Автомобили и автопоезда КамАЗ оборудованы четырьмя автономными тормозными системами: рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной
Хотя эти системы имеют общие элементы, работают они независимо друг от друга, обеспечивая высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации
В дальнейшем обозначим эти системы как рабочий, запасной, стояночный и вспомогательные тормоза.
Кроме того, автомобили КамАЗ оснащены приводом аварийного растормаживания, обеспечивающим возможность движения автомобиля (автопоезда) при автоматическом его торможении из-за утечки сжатого воздуха, аварийной сигнализацией и контрольными приборами, позволяющими следить за работой пневмопривода.
Рабочий тормоз предназначен для служебного и экстренного торможения автомобиля или полной его остановки.
Привод рабочего тормоза — пневматический, двухконтурный, он приводит в действие раздельно тормоза передней оси и задней тележки автомобиля.
Управляется привод ножной педалью, механически связанной с тормозным краном.
Исполнительными органами привода рабочего тормоза являются тормозные камеры на колесах.
Запасной тормоз предназначен для служебного торможения или остановки автомобиля и автопоезда; может использоваться как самостоятельно, так и при отказе рабочего тормоза.
Стояночный тормоз на автомобилях КамАЗ выполнен как единое целое с запасным. Для его включения рукоятку крана следует установить в крайнее (верхнее) фиксированное положение.
Таким образом, на автомобилях КамАЗ тормозные механизмы задней тележки являются общими для рабочего, запасного и стояночного тормозов.
Вспомогательный тормоз автомобиля служит для уменьшения нагруженности и температуры тормозных механизмов рабочего тормоза.
Вспомогательным тормозом на автомобилях КамАЗ является моторный тормоз-замедлитель, при включении которого перекрываются впускные трубопроводы двигателя и отключается подача топлива.
Система аварийного растормаживания предназначена для растормаживания пружинных энергоаккумуляторов при их автоматическом срабатывании и остановке автомобиля вследствие утечки сжатого воздуха в приводе.
Привод системы аварийного растормаживания сдублирован: кроме пневматического привода имеются винты механического растормаживания в каждом из четырех пружинных энергоаккумуляторов, что позволяет выключить их из работы механически.
Тормозной механизм предназначен для создания искусственного сопротивления вращению колеса с целью регулирования его угловой скорости или удержания неподвижным относительно опорной поверхности.
Все колеса автомобилей КамАЗ оснащены колодочными тормозными механизмами, отличающимися высокой стабильностью тормозных свойств.
Колодки расположены внутри барабанов на неподвижных опорах.
Тормозной механизм (рис.1) состоит из суппорта 6, двух колодок 3, роликов 4, осей 14, разжимного кулака 7, рычага 9 с регулировочным механизмом и барабана 2.
Основные узлы тормозного механизма смонтированы на суппорте 6, жестко связанном с фланцем 12 моста.
На эксцентриковые оси 14, закрепленные на суппорте, свободно опираются две тормозные колодки 3 с прикрепленными к ним фрикционными накладками 15.
Последние выполнены по серповидному профилю в соответствии с характером их изнашивания.
Эксцентриковые оси колодок позволяют при сборке тормоза правильно сцентрировать колодки с тормозным барабаном.
При торможении колодки раздвигаются разжимным кулаком и прижимаются к внутренней поверхности барабана, создавая сопротивление вращению колеса.
Для повышения эффективности торможения и снижения трения между разжимным кулаком и колодками установлены ролики 4.
В исходное положение колодки возвращаются четырьмя стяжными пружинами 16.
Вал разжимного кулака 7 вращается в кронштейне, на котором установлена тормозная камера 10.
На конце вала разжимного кулака крепится рычаг с регулировочным механизмом червячного типа, соединенный со штоком тормозной камеры.
Тормозные механизмы передних колес отличаются от тормозных механизмов задних конструкциями суппорта, корпуса разжимного кулака и самого разжимного кулака.