Особенности тормозов автомобиля Лада Калина
Автомобиль оборудован двумя тормозными системами — рабочей и стояночной.
Рабочая тормозная система предназначена для снижения скорости движения автомобиля, вплоть до его полной остановки и кратковременного удержания автомобиля в неподвижном состоянии.
Рабочая тормозная система двухконтурная, диагональная, с гидравлическим приводом, состоит из главного тормозного цилиндра с вакуумным усилителем, четырех колесных тормозных механизмов и регулятора давления жидкости в задних тормозных механизмах.
Тормозные механизмы передних колес дисковые, вентилируемые, задние — барабанные.
Каждый из контуров автомобиля включает в себя тормозные механизмы двух колес: одного переднего и одного заднего, расположенные на автомобиле по диагонали.
В один контур входят тормозные механизмы переднего правого и заднего левого колее, а во второй — тормозные механизмы переднего левого и заднего правого колее.
При выходе из строя одного ю контуров второй контур, хоть и с меньшей эффективностью, обеспечит остановку автомобиля.
Регулятор давления жидкости ограничивает поступление жидкости в задние тормозные механизмы при недостаточной нагрузке на заднюю ось, тем самым, предотвращая блокировку задних колес и занос задней оси автомобиля при резком торможении.
В корпусе регулятора имеется контрольное отверстие, закрытое пластмассовой заглушкой.
Подтекание жидкости из этого отверстия свидетельствует о негерметичности колец регулятора.
Для уменьшения усилия, прикладываемого водителем к педали тормоза, в приводе тормозной системы установлен вакуумный усилитель, работающий за счет разрежения, образующегося во впускном трубопроводе работающего двигателя.
На корпусе главного тормозного цилиндра установлен бачок с тормозной жидкостью.
В крышку банка встроен датчик недостаточного уровня тормозной жидкости. При опасном падении уровня жидкости в бачке датчик включает контрольную лампу на щитке приборов.
Часть автомобилей оборудована тормозной системой с ABC (антиблокировочная система).
Возможные неисправности тормозов и методы устранения
- Причина неисправности
Метод устранения
Увеличенный рабочий ход педали тормоза:
- Утечка тормозной жидкости из колесных цилиндров
Замените вышедшие из строя детали колесных цилиндров, промойте и просушите колодки, диски и барабаны, прокачайте систему гидропривода
- Воздух в тормозной системе
Удалите воздух из системы
- Повреждены резиновые уплотнительные кольца в главном тормозном цилиндре
Замените кольца и прокачайте систему
- Повреждены резиновые шланги гидропривода тормозов
Замените шланги и прокачайте систему
- Повышенное биение тормозного диска (более 0,15 мм)
Прошлифуйте диск; если толщина диска менее 10,8 мм, замените его
- Утечка жидкости через уплотнительные кольца толкателя регулятора давления
Замените уплотнительные кольца
Недостаточная эффективность торможения:
- Замасливание накладок колодок тормозных механизмов
Зачистите накладки металлической щеткой, применяя теплую воду с моющими средствами. Устраните причину попадания жидкости или смазки на тормозные колодки
- Заклинивание поршней в колесных цилиндрах
Устраните причины заклинивания, поврежденные детали замените, прокачайте систему
- Полный износ накладок тормозных колодок
Замените тормозные колодки
- Перегрев тормозных механизмов
Немедленно остановитесь и дайте остынуть тормозным механизмам
- Применение колодок с несоответствующими накладками
Применяйте колодки, только рекомендуемые заводом-изготовителем
- Неправильная регулировка регулятора давления
Отрегулируйте привод регулятора давления
- Потеря герметичности одного из контуров (сопровождается частичным провалом педали тормоза)
Замените поврежденные детали, прокачайте систему
Неполное растормаживание всех колес:
- Отсутствует свободный ход педали тормоза
Отрегулируйте свободный ход педали
- Нарушено выступание регулировочного болта штока вакуумного усилителя относительно плоскости крепления главного цилиндра
Отрегулируйте выступание (1,25-0,2 мм) регулировочного болта
- Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.
Тщательно промойте всю систему тормозной жидкостью, замените резиновые детали, прокачайте систему гидропривода
- Заклинивание поршня главного цилиндра
Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр, прокачайте систему
Притормаживание одного колеса при отпущенной педали тормоза:
- Поломалась или ослабла стяжная пружина колодок заднего тормоза
Замените пружину
- Заедание поршня в колесном цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса цилиндра
Разберите цилиндр, очистите и промойте детали, поврежденные замените, прокачайте систему
- Разбухание уплотнительных колец колесного цилиндра из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.
