Диафрагменное сцепление модели 182 (рис. 1) состоит из ведущих и ведомых частей, а также деталей механизма выключения сцепления, устанавливаемых в картер сцепления

Ведущая часть сцепления — нажимной диск 2 с кожухом устанавливается на маховик двигателя и крепится болтами М10 (12 шт.) на диаметре 450 мм.

Центрирование осуществляется по цилиндрической проточке диаметром 475 мм на маховике и кожухе сцепления.

Нажимной диск соединен с кожухом при помощи 4-х пакетов пластин, обеспечивающих центрирование, осевое перемещение и передачу крутящего момента от кожуха к нажимному диску.

Для исключения проворота диафрагменной пружины относительно кожуха и нажимного диска установлено 6 пар втулок со специальными скобами.

Применение этих скоб позволяет сохранять постоянный контакт нажимного диска с пружиной и обеспечивать отход первого при выключении сцепления.

Сцепление модели ЯМЗ-182

Ведомый диск 1 устанавливается между маховиком и нажимным диском и центрируется по шлицам первичного вала коробки передач.

В сцеплениях данного типа применен ведомый диск с демпфером пружинно-фрикционного типа с упругим креплением одной из фрикционных накладок.

Благодаря этому, сцепление снижает динамические нагрузки на трансмиссию при резких включениях (трогание с места, переключение передач), а также, исключает резонансные явления и снижает максимальные “пиковые” значения крутящего момента при установившемся движении транспортного средства.

Крепление фрикционных накладок показано на рис. 2.

Крепление фрикционных накладок

Механизм выключения сцепления состоит из муфты 4 (рис. 1) с подшипником, вилки 6 и валика 8. Муфта соединена через упорное кольцо 3 с диафрагменной пружиной с помощью запорного устройства.

Оттяжная пружина 7 (рис.1) исключает проворот и осевые перемещения втулки 7 (рис. 3) относительно упорного кольца 1 (рис. 3).

По мере износа фрикционных накладок муфта выключения сцепления 4 (рис. 1) перемещается вместе с пружиной в сторону маховика, при этом конструкция привода выключения сцепления автомобиля или другого транспортного средства обеспечивает поворот вилки 6 (рис. 1) по часовой стрелке после выбора зазора между лапками вилки и муфтой за счет периодической регулировки привода или постепенный поворот за счет конструкции гидропривода.

Запорное устройство сцепления ЯМЗ-182

Конструкция запорного устройства показана на рис. 3.

Она включает в себя упорное кольцо 1, втулку подшипника муфты 7 с фасонной канавкой, пружинное кольцо 2 круглого сечения, а также замковое кольцо 5.

Упорное кольцо 1 устанавливается на диафрагменную пружину при сборке нажимного диска с кожухом и удерживается за счет пружинной шайбы 3 и стопорного кольца 4. На рисунке муфта заперта (соединена) с упорным кольцом.

Внутри втулки подшипника муфты 7 установлено предохранительное кольцо 6, имеющее снаружи выступающий ус, препятствующий рассоединению муфты выключения сцепления и упорного кольца 1.

Выключение сцепления обеспечивается поворотом вала по часовой стрелке.

Допустимое направление перемещения муфты и поворота вала для выключения сцепления показано на рис. 1 стрелками. Перемещение муфты и поворот вала в обратном направлении не допустимо.

Техническое обслуживание сцепления

Виды и периодичность технического обслуживания сцепления соответствуют видам и периодичности технического обслуживания двигателя.

Техническое обслуживание сцепления включает ежедневную проверку работы сцепления на транспортном средстве, а также, через одно ТО-1 (через 500 часов) и при каждом ТО-2 производить смазку муфты выключения сцепления с подшипником и валика вилки выключения сцепления.

Ежедневная проверка работы сцепления на транспортном средстве включает проверку на наличие пробуксовки, «ведения» и посторонних шумов и стуков.

Пробуксовка сцепления выявляется в процессе переключения передач, когда после отпускания педали сцепления и резкого увеличения частоты вращения коленчатого вала скорость транспортного средства не повышается.

“Ведение” сцепления (неполное выключение) имеет несколько характерных признаков:

  1. • включение синхронизированных передач затруднено;
  2. • включение несинхронизированных передач происходит с характерным скрежетом в коробке передач;
  3. • транспортное средство с включенной низшей передачей и выжатой педалью привода сцепления движется.

Смазка в муфту подается через масленку шланга до появления смазки в зазоре между втулкой подшипника и отражательной шайбой.

Смазка валика вилки выключения сцепления производится через две пресс-масленки, сделав шприцем по два хода.

для обеспечения нормальной работы сцепления периодически контролировать правильность регулировки привода сцепления.

Периодичность и порядок контроля и регулировки привода сцепления определяется руководством по эксплуатации транспортного средства.

