляного фильтра 200-250 (2,0-2,5)
Система питания
Топливоподающая аппаратура - Раздельного типа
Топливоподкачивающий насос - Поршневой, с ручным топливоподкачивающим насосом
Топливный насос высокого давления двигателя ЯМЗ–236М2 - шестиплунжерный.
Топливный насос высокого давления двигателей ЯМЗ–238М2, ЯМЗ–238АМ2, ЯМЗ–238ВМ, ЯМЗ–238ГМ2, ЯМЗ–238КМ2 - восьмиплунжерный
Плунжеры - Золотникового типа, диаметр 10 мм, ход 11 мм
Порядок работы секции топливного насоса двигателя ЯМЗ–236М2: 1-4-2-5-3-6
Порядок работы секции топливного насоса двигателей ЯМЗ–238М2, ЯМЗ–238АМ2, ЯМЗ–238ВМ, ЯМЗ–238ГМ2, ЯМЗ–238КМ2: 1-3-6-2-4-5-7-8
Нумерация секций - со стороны привода
Регулятор частоты вращения - центробежный, всережимный
Установочный угол опережения впрыска, градусы:
- - для двигателей ЯМЗ–236М2, ЯМЗ–238М2, ЯМЗ–238АМ2, ЯМЗ–238ВМ, ЯМЗ–238ГМ2 - 15°;
- - для двигателя ЯМЗ–238КМ2 - 10°
Муфта опережения - автоматическая. центробежного типа
Форсунки - закрытого типа, с многоярусными распылителями
Давление начала впрыскивания, МПа (кгс/см2) - 22,6+0,8 (230+8)
Топливные фильтры
Два, грубой и тонкой очистки со сменными фильтрующими элементами.
В крышке фильтра тонкой очистки установлен перепускной жиклер
Воздушный фильтр - инерционно-масляный или сухого типа
Система охлаждения
Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; оборудована термостатом для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя
Водяной насос - центробежный, приводится клиновым ремнем от шкива коленчатого вала
Вентилятор - шестилопастный, с шестеренчатым приводом
Электрооборудование
Генератор - трехфазный синхронный, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком
Генератор - на двигателях ЯМЗ–236М2, ЯМЗ–238М2, ЯМЗ–238АМ2, ЯМЗ–238ВМ, ЯМЗ–238ГМ2 - Г-273В2 или 1322.3771
Генератор двигателя ЯМЗ–238КМ2 - 1702.3771
Номинальное выпрямленное напряжение, В - 28
Стартер - 25.3708-01, постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом
Номинальная мощность стартера, кВт, при С20=182Ач - 8,2
Сцепление
Модель для двигателя:
- - ЯМЗ–236М2 - ЯМЗ-236К или ЯМЗ-181*;
- - ЯМЗ–238М2 - ЯМЗ-238 или ЯМЗ-182*;
- - ЯМЗ–238АМ2, ЯМЗ–238ВМ, ЯМЗ–238ГМ2, ЯМЗ–238КМ2 - ЯМЗ-238
Коробка передач
Модель:
- - для двигателя ЯМЗ–236М2 - ЯМЗ-236П;
- - для двигателей ЯМЗ–238М2, ЯМЗ–238АМ2, ЯМЗ–238ВМ, ЯМЗ–238ГМ2, ЯМЗ–238КМ2 - ЯМЗ-236Н
Тип - Механическая, трехходовая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на второй-третьей и четвертой-пятой передачах
Передаточные числа:
- - первой передачи - 5,26
- - второй передачи - 2,90
- - третьей передачи - 1,52
- - четвертой передачи- 1,00
- - пятой передачи - 0,66
- - заднего хода- 5,48
Масса незаправленного двигателя, кг:
Модель двигателя |
ЯМЗ–236М2 |
ЯМЗ–238М2 |
ЯМЗ–238АМ2 |
ЯМЗ–238ВМ |
ЯМЗ–238ГМ2 |
ЯМЗ–238КМ2 |
---|---|---|---|---|---|---|
без сцепления и коробки передач |
890 |
- |
1075 |
1075 |
1075 |
1075 |
со сцеплением без коробки передач |
- |
- |
- |
1105 |
1170 |
- |
с двухдисковым сцеплением и коробкой передач |
1205 |
1390 |
1390 |
- |
- |
- |
с однодисковым сцеплением и коробкой передач |
1185 |
- |
- |
- |
- |
- |
Заправочные емкости, л
модель двигателя |
ЯМЗ–236М2 |
ЯМЗ–238М2 |
ЯМЗ–238АМ2 |
ЯМЗ–238ВМ |
ЯМЗ–238ГМ2 |
ЯМЗ–238КМ2 |
||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Система смазки (без радиатора) |
21 |
29 |
29 |
28 |
29 |
29 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Система охлаждения (без радиатора) |
17 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Воздушный фильтр |
1,4 |
0,85 |
– |
– |
0,85 |
0,85 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Муфта опережения впрыска |
0,16 |
0,16 |
0,16 |
0,16 |
0,16 |
0,16 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Коробка передач |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
– |
- |
– |