Синхронизатор четвертой и пятой передач КПП автомобиля КамАЗ
Синхронизатор четвертой и пятой передач (рис.1 ) состоит из каретки 2 синхронизатора, двух фрикционных колец 1 и 4, восьми блокирующих пальцев 3 и восьми фиксаторов, состоящих из пружин 6 и сухарей 5 фиксаторов.
Каретка синхронизатора по наружному диаметру обработана в виде кольца, которым она входит в прорези лапок вилки переключателя передач.
По окружности в кольце выполнены восемь глухих радиальных отверстий, предназначенных для установки пружин 6 и сухарей 5 фиксаторов.
Перпендикулярно глухим отверстиям имеются в окружности кольца восемь отверстий для установки блокирующих пальцев, причем оси этих отверстий пересекаются.
Отверстия под блокирующие пальцы с обеих сторон имеют фаски с углом, соответствующим углу фасок блокирующих пальцев.
Каретка имеет внутренние и наружные зубчатые венцы. Внутренние венцы предназначены для перемещения каретки по вторичному валу.
Кроме того, эти венцы в комплекте с четырьмя венцами вторичного вала при включении четвертой или пятой передачи образуют «замок», предотвращающий от самовыключения передачи на ходу автомобиля.
![](/images/stories/kam/tra/sin7.jpg)
Наружные венцы выполнены двух диаметров.
Зубчатый венец меньшего диаметра служит для соединения с внутренним зубчатым венцом первичного вала и тем самым для включения пятой (прямой) передачи.
Зубчатый венец большого диаметра предназначен для соединения с зубчатым венцом шестерни четвертой передачи вторичного вала.
Фрикционные кольца 1 и 4 имеют внутреннюю коническую поверхность, на которой нарезана винтовая канавка для выдавливания смазки при соприкосновении с конусом первичного вала или шестерни.
Фрикционные кольца напрессованы на наружные концы блокирующих пальцев до упора в их торцы.
Блокирующие пальцы 3 выполняют одновременно роль фиксаторов.
В нейтральном положении сухари 5 входят в канавки пальцев под действием пружин 6.
Для вывода каретки из среднего положения необходимо приложить усилие.
При включении любой передачи блокирующие пальцы вначале играют роль фиксаторов и перемещают фрикционные кольца до соприкосновения с соответствующим конусом (вала или шестерни).
С возникновением момента трения каретка поворачивается относительно пальцев и они начинают выполнять роль блокирующих: фаски отверстий упираются в фаски пальцев, и перемещение каретки прекращается.
После выравнивания окружных скоростей пальцы занимают нейтральное положение, каретка под действием вилки включения передач перемещается в сторону включаемой передачи.
Сухари 5 при этом утапливаются, сжимая пружины 6.
![](/images/stories/kam/tra/sin8.jpg)
Включение первой передачи производится перемещением каретки первой передачи и заднего хода по шлицам втулки шестерни первой передачи назад до соединения ее с зубчатым венцом шестерни первой передачи (рис.2).
![](/images/stories/kam/tra/sin1.jpg)
При этом крутящий момент от первичного вала коробки передач передается на шестерню привода промежуточного вала и далее на шестерню первой передачи вторичного вала, которая через включенную каретку и втулку жестко соединена с ним.
Включение второй передачи производится перемещением каретки синхронизатора второй и третьей передач по шлицам вторичного вала назад до входа ее в зацепление с зубчатым венцом шестерни второй передачи вторичного вала.
![](/images/stories/kam/tra/sin2.jpg)
При этом шестерня второй передачи вторичного вала через каретку синхронизатора блокируется с ним и передает крутящий момент от шестерни второй передачи промежуточного вала.
Включение третьей передачи производится перемещением каретки синхронизатора второй и третьей передачи по шлицам вторичного вала вперед до входа ее в зацепление с зубчатым венцом шестерни третьей передачи вторичного вала.
![](/images/stories/kam/tra/sin3.jpg)
При этом шестерня через каретку блокируется с валом.
![](/images/stories/kam/tra/sin4.jpg)
Включение четвертой передачи производится перемещением каретки синхронизатора четвертой и пятой передач по шлицам вторичного вала назад до входа ее в зацепление с зубчатым венцом шестерни четвертой передачи вторичного вала.
Пятая передача включается перемещением вперед каретки синхронизатора четвертой и пятой передач по шлицам вторичного вала до полного ее соединения с зубчатым венцом первичного вала.
![](/images/stories/kam/tra/sin5.jpg)
При этом крутящий момент от первичного вала через каретку синхронизатора непосредственно передается на вторичный вал.
![](/images/stories/kam/tra/sin6.jpg)
Задний ход включается перемещением каретки первой передачи и заднего хода по шлицам втулки первой передачи вперед до соединения ее с зубчатым венцом шестерни заднего хода, которая находится в зацеплении с блоком шестерен заднего хода.