Вторичный вал коробки передач Камаз
Вторичный вал 8 имеет две опоры: роликовый подшипник, установленный в гнезде первичного вала, и шариковый подшипник, расположенный в гнезде заднего торца картера и закрепленный от осевых перемещений стопорным кольцом, установленным в канавке его наружного кольца
Цилиндрический роликовый подшипник напрессован до упора в торец вала, а его внутреннее кольцо зафиксировано от осевых перемещений на валу стопорным кольцом.
Передняя шлицованная часть вторичного вала, состоящая из трех зубчатых венцов, предназначена для установки каретки синхронизатора 18 четвертой и пятой передач и для включения этих передач.
Крайние зубчатые венцы тоньше среднего, что позволяет образовать так называемый «замок», предотвращающий самовыключение четвертой и пятой передач на ходу автомобиля.
Шлицованная часть вала переходит в цилиндрическую шейку, на которой установлена втулка шестерни четвертой передачи вторичного вала.
Шестерня 21 четвертой передачи вторичного вала косозубая, постоянно находится в зацеплении с шестерней 6 четвертой передачи промежуточного вала.
Шестерня 21 свободно вращается на втулке, установленной на наборном роликовом подшипнике без сепаратора.
От осевых перемещений шестерня ограничена с одной стороны буртиком втулки, с другой — упорной шайбой 19, которая зафиксирована от проворачивания замочной шпонкой 20 с пружиной, расположенной в теле вала.
Шестерни третьей передачи 22, второй передачи 4, заднего хода и первой передачи 1 установлены на вторичном валу на роликовых взаимозаменяемых подшипниках.
Подшипники шестерен третьей и второй передач установлены непосредственно на больших цилиндрических шейках вала.
Шестерня 22 третьей передачи косозубая, находится в постоянном зацеплении с шестерней 5 третьей передачи промежуточного вала.
На цилиндрический поясок шестерни напрессован конус, предназначенный для работы с синхронизатором.
Шестерня имеет наружный зубчатый венец, предназначенный для включения каретки синхронизатора 23. Осевые перемещения шестерни ограничены с одной стороны буртиком втулки шестерни 21, с другой стороны — торцом вала.
Шестерня 4 второй передачи косозубая, находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом промежуточного вала.
Для обеспечения работы синхронизатора шестерня снабжена конусом, а для включения каретки синхронизатора на ступице шестерни имеется цилиндрический зубчатый венец.
Осевые перемещения шестерни ограничены торцом вала и буртиком втулки 24 шестерни заднего хода.
Средняя часть вторичного вала, между шейками подшипников шестерен третьей и второй передач, имеет шлицы; состоит из трех зубчатых венцов и предназначена для установки каретки синхронизатора второй и третьей передач.
Шестерня заднего хода прямозубая, находится в постоянном зацеплении с малым венцом блока шестерен заднего хода имеет наружный зубчатый венец для обеспечения включения муфты 26 заднего хода и первой передачи.
Шестерня свободно вращается на подшипнике, установленном на втулке 24, которая расположена на цилиндрической части вала.
Осевые перемещения шестерни ограничены с одной стороны буртиком втулки, с другой — торцом втулки шестерни первой передачи.
Втулка шестерни первой передачи имеет внутреннее шлицевое отверстие для установки на шлицевую часть вала до упора в торец втулки шестерни заднего хода.
Наружная цилиндрическая часть втулки имеет шейки двух диаметров.
На шейке большего диаметра имеются шлицы для установки и перемещения муфты 26 включения заднего хода и первой передачи.
Цилиндрическая шейка меньшего диаметра предназначена для установки подшипника.
Шестерня первой передачи прямозубая, находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом промежуточного вала.
Шестерня имеет наружный цилиндрический венец для возможности включения муфты 26.
Осевые перемещения шестерни ограничены торцом втулки и упорной шайбой, установленной между торцом втулки и внутренним кольцом подшипника.
Крышка 31 заднего подшипника вторичного вала крепится к заднему торцу картера коробки передач и центрируется по наружной обойме заднего подшипника вторичного вала.
В задней части крышки установлена манжета 29 с пыльником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка.
В нижней части крышки в специальной расточке помещен валик, выполненный вместе с шестерней червячной пары привода спидометра.
На выступающем конце валика, имеющем лыску, расположена ведущая шестерня цилиндрической пары сменных шестерен привода спидометра.
Ведомая цилиндрическая шестерня установлена на валике привода спидометра, который вращается в расточке фланца датчика привода спидометра.
Полость сменных шестерен изолирована от масляной ванны коробки передач, их смазывают при сборке консистентной смазкой, которая удерживается от вытекания маслосъемной резьбой, выполненной на валике и манжете.
Для обеспечения правильности показания спидометра числа зубьев сменных цилиндрических шестерен подобраны в зависимости от передаточного числа главной передачи (табл.).
Число зубьев сменных цилиндрических шестерен привода спидометра
Сменные цилиндрические шестерни привода спидометра |
Число зубьев шестерен в зависимости от передаточного числа главной передачи |
|||
---|---|---|---|---|
6,53 |
7,22 |
5,94 |
5,43 |
|
Ведущая Ведомая |
24 24 |
23 26 |
25 23 |
26 23 |
Смазка подшипников шестерен принудительная.
Масло от первичного вала подается в продольный канал вторичного вала и далее через его радиальные отверстия к подшипникам, причем радиальные каналы вала должны совпадать с радиальными отверстиями втулок шестерен (обеспечивается соответствующей установкой втулок при сборке).
Для циркуляции смазки через подшипники в ступицах всех шестерен имеются радиальные отверстия.
Осевые усилия, возникающие при работе коробки передач, воспринимаются задним шариковым подшипником вторичного вала.