Техобслуживание коробки передач ЯМЗ-238А
Уход за коробкой передач заключается в проверке уровня масла и смене его в картере. Уровень масла в картере должен совпадать с контрольным отверстием
Сливать масло нужно горячим через все сливные отверстия.
После слива масла нужно снять крышку в нижней части картера, в которой помещается маслоприемник масляного насоса с магнитом, тщательно промыть их и установить на место.
При этом следует обратить внимание на то, чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой.

Для промывки коробки передач рекомендуется использовать 2,5 — 3 литра индустриального масла И-12А или И—20А по ГОСТ 20799—75.
При нейтральном положении рычага управления коробкой передач на 7 - 8 мин пускают двигатель, затем его останавливают, промывочное масло сливают и заполняют коробку передач маслом, предусмотренным картой смазки.
Недопустимо промывать коробку передач керосином или дизельным топливом.
В процессе эксплуатации привода коробки передач возможны регулировки:
- - положения рычага 3 (см. рис. 1) переключения передач в продольном направлении;
- - положения рычага переключения передач в поперечном направлении;
- - блокировочного устройства телескопических элементов продольной тяги.
Для регулировки угла наклона рычага 3 в продольном направлении необходимо ослабить гайки болтов 6 и перемещением тяги 4 в осевом направлении установить угол наклона рычага примерно 85 ° (см. рис. 1) при нейтральном положении в коробке передач.
Регулировка положения рычага в поперечном направлении осуществляется изменением длины поперечной тяги 17, для чего необходимо отсоединить один из наконечников 16 и, отвернув гайки, отрегулировать длину тяги так, чтобы рычаг управления коробкой, находясь в нейтральном положении против включения 6 — 2 и 5 — 1 передач, имел примерно угол, равный 90˚ к горизонтальной плоскости кабины (в поперечной плоскости автомобиля).
Регулировку блокировочного устройства привода переключения передач нужно производить следующим образом:
- - поднять кабину;
- - расшплинтовать палец 23 и отсоединить тягу 4 от вилки 22;
- - очистить серьгу 25 и внутреннюю тягу от старой смазки и грязи;
- - задвинуть внутреннюю тягу до «щелчка» блокировочной втулки 15;
- - расконтрить гайку серьги 25 и, вставив отвертку в шлиц хвостовика внутренней тяги, вывертывать ее до исчезновения углового люфта серьги;
- - удерживая хвостовик 24 от проворачивания, затянуть контргайку;
- - проверить качество регулировки. При смещении блокировочной втулки 21 в сторону пружины 19 внутренняя тяга должна вытягиваться без заеданий на всю длину, а при задвигании тяги внутрь до упора в пазы блокировочная втулка должна перемещаться четко со «щелчком» до упора втулки в нижний выступ серьги.
При регулировке привода следует соблюдать следующие требования:
- - регулировку производить при поднятой кабине и при неработающем двигателе;
- - не допускать изгиба и погнутости наружной и внутренней подвижных тяг;
- - во избежание поломки подсоединение тяги 4 к вилке 22 производить так, чтобы отверстие в серьге под палец 23 располагалось над продольной осью тяги 4;
- - нейтральное положение коробки передач при поднятой кабине проверять свободным перемещением рычага 18 механизма переключения передач в поперечном направлен ни (относительно продольной оси автомобиля).
Валик 12 при нейтральном положении коробки имеет осевое перемещение, равное 30 - 35 мм, при этом ощущается сжатие пружины.
Описанные выше регулировки привода коробки передач следует производить при снятии и установке двигателя и кабины.
