Кран управления стояноч­ным тормозом служит для управления пружиными энергоаккумуляторами приво­да стояночного и запасного тормозов (рис.1, а — в)

Ручной тормозной кран служит для управления пружинными энергоаккумуляторами привода стояночной и запасной тормозных систем

По принципу работы тормозной кран обратного действия – управляет пневматическими элементами, работающими при выпуске сжатого воздуха

Ручной тормозной кран: а - устройство; б - отторможенное положение; в - положение при торможении; I - вывод к воздушным баллонам; II - вывод в атмосферу; "III" - вывод к пружинным энергоаккумуляторам через ускорительный клапан; 1 - пружина клапана; 2 - корпус; 3 - уравновешивающая пружина; 4 - пружина штока; 5 - кольцо фигурное; 6 - пружина колпачка; 7 - крышка с рукояткой; 8 - направляющий колпачок; 9 - шток; 10 - выпускной клапан; 11 - следящий поршень

В исходном положении (без торможения, рисунок б) направляющий колпачок 8 и шток 9 под действием своих пружин занимают крайние нижние положения, а выпускной клапан 10, кромкой штока 9 оторванный от седла поршня 11, разобщает вывод "I" с атмосферным выводом "II" и сообщает вывод "I" с выводом "III".

Сжатый воздух через отверстие в поршне 11 поступает в полость "А" и через впускное окно седла клапана, выполненное на дне поршня 11, в полость "В", откуда по вертикальному каналу проходит к выводу "III" и далее к ускорительному клапану, обеспечивающему подачу сжатого воздуха в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов.

Пружины энергоаккумуляторов под действием сжатого воздуха сжимаются.

Для приведения в действие запасной тормозной системы необходимо повернуть рукоятку крана. При этом (рисунок (в)) вместе с крышкой 7 поворачивается направляющий колпачок 8.

Скользя по винтовым поверхностям фигурных выступов кольца 5, колпачок 8 поднимается вверх и увлекает за собой шток 9.

Нижняя кромка штока 9 отрывается от клапана 10 и последний под действием пружины 1 садится в седло поршня 11, разобщая вывод "I" с выводом "III" и сообщая атмосферный вывод "II" с выводом "III".

Поступление сжатого воздуха от вывода "I" к выводу "III" прекращается, и сжатый воздух из управляющей магистрали ускорительного клапана через вывод "III", отверстие клапана 10 и вывод "II" выходит в атмосферу до тех пор, пока давление в полости "А" под поршнем 11 не преодолеет суммарное усилие уравновешивающей пружины 3 и давление на поршень в полости "В".

При равенстве усилий поршень 11 вместе с клапаном 10 поднимается вверх до посадки клапана на кромку штока 9.

Выпуск воздуха из управляющей магистрали ускорительного насоса через вывод "III" прекращается, т. е. осуществляется следящее действие.

При выпуске сжатого воздуха из управляющей магистрали ускорительного клапана последний отсоединяет полость цилиндров пружинных энергоаккумуляторов от питающей магистрали и соединяет их с атмосферным выводом ускорительного клапана.

Сжатый воздух из цилиндров выпускается в атмосферу, и пружинные энергоаккумуляторы затормаживают колеса задней тележки автомобиля.

Характеристики пружин энергоаккумуляторов подобраны таким образом, что обеспечивают прямую зависимость давления, а, следовательно, и тормозных сил на колесах от угла поворота рукоятки.

Стопор крана имеет обеспечивающий автоматический возврат рукоятки в исходное положение при ее отпускании

Для приведения в действие стояночной тормозной системы необходимо повернуть рукоятку крана назад до отказа, где она фиксируется стопорной защелкой.

При этом воздух из вывода "III" полностью выходит в атмосферный вывод "II", так как поршень 11 упирается в ограничитель пружины 4 и клапан 10 не доходит до нижней кромки штока 9.

Для оттормаживания стояночной тормозной системы необходимо повернуть рукоятку крана вперед до отказа.

