Форсунка служит для распыливания топлива в соответствии с формой и объемом камеры сгорания
Распыливание происходит за счет большой скорости истечения топлива, находящегося под высоким давлением, из-за трения при движении сквозь распыливающие отверстия и столкновения с горячим вихрем сжатого воздуха
На двигателях КамАЗ применяют форсунки закрытого типа с запорной иглой распылителя.
В промежутках между впрыскиваниями топлива отверстие для выхода топлива закрывается иглой.
Открывается форсунка только в момент впрыскивания, когда топливо начинает поступать к ней от насоса высокого давления.
Корпус 6 (рис. 1) форсунки соединен с распылителем гайкой 2 через проставку 3.
Многоструйный распылитель состоит из иглы 14 и корпуса 1, в котором просверлены четыре распиливающих отверстия диаметром 0,3 мм (модель 33), 0,32 мм (модель 271) или 0,33 мм (модель 272).
Эти отверстия расположены под разными углами к оси, обеспечивая равномерное распределение топлива по всему объему камеры сгорания.
Пара деталей 1 и 14 — прецизионная, зазор между иглой и распылителем не превышает 5 мкм.
Конус иглы опирается на конус корпуса распылителя, разобщая его топливоподводящие каналы и распыляющие отверстия.
Для надежного уплотнения запорный конус седла в распылителе выполнен под углом 59 °, а конус иглы — под углом 60 °.
Такое исполнение уплотняющих поверхностей иглы и распылителя позволяет обходиться без их взаимной притирки.
Кольцевые канавки на направляющей иглы распылителя, задерживая просочившееся топливо и распределяя его как смазку, улучшают подвижность иглы.
Проставка своими штифтами фиксирует распылитель относительно корпуса форсунки в строго определенном положении, а также ограничивает ход иглы распылителя, который равен 0,25 мм.
Запорная игла прижимается к седлу распылителя через штангу 5 пружиной 13.
Верхний конец пружины упирается в регулировочные шайбы 11, 12.
Топливо к форсунке подводится через штуцер 8.
Для отсева технологических загрязнений, которые могут попасть в топливопровод при сборке, между штуцером и корпусом форсунки установлен предохранительный фильтр 9.
Пройдя предохранительный фильтр по каналам: Г корпуса 6, Д проставки 3 и Е корпуса 1,— топливо поступает в кольцевую камеру под конус иглы 14.
Далее по кольцевому зазору между иглой и корпусом 1 топливо поступает к запорному конусу.
Когда давление в камере Б, воздействующее на конус иглы, превысит сопротивление пружины 13, игла приподнимется до упора ее торца в проставку 3, при этом топливо через отверстия корпуса распылителя впрыскивается в камеру сгорания цилиндра.
В момент окончания подачи топлива секцией ТНВД давление в кольцевой камере Б резко падает, пружина 13 опускает иглу и впрыскивание мгновенно прекращается.
Давление, при котором начинается впрыскивание топлива, устанавливают регулировочными шайбами 11 и 12.
Допускается устанавливать не более трех регулировочных шайб.
При увеличении толщины пакета регулировочных шайб на 0,05 мм давление начала впрыскивания возрастает на 30...50 кПа.
Под действием высокого давления небольшая часть топлива просачивается между иглой и корпусом распылителя в полость пружины 13. Отсюда по каналу и сливному топливоприводу оно отводится в бак.