Замените кольца, промойте тормозной жидкостью систему гидропривода тормозов, прокачайте систему
- Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления направляющей колодок к поворотному кулаку
Затяните болты крепления, при необходимости замените поврежденные детали
- Неправильная регулировка стояночной тормозной системы
Отрегулируйте стояночную тормозную систему
Занос или увод автомобиля в сторону при торможении:
- Заклинивание поршня колесного цилиндра
Проверьте и устраните заедание поршня в цилиндре, при необходимости замените поврежденные детали, прокачайте систему
- Закупоривание какой-либо стальной трубки вследствие вмятины или засорения
Замените трубку или прочистите ее и прокачайте систему
- Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок
Очистите детали тормозных механизмов
- Неправильная регулировка привода регулятора давления
Отрегулируйте привод
- Неисправен регулятор давления
Отремонтируйте или замените регулятор
- Нарушены углы установки колес
Отрегулируйте углы установки колес
- Разное давление в шинах
Установите нормальное давление
- Не работает один из контуров тормозной системы (сопровождается ухудшением эффективности торможения и увеличенным ходом педали)
Замените поврежденные детали и прокачайте систему
Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении:
- Неисправен вакуумный усилитель
Замените усилитель
- Поврежден шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя, или ослабло его крепление на штуцерах
Замените шланг или подтяните хомуты его крепления
- Разбухание уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.
Тщательно промойте всю систему, замените резиновые детали, прокачайте систему
Писк или вибрация тормозов:
- Ослабление стяжной пружины тормозных колодок заднего тормоза
Проверьте стяжную пружину, при необходимости замените новой
- Появление овальности тормозных барабанов
Расточите барабан
- Замасливание фрикционных накладок
Зачистите накладки металлической щеткой, применяя теплую воду с моющими средствами.
Устраните причину попадания жидкости или смазки на тормозные колодки
- Износ накладок или включение в них инородных тел
Замените колодки
- Чрезмерное биение тормозного диска или его неравномерный износ (ощущается по вибрации тормозной педали)
Прошлифуйте диск, при толщине менее 10,8 мм замените его
Основные данные системы:
Тип тормозной жидкости |
DOT 4 |
3аправочный объем гидропривода тормозной системы, л |
0,45 |
Свободный ход педали тормоза, мм |
3 — 5 |
Количество щелчков храпового устройства стояночного тормоза |
2—4 |
Минимальная толщина фрикционных накладок тормозных колодок переднего тормозного механизма, мм |
1,5 |
Минимальная толщина тормозного диска, мм |
17,8 |
Максимальное биение тормозного диска, мм |
0,15 |
Максимальный диаметр рабочей поверхности тормозного барабана, мм |
201,5 |
Минимальная толщина фрикционных накладок тормозных колодок заднего тормозного механизма, мм |
1,5 |
Моменты затяжки резьбовых соединений:
Наименование узлов |
Резьба
|
Момент затяжки, Нм (кгс-м) |
Болты крепления колеса |
М12х1,25 |
65,2—92,6 (6,7—9,5) |
Гайка крепления кронштейна вакуумного усилителя тормозов к кузову |
М8 |
31—38 (3,2—3,9) |
Гайки крепления вакуумного усилителя тормозов к кронштейну |
М10 |
26,5—32,3 (2,7—3,3) |
Гайки крепления главного цилиндра тормозов к вакуумному усилителю |
М10 |
26,5—32,3 (2,7—3,3) |
Наконечник шланга тормозного механизма переднего колеса |
М10х1,25 |
29,4—33,4 (3,0—3,4) |
Болты крепления тормозного механизма переднего колеса к поворотному кулаку |
М10х1,25 |
29,1 —36 (3,0—3,7) |
Болты крепления рабочего цилиндра переднего тормозного механизма к направляющим пальцам |
М8 |
31—38 (3,2—3,9) |
Болты крепления рабочего цилиндра переднего тормозного механизма к суппорту |
М12х1,25 |
95,9—118,4 (9,8—12,1) |
Штуцеры тормозных трубок |
М10 |
14,7—18,2 (1,5—1,9) |
Болт крепления рабочего цилиндра заднего тормозного механизма |
М6 |
3,3—7,7 (0,3—0,8) |
Гайка крепления кронштейна регулятора давления |
М8 |
10,4—24,2 (1,1—2,5) |
Болт крепления регулятора давления к кронштейну |
М8 |
10,4—24,2 (1,1—2,5) |