В этом случае сжатый воздух будет поступать из воздушного баллона в цилиндры с пружинными энергоаккумуляторами. Под действием сжатого воздуха пружины сжимаются и тормозные механизмы растормаживаются

Замена крана управления стояночной тормозной системой

Заменяем кран при следующих неисправностях:

  • - зависание поршня и клапана;
  • - повреждение уплотнительных колец;
  • - механические повреждения корпуса, рукоятки, механизма ее фиксирования, ухудшающие нормальную работу крана

Потребуются инструменты: отвертка, ключи на 10, 12, 14, 17

Снятие крана

Подготавливаем автомобиль и выпускаем воздух из ресиверов 19 контура стояночной тормозной системы

Схема пневматического привода тормозных систем: 1 - камеры тормозные типа 24; 2 - манометр; 3 - кран управления вспомогательной тормозной системой; 4 - выключатель пневмоэлектрический электромагнитного клапана прицепа; 5 - пневмо­цилиндр привода рычага останова двигателя; 6 - компрессор; 7 - кран управления стояночной тормозной системой; 8 - водоотделитель; 9 - регулятор давления; 10, 28 - клапаны защитные одинарные; 11 - клапан защитный тройной; 12 - кран тормозной двухсек­ционный; 13 - пневмоцилиндры привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы; 14 - ресивер контура; 1,15 - выключатели контрольной лампы падения давления; 16 - ресиверы контура; 11, 17 - краны слива конденсата; 18 - ресивер потре­бителей; 19 ресиверы контура "III"; 20 - клапан двухмагистральный перепускной экстренного растормаживания; 21 - клапан двухма­гистральный перепускной; 22 - клапан ускорительный; 23 - выключатель контрольной лампы стояночной тормозной системы; 25 - камеры тормозные; 24 - клапан управления тормозными системами прицепа с двухприводным приводом; 26 - выключатель кон­трольной лампы сигнала торможения; 27 - клапан управления тормозными системами прицепа с одноприводным приводом; 29 - краны разобщительные; 30 - головки соединительные типа "Палм"; 31 - головка соединительная типа «А»; А; В; С; D - клапаны конт­рольных выводов; Р - к питающей магистрали двухприводного привода; R - к соединительной магистрали одноприводного при­вода; N - к тормозной (управляющей) магистрали двухприводного привода

Откручиваем накидные гайки трубопроводов, подходящих к крану, и отсоединяем трубопроводы от штуцеров крана

Откручиваем гайки винтов крепления крана к кронштейну и снимаем кран

Установка крана

Устанавливаем кран на кронштейн и закрепляем его

Подсоединяем к штуцерам крана трубопроводы и закручиваем накидные гайки трубопроводов

Запускаем двигатель, создаем давление в пневмоприводе тормозных систем и проверяем работу крана на месте и в движении

Ремонт крана управления стояночной тормозной системой

Для выполнения задания потребуются инструменты: тиски с мягкими губками, отвертка, специальные пассатижи И801.23.000-01, набор щупов, плоскогубцы, молоток

Разборка крана

Устанавливаем тормозной кран в тиски крышкой вверх

Кран управления стояночной тормозной системой: 1 - рукоятка; 2, 8,15, 20, 25 - пружины; 3 - винт; 4, 6,10,17, 29 - шайбы; 5 - шайба пружинная; 7 - крышка; 9 - штифт; 11 - колпачок направляющий; 12, 26 - кольца упорные; 13 - направляющая; 14,16, 27 - кольца; 18 - шток; 19 - тарелка пружины; 21 - поршень; 22 - кольцо клапана; 23 - корпус клапана; 24 - шайба опорная; 28 - корпус

Выкручиваем винты 3 с шайбами 4, 5, 6 крепления крышки 7 крана к корпусу 28

Снимаем крышку в сборе с рукояткой 1 и пружиной 2 с корпуса

Выкручиваем рукоятку 1 из крышки 7

Извлекаем из штока 18 штифт 9, снимаем шайбу 10, колпачок 11

Вынимаем из корпуса 28 упорное кольцо 12, направляющую 13, кольцо 14, пружину 15, шток 18, шайбу 17, кольцо 16, тарелку 19, пружину 20, поршень 21 в сборе

Снимаем с поршня 21 упорное кольцо 26, вынимаем кольцо 22 клапана, корпус 23, опорную шайбу 24, пружину 25

Снимаем корпус 28 крана в сборе с шайбами 29 и кольцом 27 с тисков

Промываем детали тормозного крана в дизельном топливе и продуваем сжатым воздухом

Сборка крана

Устанавливаем в поршень 21 кольцо 22 клапана, корпус 23 клапана, опорную шайбу 24, пружину 25, упорное кольцо 26

Примечание: Перед установкой рабочую поверхность корпуса клапана покрываем смазкой Циатим-221

