Двигатели ЯМЗ-236М2 и ЯМЗ-238М2 представляют собой шести- и восьмицилиндровые модели семейства четырехтактных дизелей ОАО «Автодизель»

Двигатель ЯМЗ-238АМ2 является модификацией двигателя ЯМЗ-238М2, мощность которого ограничена до 225 л.с. на весь период эксплуатации.

Двигатель ЯМЗ-238ВМ имеет те же номинальную мощность и максимальный крутящий момент, что и двигатель ЯМЗ-238М2, отличается он комплектностью и специальным масляным поддоном, допускающим эксплуатацию при повышенных кренах и дифферентах.

Общий вид дизеля ЯМЗ-236М2

На рисунке 1 общий вид дизеля

Двигатель ЯМЗ-238ГМ2 предназначен для стационарного или циклически переменного режима работы и отличается от двигателя ЯМЗ-238М2 в основном комплектацией и регулировкой топливной аппаратуры.

Продольный разрез дизеля дизеля ЯМЗ-236М2

На рисунке 2 продольный разрез дизеля

Двигатель ЯМЗ-238КМ2 предназначен для установки на подземный самосвальный автопоезд.

Поперечный разрез дизеля ЯМЗ-236М2

На рисунке 3 поперечный разрез дизеля

Двигатели ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2, ЯМЗ-238АМ2, ЯМЗ-238ВМ, ЯМЗ-238ГМ2 и ЯМЗ-238КМ2 взаимозаменяемы с двигателями ЯМЗ-236М, ЯМЗ-238М, ЯМЗ-238АМ, ЯМЗ-238ВМ, ЯМЗ-238ГМ и ЯМЗ-238КМ, выпускавшимися до 1988 года, а также с двигателями ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-238А, ЯМЗ-238В, ЯМЗ-238Г и ЯМЗ-238К, выпускавшимися до августа 1985 года.

Система смазки

Смешанная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг, втулки толкателей.

Топливный насос высокого давления и регулятор частоты вращения оборудованы циркуляционной смазкой из системы смазки двигателя

Масляный насос - шестеренчатый, двухсекционный

Зубчатые передачи, подшипники качения и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием.

Давление в масляной системе, кПа (кгс/см2) для всех двигателей:

  • - при номинальных оборотах – 400-700 (4-7)
  • - при минимальных оборотах холостого хода, не менее 100 (1,0)

Система охлаждения масла - масляный радиатор, установленный вне двигателя

Масляные фильтры

Два - полнопоточный, со сменными фильтрующим элементом и тонкой очистки - центробежный, с реактивным приводом. Допускается установка фильтра грубой очистки вместо полнопоточного.

Давление открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/см2):

  • - редукционный клапан масляного насоса  700-800 (7,0-8,0)
  • - предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса 100-130 (1,0-1,3)
  • - дифференциальный клапан 520-560 (5,2-5,6)
  • - перепускной клапан фильтра грубой очистки масла 180-230 (1,8-2,3)
  • - перепускной клапан полнопоточного масляного фильтра 200-250 (2,0-2,5)

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Система смазки

Смешанная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг, втулки толкателей.

Топливный насос высокого давления и регулятор частоты вращения оборудованы циркуляционной смазкой из системы смазки двигателя

Масляный насос - шестеренчатый, двухсекционный

Зубчатые передачи, подшипники качения и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием.

Давление в масляной системе, кПа (кгс/см2) для всех двигателей:

  • - при номинальных оборотах – 400-700 (4-7)
  • - при минимальных оборотах холостого хода, не менее 100 (1,0)

Система охлаждения масла - масляный радиатор, установленный вне двигателя

Масляные фильтры

Два - полнопоточный, со сменными фильтрующим элементом и тонкой очистки - центробежный, с реактивным приводом.

Допускается установка фильтра грубой очистки вместо полнопоточного.

Давление открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/ см2):

  • - редукционный клапан масляного насоса  700-800 (7,0-8,0)
  • - предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса 100-130 (1,0-1,3)
  • - дифференциальный клапан 520-560 (5,2-5,6)
  • - перепускной клапан фильтра грубой очистки масла 180-230 (1,8-2,3)
  • - перепускной клапан полнопоточного масляного фильтра 200-250 (2,0-2,5)

Система питания

Топливоподающая аппаратура - Раздельного типа

Топливоподкачивающий насос - Поршневой, с ручным топливоподкачивающим насосом

Топливный насос высокого давления двигателя ЯМЗ–236М2 - шестиплунжерный.

