Разобщительным краном перекрывают при необходимости пневматическую магистраль, соединяющую автомобиль-тягач с прицепом (полуприцепом).
Кран разобщительный (рис. 1) предназначен для перекрытия при необходимости пневматической магистрали, соединяющей автомобиль-тягач с прицепом (полуприцепом).
На автомобилях-тягачах КамАЗ установлено три разобщительных крана:
- на бортовых тягачах — на задней поперечине рамы перед соединительными головками,
- на седельных тягачах — за кабиной справа на специальном кронштейне перед соединительными гибкими шлангами.
Каждый кран крепится двумя болтами.
К выводу II присоединяется магистраль управления тормозными механизмами прицепа, через вывод 1 в нее подается сжатый воздух.
Если рукоятка 9 расположена вдоль оси крана, толкатель 8 вместе со штоком 6 находятся в нижнем положении и клапан 4 открыт.
Сжатый воздух от вывода I через открытый клапан и вывод II поступает от автомобиля-тягача к прицепу (полуприцепу).
При повороте рукоятки 9 на 90º шток 6 вместе с мембраной под действием пружины 5 и давления воздуха поднимается вверх.
Клапан 4 садится на седло в корпусе 2, разобщая выводы I и II.
Ход штока 6, определяемый винтовым профилем крышки 7, больше, чем ход клапана 4.
Шток 6 отходит от клапана, сжатый воздух из соединительной магистрали через вывод II, осевое и радиальное отверстия в штоке 6 выходит в атмосферу через вывод III в крышке 7.
После этого соединительные головки можно расцепить.
Ремонт разобщительного крана
Для выполнения работы нужны инструменты: слесарный верстак, тиски, мягкие губки, плоскогубцы, молоток, бородок, отвертка, ключ 14х17, торцовые ключи 14х17, 19х22, посуда для топлива и смазки, волосяная щетка, кисть
Разборка разобщительного крана
Устанавливаем разобщительный кран в тиски
Вынимаем из толкателя 3 штифты 1 и снимаем ручку 16 крана
Выкручиваем винты 15 крепления крышки с шайбами 14 и снимаем крышку 2 с корпуса 7
Вынимаем из крышки 2 толкатель 3
Извлекаем из корпуса 7 шток 5 с мембраной в сборе и пружину 6 штока
Откручиваем гайку крепления мембраны и отсоединяем ее от штока 5
Переустанавливаем, кран в тисках и торцовым ключом на 19 выкручиваем пробку 10
Вынимаем из корпуса клапан 8 с пружиной 9
Снимаем корпус 7 крана с тисков
Промываем детали крана в дизельном топливе, обдуваем сжатым воздухом и проверяем техническое состояние
Сборка разобщительного крана
Устанавливаем корпус крана в тиски
Устанавливаем в корпус 7 крана клапан 8 с пружиной 9 и вкручиваем пробку 10
Переустанавливаем кран в тисках
Устанавливаем мембрану на шток 5 и закручиваем гайку крепления мембраны
Устанавливаем шток 5 с мембраной и пружину 6 штока в корпус 7 крана
Примечание. Рабочую поверхность штока покрываем смазкой Циатим-221
Устанавливаем в крышку 2 крана толкатель 3
Примечание. Рабочую поверхность толкателя смазываем Циатим-221
Устанавливаем крышку 2 на корпус 7 и вкручиваем винты 15 крепления крышки к корпусу с шайбами 14
Надеваем на толкатель 3 крана ручку 16 и устанавливаем штифты 1 и 4 в толкатель
Проводим испытания разобщительного крана на работоспособность и герметичность
Порядок испытаний:
Подключаем кран по схеме
При открытом кране 6 и закрытом приборе 5 утечка воздуха из прибора не допускается
Включаем прибор 5, поворачиваем рукоятку 2 на 90º до упора.
Рукоятка должна перемещаться легко, без заеданий. Утечка воздуха не допускается
Выключаем прибор 5, при этом давление (см. Манометр 4) в ресивере 3 должно упасть до нуля