Чтобы предотвратить разжижение масла, в смазочную систему включен масляный радиатор (рис.1)
Он установлен перед водяным радиатором системы охлаждения, что обеспечивает его интенсивный обдув встречным потоком воздуха при движении автомобиля.
Масляный радиатор должен быть постоянно включен, и отключать его следует только при пуске холодного двигателя при наружной температуре ниже 0 °С.
После прогрева двигателя кран надо открыть, поскольку в противном случае температура масла в картере повысится, оно станет очень жидким и давление в смазочной системе упадет.
Кран отключения масляного радиатора находится под корпусом центрифуги.
Схема системы смазывания показана на рис. 2.
Из картера 3 через маслоприемник 2 масло поступает в нагнетающую и радиаторную секции масляного насоса 15;
- - из нагнетающей секции через канал в правой стенке блока оно подается в фильтр 1 очистки масла, где очищается двумя фильтрующими элементами;
- - затем поступает в главную магистраль 7, откуда по каналам в блоке и головках цилиндров направляется к коренным подшипникам коленчатого вала, втулкам коромысел и верхним наконечникам штанг толкателей.
К шатунным подшипникам коленчатого вала масло подается по отверстиям внутри вала от ближайшей коренной шейки.
Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, отводится в поршень и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках и подшипник верхней головки шатуна.
Через каналы в задней стенке блока цилиндров и картере маховика масло под давлением поступает к подшипникам: компрессора 5, через каналы в передней стенке блока — к подшипникам топливного насоса 8 высокого давления.
Предусмотрен отбор масла из главной магистрали для подачи к включателю 9 гидромуфты 10, который установлен на переднем торце блока и управляет работой гидромуфты привода вентиляторов.
Из радиаторной секции масляного насоса масло поступает к центробежному фильтру 21, далее — в радиатор и затем сливается в картер.
При закрытом кране 12 масло из центробежного фильтра через сливной клапан 13, минуя радиатор, сливается в картер.
Остальные детали и сборочные единицы двигателя смазываются разбрызгиванием и масляным туманом.
Техническое обслуживание масляного радиатора
При техническом обслуживании масляного радиатора, основными дефектами которого являются загрязнение полостей и течь масла, очистите его продувкой и промывкой горячим 10 %-ным раствором каустической соды, горячей водой, затем керосином в направлении, противоположном потокам воздуха и масла.
Для промывки раствором каустической соды применяйте установки, которые обеспечивают циркуляцию жидкости.
Герметичность проверьте заполнением радиатора маслом под давлением не более 196 кПа (2 кгс/см2). При обнаружении течи радиатор замените.