Двигатели ЯМЗ-236М2 и ЯМЗ-238М2 представляют собой шести- и восьмицилиндровые модели семейства четырехтактных дизелей ОАО «Автодизель»

Двигатель ЯМЗ-238АМ2 является модификацией двигателя ЯМЗ-238М2, мощность которого ограничена до 225 л.с. на весь период эксплуатации.

Двигатель ЯМЗ-238ВМ имеет те же номинальную мощность и максимальный крутящий момент, что и двигатель ЯМЗ-238М2, отличается он комплектностью и специальным масляным поддоном, допускающим эксплуатацию при повышенных кренах и дифферентах.

На рисунке 1 общий вид дизеля

Двигатель ЯМЗ-238ГМ2 предназначен для стационарного или циклически переменного режима работы и отличается от двигателя ЯМЗ-238М2 в основном комплектацией и регулировкой топливной аппаратуры.

рис. Продольный разрез двигателя ЯМЗ-236: 1 - масляный насос; 2 шкив коленчатого вала; 3 коленчатый вал; 4 крышка шестерен распределения; 5 - упорный фланец распределительного вала; 6 кронштейн передней опоры двигателя; 7 — шестерня привода ТНВД; 8 - корпус привода вентилятора; 9 вал привода ТНВД: 10 - крыльчатка вентиля-тора; 11 - верхняя крышка блока; 12 фильтр тонкой очистки топлива; 13 полумуфта привода ТНВД; 14 -перепускная труба водяных термостатов; 15 соединительная трубка водяных термостатов; 16 воздушный фильтр; 17 стержень крепления воздушного фильтра; 18 - топливный насос высокого давления; 19- толкатель клапана; 20 — ось толкателей; 21 — распределительный вал; 22 — маховик; 23 - блок цилиндров; 24 болт крепления маховика; 25 картер маховика; 26 крышка коренного подшипника коленчатого вала

На рисунке 2 продольный разрез дизеля

Двигатель ЯМЗ-238КМ2 предназначен для установки на подземный самосвальный автопоезд.

На рисунке 3 поперечный разрез дизеля

Двигатели ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2, ЯМЗ-238АМ2, ЯМЗ-238ВМ, ЯМЗ-238ГМ2 и ЯМЗ-238КМ2 взаимозаменяемы с двигателями ЯМЗ-236М, ЯМЗ-238М, ЯМЗ-238АМ, ЯМЗ-238ВМ, ЯМЗ-238ГМ и ЯМЗ-238КМ, выпускавшимися до 1988 года, а также с двигателями ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-238А, ЯМЗ-238В, ЯМЗ-238Г и ЯМЗ-238К, выпускавшимися до августа 1985 года.

Система смазки

Смешанная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг, втулки толкателей.

Топливный насос высокого давления и регулятор частоты вращения оборудованы циркуляционной смазкой из системы смазки двигателя

Масляный насос - шестеренчатый, двухсекционный

Зубчатые передачи, подшипники качения и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием.

Давление в масляной системе, кПа (кгс/см²) для всех двигателей:

  • - при номинальных оборотах – 400-700 (4-7)
  • - при минимальных оборотах холостого хода, не менее 100 (1,0)

Система охлаждения масла - масляный радиатор, установленный вне двигателя

Масляные фильтры

Два - полнопоточный, со сменными фильтрующим элементом и тонкой очистки - центробежный, с реактивным приводом. Допускается установка фильтра грубой очистки вместо полнопоточного.

Давление открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/см²):

  • - редукционный клапан масляного насоса  700-800 (7,0-8,0)
  • - предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса 100-130 (1,0-1,3)
  • - дифференциальный клапан 520-560 (5,2-5,6)
  • - перепускной клапан фильтра грубой очистки масла 180-230 (1,8-2,3)
  • - перепускной клапан полнопоточного масляного фильтра 200-250 (2,0-2,5)

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Система смазки

Смешанная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг, втулки толкателей.

Топливный насос высокого давления и регулятор частоты вращения оборудованы циркуляционной смазкой из системы смазки двигателя

Масляный насос - шестеренчатый, двухсекционный

Зубчатые передачи, подшипники качения и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием.

Давление в масляной системе, кПа (кгс/см²) для всех двигателей:

  • - при номинальных оборотах – 400-700 (4-7)
  • - при минимальных оборотах холостого хода, не менее 100 (1,0)

Система охлаждения масла - масляный радиатор, установленный вне двигателя

Масляные фильтры

Два - полнопоточный, со сменными фильтрующим элементом и тонкой очистки - центробежный, с реактивным приводом.