Возможные неисправности коробки передач
Причины - Способ устранения
Затруднено включение передач в основной коробке передач. Включение первой передачи и заднего хода происходит со скрежетом:
- - Неполное выключение сцепления (сцепление ведет) - Отрегулировать свободный ход педали сцепления или заменить поврежденные детали
Затруднено включение второй, третьей, четвертой и пятой передач. Включение происходит со скрежетом:
- - Износ конусных колец синхронизаторов - Заменить синхронизатор
Не включаются передачи в основной коробке:
- - Износ зубчатых венцов каретки синхронизатора, зубчатых муфт, установленных на шестернях 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передач, зубчатой муфты включения первой передачи и заднего хода или зубчатых венцов шестерен первой передачи и заднего хода - Заменить неисправные детали
- - Износ деталей или разрегулировка дистанционного привода переключения передач - Заменить неисправные детали; отрегулировать дистанционный привод переключения передач
Включение передач в демультипликаторе происходит с ударом и скрежетом:
- - Повышенное давление в пневмосистеме управления демультипликатором - Отрегулировать редукционный клапан
- - Износ конусных колец в синхронизаторе - Заменить синхронизатор
- - Износ блокирующих фасок пальцев и каретки синхронизатора - Заменить синхронизатор
Невыключение или замедленное включение передач в демультипликаторе при нейтральном положении рычага переключения основной коробки. Лампа сигнализатора долго не гаснет при включении быстрого диапазона и долго не загорается при включении медленного диапазона. Воздух выходит через салун воздухораспределителя:
- - Износ резины впускного клапана - Заменить клапан
- - Износ уплотнительного кольца стержня клапана - Заменить уплотнительное кольцо
- - Неравномерное прилегание впускного клапана к буртику корпуса - Заменить уплотнительное кольцо
- - Заедание впускного клапана в отжатом положении - Заменить неисправные детали
- - Затвердевание уплотнительного кольца кольцо корпуса впускного клапана - Промыть, продуть и смазать стержни клапана и отверстие крышки. При необходимости стержень заполировать
- - Износ или затвердевание уплотнительных колец штока поршня силового цилиндра - Заменить уплотнительные кольца
- - Воздух выходит через сапун коробки передач при включенной медленной передаче в демультипликаторе - Заменить уплотнительное кольцо
- - Износ или затвердевание уплотнительного кольца поршня воздухораспределителя - Заменить уплотнительные кольца
- - Износ или затвердевание уплотнительных колец золотника воздухораспределителя - Заменить манжету
- - Низкое давление в пневмосистеме коробки передач - Заменить манжету
- - Износ или затвердевание манжеты поршня силового цилиндра - Заменить диафрагму
- - Разрыв диафрагмы впускного клапана воздухораспределителя - Заменить диафрагму
- - Воздух выходит через сапун коробки передач - Прочистить или заменить сапун
- - Разрыв диафрагмы блокировочного устройства первой передачи и заднего хода - Заменить неисправные детали
- - Воздух выходит через сапун коробки передач при включенной быстрой передаче в демультипликаторе - Прочистить или заменить сапун
Самовыключение передач на ходу автомобиля:
- - Неполное включение передачи из-за износа сухарей вилок, из-за разрегулировки дистанционного привода управления - Подтянуть крепления, заменить изношенные детали, отрегулировать привод управления.
- - Износ зубчатых муфт шестерен и кареток синхронизаторов в связи с неполным включением - Заменить изношенные детали
Повышенный шум при работе коробки передач:
- - Ослабление затяжки болтов крепления картера сцепления к картеру маховика - Подтянуть болты
- - Износ зубьев шестерен - Заменить шестерни
- - Износ подшипников валов или шестерен - Заменить подшипники
- - Недостаточно масла в коробке передач - Долить масло до верхней метки на указателе уровня масла
Течь масла из коробки передач:
- - Износ или потеря эластических манжет - Заменить манжеты
- - Повышенное давление в картере - Промыть сапун
- - Нарушение герметичности по уплотнительным поверхностям - Подтянуть крепежные детали
Включение медленного диапазона при скоростях автомобиля, превышающих рекомендуемые:
- - Размыкание контактов электроцепи - Восстановить контакт
- - Обрыв проводов системы АСБП - Заменить провод
- - Неисправно реле блокировки АСБП - Заменить реле 6312.3747
- - Неисправен датчик скорости - Заменить датчик скорости 1101.3843
- - Неисправен клапан блокировки - Заменить неисправные детали
Ремонт коробки передач
Снятие коробки передач.