Устанавливаем корпус 28 в сборе с шайбами 29 и кольцом 27 в тиски

Устанавливаем в корпус крана поршень 21 в сборе, шток 18, пружину 20, тарелку 19, шайбу 17, кольцо 16, пружину 15, направляющую 13 с кольцом 14 и упорное кольцо 12

Примечание: перед установкой рабочую поверхность поршня и штока покрываем смазкой Циатим-221

Устанавливаем в корпус крана направляющий колпачок 11 и шайбу 10

Устанавливаем в шток штифт 9

Вкручиваем рукоятку 1 в крышку 7 крана

Устанавливаем крышку 7 в сборе с рукояткой и пружиной 2 на корпус 28 крана

Вкручиваем винты 3 крепления крышки с шайбами в корпус крана

Снимаем тормозной кран с тисков

Регулируем зазор между крышкой крана и шайбой в следующем порядке:

Регулировка зазоров крана управления стояночной тормозной системой: 1 - пружина; 2 - корпус; 3 - крышка; 4, 5 - шайбы; 6 - тарелка пружины

После установки пружины 1 и тарелки 6 сжимаем пружину до размера а=13,7 -0,1 мм от верхнего торца корпуса 2 до верхнего торца тарелки 6, при этом усилие пружины должно быть равно 127,5-152,0 Н (13,0-15,5 кгс).

Если это усилие меньше 127,5 Н (13,0 кгс), то, установив на место позиции 5 шайбы (дет. 100-3537095 или 1003537097), доведите усилие пружины до требуемой величины.

Установка одной шайбы (дет. 100-3537095) увеличивает усилие пружины на 41,7 Н (4,25 кгс) и обеспечивает падение давления на 34,3 кПа (0,35 кгс/см 2), а установка одной шайбы дет. 100-353797 увеличивает усилие пружины на 25,0 Н (2,55 кгс) и обеспечивает падение давления на 20,6 кПа (0,21 кгс/см 2).

Измеряем зазор b между крышкой 3 и шайбой 4, который не должен превышать 0,15 мм.

Если этот зазор больше, то шайбы (дет. 100-3537092) толщиной 0,15 мм, (дет. 100-3537093) толщиной 0,2 мм и (дет. 100-3537094) толщиной 0,3 мм скомбинируйте и положите на шайбу 4 между крышкой 3 и корпусом 2 так, чтобы оставался зазор не больше указанной величины.

Шайбы покройте тонким слоем смазки Циатим-221. Шайба 4 (дет. 100-3537091) толщиной 0,5 мм остается постоянно лежать внизу.

Проверяем, легко ли возвращается рычаг крана при повороте его на 45 и 70º от положения "I"

Проводим испытание тормозного крана на работоспособность и герметичность

Порядок испытания:

Подключаем кран по схеме, изображенной на рисунке

Схема подключения крана управления стояночной тормозной системой для проверки: 1 - ресивер (5 литров); 2, 4 - манометры; 3 - кран управления стояночной системой; Р = 736 кП=а (7,5 кгс/см 2); положения "I" - движение; II - торможение; III - стоянка

Устанавливаем давление на манометрах 4 и 2, равное 736 кПа (7,5 кгс/см 2). При этом воздух из вывода «А» выходить не должен.

Рукоятку крана 3 медленно переводим из положения "I" в положение "III". При перемещении рукоятки не должно быть заеданий, и она должна легко фиксироваться в положении "III".

При повороте рукоятки на угол до 70º она должна автоматически возвращаться в положение "I".

Медленно поворачиваем рукоятку из положения "I". При повороте рукоятки на 8-10º манометр 2 должен показывать падение давления не более 147 кПа (1,5 кгс/см 2).

При дальнейшем повороте рукоятки давление должно плавно понижаться до 0, а при обратном движении плавно повышаться от 0 до 539,4 кПа (5,5 кгс/см 2).

Ступенчатость изменения не должна превышать 29,4 кПа (0,3 кгс/см 2). Падение давления на манометре 2 до 0 должно достигаться при повороте рукоятки на 60-70º.

При наличии остаточного давления устраните его установкой шайбы (дет. 1003537095) над пружиной, как указано в пункте 1 перехода 19.

Устанавливаем рукоятку в положение "III". При этом на манометре 2 давление должно быть равно 0, а из вывода «А» воздух выходить не должен.

Возвращаем рукоятку в положение "I". Кран должен быть герметичен в любом положении рукоятки.