Синхронизатор четвертой и пятой передач КПП автомобиля КамАЗ
Синхронизатор четвертой и пятой передач (рис.1 ) состоит из каретки 2 синхронизатора, двух фрикционных колец 1 и 4, восьми блокирующих пальцев 3 и восьми фиксаторов, состоящих из пружин 6 и сухарей 5 фиксаторов.
Каретка синхронизатора по наружному диаметру обработана в виде кольца, которым она входит в прорези лапок вилки переключателя передач.
По окружности в кольце выполнены восемь глухих радиальных отверстий, предназначенных для установки пружин 6 и сухарей 5 фиксаторов.
Перпендикулярно глухим отверстиям имеются в окружности кольца восемь отверстий для установки блокирующих пальцев, причем оси этих отверстий пересекаются.
Отверстия под блокирующие пальцы с обеих сторон имеют фаски с углом, соответствующим углу фасок блокирующих пальцев.
Каретка имеет внутренние и наружные зубчатые венцы. Внутренние венцы предназначены для перемещения каретки по вторичному валу.
Кроме того, эти венцы в комплекте с четырьмя венцами вторичного вала при включении четвертой или пятой передачи образуют «замок», предотвращающий от самовыключения передачи на ходу автомобиля.
Наружные венцы выполнены двух диаметров.
Зубчатый венец меньшего диаметра служит для соединения с внутренним зубчатым венцом первичного вала и тем самым для включения пятой (прямой) передачи.
Зубчатый венец большого диаметра предназначен для соединения с зубчатым венцом шестерни четвертой передачи вторичного вала.
Фрикционные кольца 1 и 4 имеют внутреннюю коническую поверхность, на которой нарезана винтовая канавка для выдавливания смазки при соприкосновении с конусом первичного вала или шестерни.
Фрикционные кольца напрессованы на наружные концы блокирующих пальцев до упора в их торцы.
Блокирующие пальцы 3 выполняют одновременно роль фиксаторов.
В нейтральном положении сухари 5 входят в канавки пальцев под действием пружин 6.
Для вывода каретки из среднего положения необходимо приложить усилие.
При включении любой передачи блокирующие пальцы вначале играют роль фиксаторов и перемещают фрикционные кольца до соприкосновения с соответствующим конусом (вала или шестерни).
С возникновением момента трения каретка поворачивается относительно пальцев и они начинают выполнять роль блокирующих: фаски отверстий упираются в фаски пальцев, и перемещение каретки прекращается.
После выравнивания окружных скоростей пальцы занимают нейтральное положение, каретка под действием вилки включения передач перемещается в сторону включаемой передачи.
Сухари 5 при этом утапливаются, сжимая пружины 6.
Включение первой передачи производится перемещением каретки первой передачи и заднего хода по шлицам втулки шестерни первой передачи назад до соединения ее с зубчатым венцом шестерни первой передачи (рис.2).
При этом крутящий момент от первичного вала коробки передач передается на шестерню привода промежуточного вала и далее на шестерню первой передачи вторичного вала, которая через включенную каретку и втулку жестко соединена с ним.
Включение второй передачи производится перемещением каретки синхронизатора второй и третьей передач по шлицам вторичного вала назад до входа ее в зацепление с зубчатым венцом шестерни второй передачи вторичного вала.
При этом шестерня второй передачи вторичного вала через каретку синхронизатора блокируется с ним и передает крутящий момент от шестерни второй передачи промежуточного вала.
Включение третьей передачи производится перемещением каретки синхронизатора второй и третьей передачи по шлицам вторичного вала вперед до входа ее в зацепление с зубчатым венцом шестерни третьей передачи вторичного вала.
При этом шестерня через каретку блокируется с валом.
Включение четвертой передачи производится перемещением каретки синхронизатора четвертой и пятой передач по шлицам вторичного вала назад до входа ее в зацепление с зубчатым венцом шестерни четвертой передачи вторичного вала.
Пятая передача включается перемещением вперед каретки синхронизатора четвертой и пятой передач по шлицам вторичного вала до полного ее соединения с зубчатым венцом первичного вала.
При этом крутящий момент от первичного вала через каретку синхронизатора непосредственно передается на вторичный вал.
Задний ход включается перемещением каретки первой передачи и заднего хода по шлицам втулки первой передачи вперед до соединения ее с зубчатым венцом шестерни заднего хода, которая находится в зацеплении с блоком шестерен заднего хода.