Топливный насос высокого давления двигателей ЯМЗ–238М2, ЯМЗ–238АМ2, ЯМЗ–238ВМ, ЯМЗ–238ГМ2, ЯМЗ–238КМ2 - восьмиплунжерный

Плунжеры - Золотникового типа, диаметр 10 мм, ход 11 мм

Порядок работы секции топливного насоса двигателя ЯМЗ–236М2: 1-4-2-5-3-6

Порядок работы секции топливного насоса двигателей ЯМЗ–238М2, ЯМЗ–238АМ2, ЯМЗ–238ВМ, ЯМЗ–238ГМ2, ЯМЗ–238КМ2: 1-3-6-2-4-5-7-8

Нумерация секций - со стороны привода

Регулятор частоты вращения - центробежный, всережимный

Установочный угол опережения впрыска, градусы:

  • - для двигателей ЯМЗ–236М2, ЯМЗ–238М2, ЯМЗ–238АМ2, ЯМЗ–238ВМ, ЯМЗ–238ГМ2 - 15°;
  • - для двигателя ЯМЗ–238КМ2 - 10°

Муфта опережения - автоматическая. центробежного типа

Форсунки - закрытого типа, с многоярусными распылителями

Давление начала впрыскивания, МПа (кгс/см2) - 22,6+0,8 (230+8)

Топливные фильтры

Два, грубой и тонкой очистки со сменными фильтрующими элементами.

В крышке фильтра тонкой очистки установлен перепускной жиклер

Воздушный фильтр - инерционно-масляный или сухого типа

Система охлаждения

Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; оборудована термостатом для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя

Водяной насос - центробежный, приводится клиновым ремнем от шкива коленчатого вала

Вентилятор - шестилопастный, с шестеренчатым приводом

Электрооборудование

Генератор - трехфазный синхронный, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком

Генератор - на двигателях ЯМЗ–236М2, ЯМЗ–238М2, ЯМЗ–238АМ2, ЯМЗ–238ВМ, ЯМЗ–238ГМ2 - Г-273В2 или 1322.3771

Генератор двигателя ЯМЗ–238КМ2 - 1702.3771

Номинальное выпрямленное напряжение, В - 28

Стартер - 25.3708-01, постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом

Номинальная мощность стартера, кВт, при С20=182Ач - 8,2

Сцепление

Модель для двигателя:

  • - ЯМЗ–236М2 - ЯМЗ-236К или ЯМЗ-181*;
  • - ЯМЗ–238М2 - ЯМЗ-238 или ЯМЗ-182*;
  • - ЯМЗ–238АМ2, ЯМЗ–238ВМ, ЯМЗ–238ГМ2, ЯМЗ–238КМ2 - ЯМЗ-238

Коробка передач

Модель:

  • - для двигателя ЯМЗ–236М2 - ЯМЗ-236П;
  • - для двигателей ЯМЗ–238М2, ЯМЗ–238АМ2, ЯМЗ–238ВМ, ЯМЗ–238ГМ2, ЯМЗ–238КМ2 - ЯМЗ-236Н

Тип - Механическая, трехходовая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на второй-третьей и четвертой-пятой передачах

Передаточные числа:

  • - первой передачи - 5,26
  • - второй передачи - 2,90
  • - третьей передачи - 1,52
  • - четвертой передачи- 1,00
  • - пятой передачи - 0,66
  • - заднего хода- 5,48

Масса незаправленного двигателя, кг:

Модель двигателя

ЯМЗ–236М2

ЯМЗ–238М2

ЯМЗ–238АМ2

ЯМЗ–238ВМ

ЯМЗ–238ГМ2

ЯМЗ–238КМ2

без сцепления и коробки передач

890

-

1075

1075

1075

1075

со сцеплением без коробки передач

-

-

-

1105

1170

-

с двухдисковым сцеплением

и коробкой передач

1205

1390

1390

-

-

-

с однодисковым сцеплением

и коробкой передач

1185

-

-

-

-

-

Заправочные емкости, л

модель двигателя

ЯМЗ–236М2

ЯМЗ–238М2

ЯМЗ–238АМ2

ЯМЗ–238ВМ

ЯМЗ–238ГМ2

ЯМЗ–238КМ2

Система смазки

(без радиатора)

21

29

29

28

29

29

Система охлаждения

(без радиатора)

17

20

20

20

20

20

Воздушный фильтр

1,4

0,85

0,85

0,85

Муфта опережения впрыска

0,16

0,16

0,16

0,16

0,16

0,16

Коробка передач

5,5

5,5

5,5

-

Схема нумерации цилиндров

Схема нумерации цилиндров дизеля ЯМЗ-236/238