Допускается установка фильтра грубой очистки вместо полнопоточного.

Давление открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/см²):

  • - редукционный клапан масляного насоса  700-800 (7,0-8,0)
  • - предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса 100-130 (1,0-1,3)
  • - дифференциальный клапан 520-560 (5,2-5,6)
  • - перепускной клапан фильтра грубой очистки масла 180-230 (1,8-2,3)
  • - перепускной клапан полнопоточного масляного фильтра 200-250 (2,0-2,5)

Система питания

Топливоподающая аппаратура - Раздельного типа

Топливоподкачивающий насос - Поршневой, с ручным топливоподкачивающим насосом

Топливный насос высокого давления двигателя ЯМЗ–236М2 - шестиплунжерный.

Топливный насос высокого давления двигателей ЯМЗ–238М2, ЯМЗ–238АМ2, ЯМЗ–238ВМ, ЯМЗ–238ГМ2, ЯМЗ–238КМ2 - восьмиплунжерный

Плунжеры - Золотникового типа, диаметр 10 мм, ход 11 мм

Порядок работы секции топливного насоса двигателя ЯМЗ–236М2: 1-4-2-5-3-6

Порядок работы секции топливного насоса двигателей ЯМЗ–238М2, ЯМЗ–238АМ2, ЯМЗ–238ВМ, ЯМЗ–238ГМ2, ЯМЗ–238КМ2: 1-3-6-2-4-5-7-8

Нумерация секций - со стороны привода

Регулятор частоты вращения - центробежный, всережимный

Установочный угол опережения впрыска, градусы:

  • - для двигателей ЯМЗ–236М2, ЯМЗ–238М2, ЯМЗ–238АМ2, ЯМЗ–238ВМ, ЯМЗ–238ГМ2 - 15°;
  • - для двигателя ЯМЗ–238КМ2 - 10°

Муфта опережения - автоматическая. центробежного типа

Форсунки - закрытого типа, с многоярусными распылителями

Давление начала впрыскивания, МПа (кгс/см²) - 22,6+0,8 (230+8)

Топливные фильтры

Два, грубой и тонкой очистки со сменными фильтрующими элементами.

В крышке фильтра тонкой очистки установлен перепускной жиклер

Воздушный фильтр - инерционно-масляный или сухого типа

Система охлаждения

Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; оборудована термостатом для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя

Водяной насос - центробежный, приводится клиновым ремнем от шкива коленчатого вала

Вентилятор - шестилопастный, с шестеренчатым приводом

Электрооборудование

Генератор - трехфазный синхронный, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком

Генератор - на двигателях ЯМЗ–236М2, ЯМЗ–238М2, ЯМЗ–238АМ2, ЯМЗ–238ВМ, ЯМЗ–238ГМ2 - Г-273В2 или 1322.3771

Генератор двигателя ЯМЗ–238КМ2 - 1702.3771

Номинальное выпрямленное напряжение, В - 28

Стартер - 25.3708-01, постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом

Номинальная мощность стартера, кВт, при С20=182Ач - 8,2

Сцепление

Модель для двигателя:

  • - ЯМЗ–236М2 - ЯМЗ-236К или ЯМЗ-181*;
  • - ЯМЗ–238М2 - ЯМЗ-238 или ЯМЗ-182*;
  • - ЯМЗ–238АМ2, ЯМЗ–238ВМ, ЯМЗ–238ГМ2, ЯМЗ–238КМ2 - ЯМЗ-238

Коробка передач

Модель:

  • - для двигателя ЯМЗ–236М2 - ЯМЗ-236П;
  • - для двигателей ЯМЗ–238М2, ЯМЗ–238АМ2, ЯМЗ–238ВМ, ЯМЗ–238ГМ2, ЯМЗ–238КМ2 - ЯМЗ-236Н

Тип - Механическая, трехходовая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на второй-третьей и четвертой-пятой передачах

Передаточные числа:

  • - первой передачи - 5,26
  • - второй передачи - 2,90
  • - третьей передачи - 1,52
  • - четвертой передачи- 1,00
  • - пятой передачи - 0,66
  • - заднего хода- 5,48

Масса не заправленного двигателя, кг:

Заправочные емкости, л

Схема нумерации цилиндров