На газодизельном двигателе КамАЗ-7409.10 устанавливаются топливные насосы высокого давления модели 335
В отличие от топливных насосов моделей 33-02 и 334, устанавливаемых на дизели, насос модели 335 на крышке регулятора частоты вращения имеет механизм, который служит для уменьшения цикловой подачи топлива в цилиндры двигателя при переходе в газодизельный режим работы.
Кроме того, в этом насосе установлен трехрежимный регулятор частоты вращения коленчатого зала вместо всережимного.
Трехрежимный регулятор обеспечивает нормальную работу двигателя в дизельном режиме, а также минимальную неравномерность подачи запальной дозы топлива в газодизельном режиме.
Как видно из рисунка, устройство привода трехрежимного регулятора, включая демпфер, ведущую и промежуточную шестерни, державки грузов и грузы, такое же, как у всережимного регулятора.
Конструктивные отличия заключаются в устройстве внутренних рычагов 28 и 46 в наличии пружинного элемента; кроме того, видоизменена стартовая пружина 31 и вместо рычага пружины (устанавливаемого на всережимном регуляторе) на оси 23 установлен поводок 22 в виде вилки, связанный валом 21 с наружным рычагом управления регулятором.
Вилка поводка 22 взаимодействует с буртом 33 стакана 34.
Рычаг 28 рейки пальцем 19 связан с рычагом 46 муфты грузов и штифтом 48 с рейкой 25 топливного насоса.
Между рычагом 46 муфты и рычагом 28 рейки расположен обратный корректор, а к рычагу рейки посредством пальца 27 шарнирно прикреплен шток 26 прямого корректора.
В рычаг рейки запрессован штифт 29, на который действует рычаг 20 останова, перемещая рычаги и связанную с ними рейку ТНВД в сторону выключения подачи топлива в момент остановки двигателя.
Рычаг 28 рейки через прямой корректор в шток 35 связан с пружинным элементом, который установлен в ступенчатую гильзу 36. запрессованную в корпус ТНВД.
Стакан 34 служит направляющей штока 35 корректора, имеющего упорные бурты и резьбовую часть для навинчивания двух гаек 37 номинальной подачи и ограничительной гайки 49.
После регулировки положения гаек 37 их контрят, заворачивают гайку 49 и все закрывают колпачком 38, который наворачивают на резьбовую часть гильзы 36 и пломбируют.
Пружинный элемент состоит из стакана 34. который имеет с одной стороны кольцевой бурт 33, а с другой — резьбу для вворачивания гайки 40. Внутри стакана соосно размещены три пружины.
Малая пружина 39 регулирует частоту вращения коленчатого вала в зоне малых частот вращения.
Главная пружина 41 регулятора предназначена для регулирования частоты вращения в зоне частот вращения, близких к максимальным.
Промежуточная пружина 50 работает в зоне средних частот и служит для формирования запальной дозы топлива.
Малая пружина 39 (холостого хода) установлена на штоке 35 между втулками 51 и 52 без предварительного сжатия.
Главная пружина 41 регулятора крепится с предварительным сжатием 230...240 Н между гайкой 40 и тарелкой 42, которая упирается в бурт стакана 34.
Промежуточная пружина 50 установлена на штоке 35 между шайбами у торца штока и втулкой 52 без предварительного сжатия.
Стартовая пружина 31 расположена между гайкой 30 корректора и кольцевым буртом 33 стакана 34.
Регулятор имеет прямой и обратный корректоры.
Прямой корректор предназначен для увеличения подачи топлива при снижении частоты вращения коленчатого вала, т. е. для увеличения коэффициента приспособляемости.
Узел прямого корректора состоит из штока 10 корректора, шарнира, закрепленного пальцем 9 на рычаге рейки 11. На резьбовой конец штока 18 корректора навинчена втулка 17, законтренная гайкой 12.
На втулке 17 штока корректора установлены упорная тарелка 16, пружина 15 прямого корректора, гайки 13 и 14.
Обратный корректор предназначен для уменьшения подачи топлива при снижении частоты вращения коленчатого вала двигателя в зоне малых частот вращения.
Устройство обратного корректора аналогично тому, который устанавливается на всережимном регуляторе.
На различных режимах работы двигателя регулятор действует следующим образом.
Для пуска двигателя рычаг управления и вместе с ним поводок 22 поворачивают против часовой стрелки.
