В процессе эксплуатации автомобиля нужно обращать внимание на появляющиеся в работе двигателя отклонения от нормы: стуки, перебои, потери мощности, затруднения при пуске
Указанные неисправности чаще всего возникают в результате нарушения правил технического обслуживания приборов системы питания и правил эксплуатации.
Прежде чем искать причины затрудненного пуска двигателя, проверить есть ли топливо в баке и открыт ли кран всасывающего топливопровода
Неисправности питания КамАЗ и способы устранения
Причина – способ устранения
Двигатель не пускается
- - Засорены топливопроводы или заборник в топливном баке – промыть заборник, промыть и продуть топливопроводы;
- - Замерзание воды в топливопроводах или на сетке заборника топливного бака - осторожно прогреть топливные трубки, фильтры и бак;
- - Загустение топлива в трубопроводах – заменить топливо другим, соответствующим сезону, и прокачать систему
- - Засорение фильтрующих элементов топливных фильтров – заменить фильтрующие элементы;
- - Неправильный угол опережения впрыскивания топлива – отрегулировать угол опережения впрыскивания;
- - Наличие воздуха в топливной системе – прокачать систему, устранить негерметичность;
- - Не работает топливоподкачивающий насос – разобрать насос и устранить неисправность, при необходимости заменить насос исправным;
- - Заедание рейки топливного насоса высокого давления – отремонтировать насос в мастерской или заменить исправным;
- - Затрудненное перемещение рейки топливного насоса из-за загустения смазки – осторожно прогреть топливный насос высокого давления
Двигатель не развивает мощности, дымит
- - Загрязнение воздушного фильтра – промыть фильтрующие элементы;
- - Засорение выпускного тракта – прочистить выпускной тракт;
- - Рычаг управления регулятором не доходит до болта максимальных оборотов – проверить и отрегулировать систему рычагов и тяг;
- - Наличие воздуха в топливной системе – прокачать систему питания топливом и устранить негерметичность;
- - Неправильный угол опережения впрыскивания топлива – отрегулировать угол опережения впрыскивания;
- - Неплотное прилегание клапанов газораспределения – отрегулировать тепловые зазоры клапанного механизма, при необходимости притереть клапана;
- - Нарушение регулировки или засорение форсунки – отрегулировать форсунку и, если необходимо, промыть и прочистить ее
- - Неисправность клапанов топливоподкачивающего насоса – промыть гнезда и клапаны насоса;
- - Нарушение регулировки цикловых подач топливного насоса высокого давления – отрегулировать цикловые подачи топлива;
- - Поломка пружин толкателей топливного насоса высокого давления – заменить пружины и отрегулировать насос на стенде;
- - Поломка пружины или негерметичность нагнетательных клапанов топливного насоса высокого давления – затянуть винт зубчатого венца и отрегулировать насос на стенде;
- - Зависание плунжера топливного насоса высокого давления – заменить плунжерную пару и отрегулировать насос на стенде;
- - Износ поршневых колец – заменить поршневые кольца, при необходимости и гильзы цилиндров
Двигатель стучит
- - Ранний впрыск топлива в цилиндры – отрегулировать угол опережения впрыскивания топлива;
- - Нарушена регулировка клапанного механизма – отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме
Работы по устранению причин неисправностей системы питания сводятся к проверке нормальной циркуляции топлива на всем пути от бака до форсунок, к обнаружению и ликвидации подсоса воздуха в системе, а также к обеспечению нормальной работы топливной аппаратуры ее регулировкой или разборкой и заменой отдельных неисправных деталей.
Для определения причины неисправности осуществляется последовательная проверка систем и узлов двигателя.
Последовательность проверок установлена на основании длительных исследований причин отказов и неисправностей двигателя согласно принципам: «от наиболее вероятной причины — к менее вероятной», «от простой проверки — к сложной».
Такой подход обеспечивает быстрый поиск причины.
Итак, если двигатель не пускается при заведомо исправной электрической системе пуска, следует проверить поступление топлива к ТНВД. Это можно определить прокачиванием системы ручным топливопрокачивающим насосом.
Причиной неисправности может быть отсутствие топлива в баке, засорение или негерметичность топливопроводов низкого давления.
Малейшая неплотность в соединениях на участке от топливного бака до топливопрокачивающего насоса влечет за собой подсасывание воздуха, что уменьшает подачу топлива или исключает ее совсем.
Места неплотностей можно обнаружить прокачиванием магистрали низкого давления топливоперекачивающим насосом (прикладывается к другим принадлежностям к автомобилю) по подтеканию топлива.
После устранения подтеканий следует удалить воздух из системы питания, прокачав ее ручным топливопрокачивающим насосом.
Если в магистрали низкого давления подсоса воздуха нет, то необходимо убедиться в исправности топливного насоса низкого давления.
Для проверки работы насоса нужно отсоединить топливопровод, подводящий топливо к фильтру тонкой очистки, и провернуть коленчатый вал двигателя стартером.
При исправном насосе топливо будет струей выходить из топливопровода.
В случае отсутствия струи насос неисправен, если при этом не засорены топливопроводы, идущие к топливному баку, фильтрующий элемент фильтра грубой очистки или топливозаборник.
При наиболее возможных неисправностях насоса (поломка пружины или зависание поршня, попадание грязи между седлом и клапаном) необходимо разобрать его, устранить неисправность и проверить работу насоса на специальном стенде в мастерской перед установкой на двигатель.
При исправном топливном насосе затрудненный пуск двигателя может быть вызван заеданием в открытом положении клапана-жиклера фильтра тонкой очистки топлива.
Если топливо поступает к ТНВД, а двигатель не пускается, то причиной этого могут быть засоренные фильтры тонкой очистки топлива и их следует заменить.
При чистых фильтрующих элементах пуск двигателя может быть затруднен нарушением регулировки угла опережения впрыскивания топлива.
Если после проверок двигатель по-прежнему не пускается, то вероятнее всего неисправны форсунки или ТНВД.
В топливном насосе высокого давления чаще всего может происходить заедание рейки, поломка или ослабление пружины перепускного клапана, попадание грязи между седлом и клапаном, изнашивание или зависание плунжерных пар и нагнетательных клапанов и др.
Эти неисправности можно выявить и устранить только в условиях специализированной мастерской с использованием стендового оборудования, поэтому форсунки и ТНВД необходимо снять и отправить в мастерскую.
В зимнее время возможны замерзание воды в топливопроводах, фильтрах или на сетке заборника, повышенная вязкость масла, в результате чего затрудняется перемещение рейки топливного насоса высокого давления.
В этом случае нужно попытаться осторожно прогреть топливопроводы, фильтры топливный бак, топливный насос высокого давления с помощью ветоши и горячей воды.
Пользоваться открытым пламенем для прогрева нельзя.
Устранение причин таких неисправностей, как стук в двигателе и повышенные вибрации двигателя неравномерная его работа - потеря мощности, осуществляется в основном регулированием соответствующих элементов топливной аппаратуры или заменой неисправных деталей.