Для снятия необходимо:
- - произвести опрокидывание кабины;
- - слить масло из коробки передач;
- - снять площадку шасси;
- - ослабить хомуты, снять патрубок чистого воздуха системы воздухоочистки;
- - расшплинтовать, отвернуть гайку и отсоединить тягу управления коробкой передач от рычага механизма переключения передач;
- - отвернуть болты и снять вторую поперечину рамы;
- - отсоединить приемную трубу глушителя;
- - расшплинтовать, отвернуть гайки и снять заднюю опору двигателя;
- - отвернуть болты крепления кронштейна с топливными трубками от крышки коробки передач;
- - отвернуть болты и снять кронштейны задней опоры двигателя;
- - отсоединить рычаг вала выключения сцепления от вилки штока клапана;
- - отсоединить электропровода от датчика сигнальной лампы переключения передач в дополнительной коробке;
- - отвернуть болты крепления карданного вала к фланцу коробки передач, отсоединить карданный вал и подвесить его к левому лонжерону рамы;
- - отсоединить трубопровод подвода воздуха к редукционному клапану;
- - отвернуть болты и снять трубу глушителя;
- - подвести под коробку передач канавный подъемник с приспособлением для снятия и установки коробки передач или другое подъемно-транспортное средство;
- - отвернуть болты крепления картера сцепления от картера маховика, вывести коробку передач и отсоединить ее от двигателя;
- - опустить коробку передач на подъемнике, поднять заднюю часть автомобиля и выкатить подъемник с коробкой из-под автомобиля, посла чего опустить автомобиль.
Установку коробки передач производят в обратной последовательности.
Разборка коробки передач
Коробку передач следует разбирать в следующей последовательности:
- - отсоединить от воздухораспределителя воздуховоды;
- - снять верхнюю крышку дополнительной коробки с механизмом управления в сборе;
- - расшплинтовать и вывернуть три стопорных болта на обойме малого синхронизатора дополнительной коробки;
- - снять малый синхронизатор со вторичного вала основной коробки;
- - отвернуть гайки крепления картера дополнительной коробки к картеру основной коробки передач;
- - отсоединить дополнительную коробку от основной коробки передач;
- - снять фланец крепления карданного вала, крышку вторичного вала, червяк привода спидометра, шариковый подшипник задней опоры, роликовый подшипник передней опоры, каретку синхронизатора и извлечь вал вместе с роликовым подшипником задней опоры.
Дальнейшая разборка дополнительной коробки передач сложности не представляет. Валы из картера коробки необходимо вынимать в сборе.
Для разборки основной коробки передач сначала необходимо снять стопорное кольцо подшипника вторичного вала, затем с помощью болтов-съемников снять центрирующее кольцо подшипника вторичного вала.
Валы из картера основной коробки передач необходимо вынимать в сборе.
После разборки узла коробки детали нужно промыть в керосине или в дизельном топливе и обдуть сжатым воздухом.
Наружным осмотром выявляют трещины, обломы, срывы резьб, выкрашивание и обломы зубьев шестерен, и другие дефекты.
Шестерни подлежат замене в случае наличия трещин или обломов зубьев, а также повышенного износа зубьев.
Наиболее быстро изнашиваемым узлом коробки передач является синхронизатор, у которого возможны такие дефекты, как ослабление посадки штифтов муфты на каретке, износ конусных колец, зубьев кареток и шлицевых отверстий.
При ослаблении муфты на каретке синхронизатора негодные штифты высверливают и взамен вставляют новые с обваркой латунью. Место заварки зачищают.
После замены вышедших из строя деталей сборку коробки передач производят в обратном порядке.
При установке коробки передач на автомобиль рекомендуется пользоваться подъемниками или специальными подставками во избежание поломки или изгиба ведомых дисков сцепления.
После установки коробки передач проводят регулировку ее привода.