Стакан 34 перемещается влево до упора терелки 42 в бурт штока 35 и сжимает пружину 39 холостого хода.
Усилие предварительного сжатия пружины 45 прямого корректора превышает усилие стартовой пружины 31, рычаг 28 вместе с рычагом 46 и муфтой 16 отходит до упора в державку 14, а рейка 25 перемещается по направлению знака «-+-» в пусковое положение.
В этом положении рейка находится до достижения частоты вращения 560... 660 об/мин.
При дальнейшем возрастании частоты вращения коленчатого вала до 800 об/мин рейка перемещается по направлению знака «—».
Муфта 16 с рычагами 28, 46 и штоком 26 смещается вправо, сжимая стартовую пружину 31 до тех пор, пока упорная тарелка 16 не вступит в контакт с поверхностью головки штока 35. Между торцом штока 26 прямого корректора и торцом головки штока 35 имеется зазор.
Такое положение рейки сохраняется до достижения частоты вращения 1000 об/мин.
Усилие пружины 20 выбирается так, чтобы при увеличении частоты вращения свыше 1100 об/мин она сжималась до достижения частоты вращения 1700 об/мин, а пружина 45 из-за большего усилия затяжки удерживала шток 26. При этом муфта 16 перемещается вправо.
Рычаг 46 поворачивается по часовой стрелке вокруг оси 47, а рычаг 28 совершает сложное движение.
Поворачиваясь вместе с рычагом 46 по часовой стрелке вокруг оси 47, он одновременно сжимает пружину 20 обратного корректора.
Выбирая зазор А, рычаг 11 рейки поворачивается вокруг пальца 9 и смещает рейку в направлении знака « +».
Предварительная затяжка пружины 15 выбирается так, чтобы центробежная сила грузов преодолевала ее при частоте вращения 1600 об/мин.
При частоте вращения коленчатого вала свыше 1800 об/мин сжимается пружина 45, а шток корректора 26 сдвигается вправо до достижения частоты вращения 2200 об/мин.
Муфта 16 и рычаги 28 и 46, составляющие жесткую конструкцию при сжатом обратном корректоре, перемещаются вправо, смещая рейку в направлении знака «—» и уменьшая тем самым подачу топлива.
Таким образом, зазор В между штоком 26 корректора и торцом головки штока 35 регулятора исчезает при частоте вращения коленчатого вала 2200 об/мин, а рейки ТНВД занимают положение, соответствующее минимальной подаче топлива, которая регулируется гайками 37 на штоке 35.
В этом положении рейки будут находиться до тех пор, пока центробежная сила грузов не сможет преодолеть усилие, создаваемое пружиной 41 при частоте вращения коленчатого вала 2700...2740 об/мин.
При дальнейшем увеличении частоты вращения сила грузов через рычаги 28 и 46, шток 26 корректора и шток 35, а также тарелку 42 будет сжимать пружину 41 до тех пор, пока рейки не займут положение, которое соответствует максимальной частоте вращения холостого хода.
Если частоту вращения коленчатого вала увеличивать и дальше, то грузы регулятора ТНВД разовьют такую центробежную силу, что установят рейки в положение выключенной подачи. При этом двигатель не работает.
Такой режим прокрутки имеет место, например, при движении автомобиля на спуске.
При переводе работы двигателя в газодизельный режим перемещение наружного рычага управления регулятором ограничивается механическим упором до положения, в котором обеспечивается подача топлива насосом, не превышающая запальную дозу.
В положении, соответствующем холостому ходу двигателя, трехрежимный регулятор автоматически поддерживает минимальную частоту вращения двигателя.
Когда наружный рычаг управления регулятором достигнет упора, гильз. 36 переместится влево, зазор К уменьшится.
С повышением частоты вращения увенчивается центробежная сила грузов, под действием которой шток 35 переместит 7 вправо, сжимая пружину 39 холостого хода.
Когда рейки займут положение, соответствующее частоте вращения коленчатого вала 1200 об/мин, зазор К исчезнет. Начнет сжиматься промежуточная пружина 50, ход которой подобран так, чтобы она сжималась только до достижения частоты вращения 2560 об/мин.
Когда частота вращения достигнет этого значения, шток 35 упрется в тарелку 42 корпуса корректора. При этом начнет сжиматься главная пружина 41 регулятора и подача запальной дозы топлива выключится.