Тягово-сцепное устройство предназначено для буксирования прицепов, двустороннего действия, позволяет смягчить осевые толчки, возникающие во время движения в обоих направлениях
Тягово-сцепное устройство автомобиля КамАЗ-5320 типа «крюк-петля» (рис. 1) состоит из крюка 16, хвостовик которого проходит через отверстие в задней поперечине рамы.
Стебель буксирного крюка вставлен в массивный цилиндрический корпус 2, с одной стороны закрытый защитным колпаком 1, а с другой — крышкой 20 корпуса.
Резиновый упругий буфер 5 расположен между фланцами 21 и 22, с помощью которых создается необходимый предварительный натяг резинового буфера, смягчающего ударные нагрузки при трогании автомобиля с прицепом с места, а также при движении по неровной дороге.
На пальце 18 установлена защелка 15 крюка, застопоренная собачкой 10, благодаря чему исключается возможность выхода дышла прицепа из зацепления с крюком.
Тягово-сцепное устройство автомобиля КамАЗ-53212 — автоматическое, типа «шкворень-петля», обеспечивающее беззазорную сцепку тягача с прицепом.
Оно состоит из V-образного ловителя 1 (рис.), на котором закреплен исполнительный механизм с предохранителем 4 саморасцепки.
Исполнительный механизм представляет собой корпус 2, в направляющей полости которого перемещается шкворень 10.
Шкворень в верхнем положении фиксируется рычагом 3, закрепленным на оси, на которой также закреплены ручка 9 и две цилиндрические пружины 5.
На задней поперечине рамы 8 устройство закреплено гайкой 7.
С обеих сторон поперечины рамы установлены резиновые буферы 6, обеспечивающие двустороннюю амортизацию.
Для сцепки автомобиля с прицепом требуется выполнить следующее:
- - затормозить прицеп стоячным тормозом;
- - вывести предохранитель саморасценки из зацепления со шкворнем 10 и зафиксировать в этом положении, повернув его по часовой стрелке;
- - повернуть ручку 9 тягово-сцепного устройства вверх, при этом рычаг 3 поднимает шкворень 10 и застопорит его в этом положении (рис. 2);
- - установить дышло прицепа так, чтобы сцепная петля находилась на уровне ловителя 1 тягово-сцепного устройства;
- - подать автомобиль назад так, чтобы сцепная петля дышла прицепа вошла в ловитель тягово-сцепного устройства.
При этом она ударит по нижней конической поверхности шкворня, от удара шкворень должен опуститься вниз до упора, а предохранитель саморасцепки — войти в гнездо шкворня.
Седельно-сцепное устройство
Оно предназначено для буксирования полуприцепа с седельным тягачом, обеспечивает полуавтоматическую сцепку и расцепку тягача с полуприцепом.
Седельное устройство монтируется на кронштейнах 3 (рис. 3) сцепного устройства, которые крепятся к раме автомобиля болтами.
На этих кронштейнах закреплены два кронштейна 26 седла с резинометаллическими шарнирами.
Седло устанавливается на кронштейнах с помощью двух осей 29, которые предохраняются от осевого перемещения стопорными пластинами 4, закрепленными болтами.
Седло свободно вращается в шарнирах кронштейнов, чем обеспечивается его продольный наклон.
Резинометаллические шарниры позволяют значительно снизить динамические нагрузки, передаваемые полуприцепом на раму тягача, а также обеспечивают некоторый поперечный наклон седла.
Сцепной механизм размещен под опорной плитой 10 седла. Запорный кулак имеет два положения: заднее — губки закрыты, переднее — губки открыты.
Шток запорного кулака 21 удерживается от случайного перемещения в переднее положение предохранителем 16 саморасцепки.
После предварительного поворота предохранителя саморасцепки кулак отводится в переднее положение рукояткой 23 управления расцепкой и фиксируется в этом положении собачкой 20.
При введении сцепного шкворня в зев губок (кулак зафиксирован защелкой во взведенном положении) последне раскрываются и кулак 21, освобождений от фиксации защелкой, перемещается упирается в затылок губок.
При дальнейшем перемещении шкворня кулак под действием пружины 19 входит в паз губок и таким образом обеспечивает надежное их отпирание.