Радиатор трубочно-ленточного типа расположен перед двигателем. Он состоит из теплорассеивающей сердцевины (остова) 14, верхнего 16 и нижнего 8 бачков и деталей крепления

Три ряда рас­положенных вертикально овальных трубок сердцевины впаяны в бачки.

Для увеличе­ния теплорассеивающей поверхности про­странство между трубками заполнено гоф­рированной медной лентой, расположенной горизонтально и в перегибах припаянной к боковым поверхностям трубок.

К бачкам припаяны стальные боковые стойки, обра­зующие вместе с нижней пластиной каркас радиатора.

В верхний бачок впаяны па­трубок подвода нагретой жидкости из го­ловок блока двигателя и отвода пара в рас­ширительный бачок.

Нижний бачок снаб­жен патрубком для отвода от радиатора охлажденной жидкости к насосу.

Радиатор автомобиля Камаз

Радиатор в сборе с кожухом 17 вентилятора крепит­ся к кронштейнам рамы через резиновые кольца 4.

Сжатие резиновых колец ограни­чивается распорными втулками 3. Тяга 5 удерживает радиатор внизу от угловых пе­ремещений вокруг поперечной оси.

Жалюзи 12 створчатого типа регули­руют интенсивность обдува радиатора встречным потоком воздуха. Они размеще­ны перед радиатором и состоят из горизон­тально расположенных пластин, установ­ленных шарнирно в рамке, с приводом от рукоятки 15, расположенной под щитком приборов, справа, у рулевой колонки.

Ру­коятка привода стопорится в различных положениях шариковым фиксатором.

При вытягивании рукоятки пластины, повора­чиваясь на шарнирах, уменьшают встреч­ный поток воздуха, поступающий к радиа­тору.

Жалюзи закрывают при прогреве двигателя и при движении, если температу­ра охлаждающей жидкости не поднимает­ся выше 70°С.

Расширительный бачок ком­пенсирует изменение объема жидкости при ее расширении вследствие повышения тем­пературы на работающем двигателе, спо­собствует удалению из охлаждающей жид­кости воздуха и конденсации пара, посту­пающего в него из системы охлаждения, создает подпор жидкости при работающем жидкостном насосе, улучшая условия его работы, а также позволяет контролировать уровень заполнения системы охлаждения.

Он установлен над двигателем с правой стороны по ходу автомобиля и соединен с коробкой термостатов, верхним бачком ра­диатора, охлаждающей полостью блока цилиндров и охлаждающей полостью го­ловки компрессора пневмопривода тор­мозов.

Пробка расширительного бачка Камаз

В заливной горловине бачка установле­на пробка 1 (рис.2.) с выпускным 5 и впускным 6 клапанами.

Выпускной (паро­вой) клапан предохраняет радиатор и тру­бопроводы от разрушения при увеличении давления в системе вследствие расширения охлаждающей жидкости при повышении ее температуры или выделения пара.

Пружи­на 3 выпускного клапана 5 рассчитана на создание в системе охлаждения избыточно­го давления до 65 кПа.

Температура кипе­ния охлаждающей жидкости при таком давлении повышается примерно до 113... 114 °С.

Впускной клапан 6 препятствует повышению разрежения в системе и сооб­щает ее с атмосферой при разрежении 1 ... 13 кПа.

Термостаты с твердым наполните­лем и прямым ходом клапана предназначе­ны для ускорения прогрева холодного дви­гателя и автоматического поддержания его оптимального теплового режима при дви­жении автомобиля.

Они размещены в ко­робке 16, закрепленной на переднем торце правого блока цилиндров. На основании 13 термостата (рис.3) за­креплены стойки 1, 8, внутри которых раз­мещены баллон 2 с активной массой и ре­зиновой втулкой 11 и клапаны 4, 12 с пру­жинами 5, 7.

Термостат автомобиля Камаз

При прогреве холодного двигателя па­трубок, соединяющий полости блока с ра­диатором, закрыт радиаторным клапа­ном 12, перепускной клапан 4 открыт и обеспечивает подвод жидкости к насосу.

Жидкость в этом случае циркулирует по малому кругу минуя радиатор, что ускоря­ет прогрев двигателя.

Прогрев двигателя до температуры (80 ± 2)°С вызывает плавление активной массы в баллоне, что приводит к смещению его вправо; при этом приоткрывается кла­пан 12 и прикрывается клапан 4.

Жидкость начинает циркулировать частично и по большому кругу с охлаждением ее в радиа­торе. Полное открытие клапана 12 и закры­тие клапана 4 происходит при температуре жидкости (93 ± 2) °С, что обеспечивает циркуляцию жидкости только через ра­диатор.

При снижении температуры жидкости объем активной массы в баллоне термо­стата уменьшается и пружина 7, переме­щая клапаны 4, 12, увеличивает циркуля­цию жидкости через блок цилиндров с од­новременным снижением ее движения че­рез радиатор.

Прогрев двигателя и выход его на оптимальный режим работы уско­ряются.

Контроль за тепловым режимом двига­теля осуществляется с помощью конт­рольно-измерительных прибо­ров.

Указатель температуры охлаждаю­щей жидкости размещен на щитке прибо­ров и работает совместно с датчиком, установленным в стенке коробки термоста­тов.

Сигнальная лампа перегрева жидкости со светофильтром красного цвета вмонтирована в шкалу ука­зателя температуры: датчик сигнальной лампы установлен в трубопроводе дви­гателя.

При температуре охлаждающей жидкости выше (101 ±3) °С срабатывает датчик и сигнальная лампа загорается.