Насос гидроусилителя рулевого привода КамАЗ
Насос гидроусилителя рулевого привода с бачком для масла установлен в развале блока цилиндров и приводится в действие от коленчатого вала двигателя
Насос пластинчатого типа, двойного действия, т. е. за один оборот вала совершаются два полных цикла всасывания и два — нагнетания.

Положение статора 37 относительно корпуса 40 и распределительного диска 34 зафиксировано штифтами.
Стрелка на наружной поверхности статора указывает направление вращения вала насоса.
При вращении вала 5 насоса пластины прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежной силы и давления масла, поступающего в пространство под ними из полости
В крышки 29 насоса по каналам в распределительном диске.
Между пластинами и торцовыми поверхностями корпуса насоса и распределительного диска образуются камеры переменного объема.

Насос гидроусилителя рулевого управления: 1 - шестерня привода; 2 - гайка крепления шестерни; 3 - шплинт; 4,15 - шайбы; 5 - вал насоса; 6 - сегментная шпонка; 7, 10 - упорные кольца; 8 – шарикоподшипник; 9 - маслоотгонное кольцо; 11 - манжета; 12 - игольчатый подшипник; 13 - крышка заливной горловины; 14 - заливной фильтр; 16 - болт; 17, 36, 39 - уплотнительное кольцо; 18 - труба фильтра; 19 - предохранительный клапан; 20 - крышка бачка с пружиной; 21, 28 - уплотнительные прокладки; 22 - бачок насоса; 23 - фильтрующий элемент; 24 - коллектор; 25 - трубка бачка; 26 - штуцер; 27 - прокладка коллектора; 29 – крышка насоса; 30 - пружина перепускного клапана; 31 - седло предохранительного клапана; 32 - регулировочные шайбы; 33 - перепускной клапан в сборе с предохранительным клапаном; 34 - распределительный диск; 35 - пластина насоса; 37 - стартер; 38 - ротор; 40 - корпус насоса; А, Б - дросселирующие отверстия; В - полость нагнетания; Г- радиальные отверстия; I - из системы; II - в систему
В каждый момент времени две из них образуют зону всасывания: пространство между пластинами заполняется маслом, а другие две — зоны нагнетания: объем между пластинами уменьшается, и масло вытесняется по каналам в распределительном диске в полость крышки насоса, сообщающуюся через калиброванное отверстие "А" с линией нагнетания.
В крышке насоса расположен комбинированный клапан 33, совмещающий в себе предохранительный и перепускной клапаны.
Предохранительный клапан отрегулирован на давление 85-90 мПа, а перепускной клапан регулирует количество масла, поступающего в систему.
При минимальной частоте вращения коленчатого вала перепускной клапан прижат пружиной 30 к распределительному диску.
Масло из полости в крышке насоса через калиброванное отверстие "А" поступает в канал, соединяющийся с линией нагнетания.
Полость под клапаном, где расположена пружина 30, сообщается с этим каналом отверстием "Б" малого диаметра.
С увеличением частоты вращения коленчатого вала, а значит, и подачи масла насосам образуется (за счет гидравлического сопротивления отверстия "А") разность давлений в полости крышки (перед клапаном) и в канале нагнетания насоса (за клапаном).
Перепад давлений тем больше, чем больше масла проходит в единицу времени через отверстие "А", и не зависит от величины давления.
Избыточное давление в полости "В", воздействуя на левый торец перепускного клапана, преодолевает сопротивление пружины 30.
При определенной разности давлений усилие, стремящееся сдвинуть клапан, возрастает настолько, что пружина сжимается и клапан, перемещаясь вправо, открывает выход части масла из рабочей полости "В" крышки в бачок.
Чем больше масла подает насос, тем больше его перепускается через клапан обратно в бачок. Таким образом, масла в систему поступает столько, сколько требуется.
При малых потоках масла и повышении давления в полости пружины срабатывает встроенный предохранительный клапан, при этом перепускной клапан сработает аналогично.
Открываясь, предохранительный клапан пропускает небольшой поток масла в бачок через радиальные отверстия "Г".
При этом давление за счет сопротивления канала "Б" на правый торец перепускного клапана уменьшается.
Клапан 33 перемещается вправо и открывает выход в бачок основной части перепускаемого масла.
Регулировать предохранительный клапан следует регулировочными прокладками 32.
Чтобы предотвратить шум и замедлить изнашивание деталей при работе насоса с большой частотой вращения и интенсивным перепуском масла, предусмотрен коллектор 24, который направляет это масло во внутреннюю полость корпуса насоса и обеспечивает при этом избыточное давление в зонах всасывания.
В бачке 22 насоса размещен разборный сетчатый фильтр 23, представляющий собой пакет отдельных фильтрующих элементов, который в случае значительного засорения отжимается вверх возросшим давлением в полости трубки фильтра.
При этом масло поступает непосредственно в бачок.
Кроме того, в бачке имеются заливной фильтр 14 и предохранительный клапан 19, не допускающий давления воздуха в бачке более 30 кПа.

Фильтр насоса гидроусилителя руля: 1 - фильтр насоса; 2 - бачок насоса
Для модернизированных автомобилей
Фильтр, расположенный в бачке насоса гидроусилителя руля, выполнен в виде неразборной конструкции (рис. 3), состоящей из бумажной шторы, размещенной между двумя металлическими обечайками, которые приклеены к верхней и нижней крышкам фильтра