Снятие сцепления с двигателя

Снятие сцепления с двигателя с установленной коробкой передач производится в следующем порядке:

  • 1. Отвернуть гайку крепления шланга смазки.
  • 2. Протолкнуть шланг смазки в полость картера сцепления.
  • 3. Снять коробку передач, при этом муфта выключения сцепления останется на упорном кольце диафрагменной пружины.
  • 4. Совместить полукруглый паз на муфте выключения сцепления в передней ее части с выступающим усом предохранительного кольца 6 (рис. 3) и, утопив его каким-либо предметом, удерживать в утопленном положении через центральное отверстие муфты выключения сцепления.

Основные положения запорного устройства сцепления ЯМЗ-182

  • 5. Повернуть замковое кольцо 5 (рис. 4) относительно втулки 6 так, чтобы выступы кольца совпали с пазами втулки (положение “г”).
  • 6. Протолкнуть муфту в сторону маховика до упора, при этом пружинное кольцо 4 выйдет из фасонной канавки упорного кольца и встанет в прямоугольную (положение «Д»)
  • 7. Отсоединить муфту, для чего переместить ее в обратном направлении (от маховика), при этом пружинное кольцо останется в прямоугольной канавке упорного кольца (положение “е”), а затем из нее извлекается.
  • 8. Снять нажимной диск с кожухом, для чего отвернуть болты крепления сцепления, постепенно в несколько приемов, не допуская значительных перекосов нажимной пружины.

Установка сцепления на двигатель

Установка сцепления на двигатель производится в следующем порядке:

  • 1. С помощью специальной оправки установить на маховике ведомый диск, при этом фрикционная накладка, приклепанная к пружинной пластине, должна быть расположена к нажимному диску, а удлиненная часть ступицы - наружу (от двигателя).
  • 2. Установить нажимной диск с кожухом в сборе, обеспечив соосность крепежных отверстий кожуха сцепления и маховика.
  • 3. Завернуть вручную болты крепления сцепления на глубину не менее 4 мм.
  • 4. Произвести затяжку болтов крепления сцепления 60.. .70 Нм в несколько приемов, равномерно подтягивая нажимной диск с кожухом к маховику, не допуская значительных перекосов нажимной (диафрагменной) пружины.
  • 5. С помощью специальной оправки сцентрировать кольцо 3 (рис. 1) относительно оси коленчатого вала двигателя.

Конструкция запорного устройства механизма выключения сцепления требует выполнения особых правил установки коробки передач на двигатель.

Основные положения запорного устройства показаны на рис. 4.

Установка коробки передач и введение муфты выключения сцепления в зацепление с упорным кольцом диафрагменной пружины производится в следующем порядке (рычаг расположен слева по двигателю):

  • 1. Повернуть замковое кольцо 5 на муфте таким образом, чтобы его выступы не совпадали с пазами втулки подшипника муфты (положение “а”).
  • 2. Убедиться, что муфта выключения сцепления отведена до упора в крышку подшипника первичного вала коробки передач пружиной 7 рис. 1.
  • 3. Установить коробку передач и закрепить двумя болтами.

Не допускать перемещение муфты выключения сцепления в сторону маховика, после ее соединения с нажимной пружиной

  • 4. Переместить муфту выключения сцепления к упорному кольцу до упора, для чего с помощью технологического рычага повернуть вал вилки выключения сцепления против часовой стрелки.

Пружинное кольцо при этом попадает в фасонную канавку упорного кольца (положение б, рис. 4).

  • 5. Поворачивая вал вилки выключения сцепления по часовой стрелке, переместить муфту в направлении от двигателя (положение “в”).
  • 6. Убедиться, что муфта выключения сцепления введена в зацепление с упорным кольцом приложением к муфте дополнительного усилия в направлении от двигателя.
  • 7. Окончательно закрепить коробку передач.

Проверка качества установки сцепления (отсутствие “ведения”, контроль величины крутящего момента на валу вилки) осуществляется на неработающем двигателе.

Для этого необходимо повернуть вал вилки на угол 9°30’ - 11° по часовой стрелке, что соответствует перемещению муфты на 11-13 мм от двигателя.

При этом выходной вал коробки передач, при включенной передаче, должен вращаться при приложении крутящего момента не более 5 Нм (0,5 кгсм).

Поворот вала вилки выключения сцепления по часовой стрелке показан на рис. 1.

Возможные неисправности и способы устранения

Пробуксовка:

  1. Износ фрикционных накладок ведомого диска - Замените накладки или ведомый диск.
  2. Попадание масла на поверхности трения сцепления через уплотнения двигателя или коробки передач - Удалите масло, устраните течь масла.
  3. Поломка нажимной пружины - Замените нажимную пружину или нажимной диск с кожухом и пружиной в сборе.
  4. Сцепление частично выключено из-за неисправности привода выключения - Отремонтируйте привод выключения сцепления.

Ведение сцепления:

  1. Привод выключения сцепления не обеспечивает необходимого хода муфты выключения - Проверьте работу привода выключения сцепления и отремонтируйте
  2. Коробление нажимного диска - Замените нажимной диск с кожухом в сборе
  3. Биение ведомого диска из-за деформации - Замените ведомый диск
  4. Разрушение накладки ведомого диска - Замените ведомый диск или накладки