Коробка передач производства ЗАО "СААЗ АМО ЗИЛ" – механическая, пятиступенчатая, синхронизированная, с центральным рычагом управления, с прямой или повышающей пятой передачей
Рычаг коробки передач соединяется тягой с рычагом переключения передач на рабочем месте водителя.
Устройство коробки передач и её привода показано на рис. 1 и рис. 2
На автобус могут устанавливаться коробки передач следующих моделей: СААЗ-3206, СААЗ-320670, СААЗ-132А2, СААЗ-132М3.
Новое семейство коробок передач СААЗ-136 имеет повышенный ресурс и следующие отличия от СААЗ-3206:
- - все шестерни на вторичном валу установлены на игольчатых подшипниках;
- - шестерни промежуточного вала имеют бесшпоночную посадку на вал за счет натяга;
- - промежуточный вал установлен на конические подшипники, затяжка которых регулируется специальной гайкой;
- - на СААЗ-136М установлены муфтовые синхронизаторы на всех передачах, на СААЗ-136А установлены пальчиковые синхронизаторы со стальными конусными кольцами напыленными молибденом;
- - установлен бесконтактный датчик спидометра.
Для лучшего использования эксплуатационных свойств рекомендуется применять на пригородных маршрутах автобусы с коробками передач с ускоряющей 5-й передачей, а на городских маршрутах автобусы с коробками передач с прямой 5-й передачей.
Для заправки маслом имеется заливная резьбовая пробка в правой стенке картера 19.
Для слива масла предназначено сливное отверстие в левой стенке картера, внизу, закрываемое магнитной резьбовой пробкой.
Центрирование коробки производится по фланцу крышки первичного вала 20.
Переключение передач производится рычагом механизма управления в крышке 4 (рис. 1) коробки передач через тягу 5 (рис. 2) и рычаг переключения передач 2 на рабочем месте водителя.
При затруднительном включении передач рекомендуется выполнить регулировку привода изменением длины тяги 5 посредством поворота вилки 9 тяги переключения передач.
При обслуживании коробки передач проверяется её крепление к картеру сцепления, крепление деталей самой коробки передач к картеру; заменяется и поддерживается нормальный уровень масла согласно карте смазки.
При смене масла нужно очистить магнит сливной пробки и сапун.
Засорение сапуна может вызвать появление течи масла из-за повышения давления в картере.
При смене масла, а также при ремонте коробки передач не допускать попадания в неё загрязнений, которые могут вызвать заедание шестерен.
Возможные неисправности коробки передач и методы устранения
Затрудненное включение всех передач
- Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)
Отрегулировать свободный ход педали сцепления
Включение передач с ударом и скрежетом
а) износ конусных колец синхронизаторов
Заменить синхронизаторы
б) износ блокирующих фасок пальцев и каретки
Заменить синхронизаторы
Самовыключение передач на ходу
а) неполное включение передачи из-за неисправности механизма переключения
Устранить неисправности
б) износ вилок
Заменить изношенные детали
в) ослабление крепления вилок и головок
Подтянуть крепление
Передачи не включаются
- Поломка пальцев и фиксаторов синхронизаторов
Заменить синхронизаторы
Повышенный шум при работе коробки передач
а) ослабление крепежных деталей
Подтянуть крепеж
б) износ и поломка зубьев шестерен
Заменить изношенные детали
Течь масла из коробки передач
а) износ или потеря эластичности манжет
Заменить манжеты
б) повышенное давление в картере коробки
Продуть сапун
в) нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям
Подтянуть крепежные детали, заменить прокладки