Карданная передача автобуса состоит из двух валов (рис. 1), промежуточной опоры и трех карданных шарниров
Опора промежуточного карданного вала состоит из шарикового подшипника, установленного в резиновую подушку.
В задней крышке опоры сбоку имеется масленка для смазки подшипника.
Устройство подшипников крестовин карданных шарниров показано на рис. 2.
При обслуживании карданной передачи смазываются подшипники крестовин и опоры, заменяется смазка в шлицевом соединении, проверяется крепление фланцев и опоры.
В зависимости от конструкции карданной передачи смазка шарниров крестовин может производиться через пресс-масленки, либо путем замены смазки после разборки шарнира.
Угловая масленка вворачивается в центральную часть крестовины. Шарниры имеют проточную систему смазки (бесклапанную).
При очередном обслуживании излишки смазки с продуктами износа выдавливаются через уплотнение подшипников.
Если автобус имеет карданную передачу без пресс-масленок крестовин, то смазка заменяется.
Для замены смазки в шарнирах необходимо их разобрать, удалить старую смазку и промыть детали.
Затем нужно заложить в каждый подшипник по 5 г смазки № 158 ((1/3-1/2) объёма подшипника) и собрать шарниры.
Замену смазки в шарнирах необходимо производить через 60 тыс. км. пробега, но не реже одного раза в пять лет.
Смазка подшипника опоры промежуточного вала производится через пресс-масленку 15 до появления свежей смазки через контрольное отверстие в задней крышке подшипника.
Замену смазки в шлицевом соединение необходимо производить во время замены смазки в карданных шарнирах.
Для замены смазки нужно разобрать шлицевое соединение, промыть в керосине шлицы вилки и шлицевой втулки, затем равномерно смазать шлицы вилки 200 г смазки.
Проверка карданных валов в эксплуатации проводится на биение валов и угловой люфт карданных шарниров.
Для промежуточного карданного вала биение по длине трубы не должно превышать 1 мм, а для заднего карданного вала 1,2 мм.
Угловой люфт карданного шарнира образуется в результате износа деталей шарнира и износа шлицевого соединения.
Допустимый люфт не более 0,25 мм на радиусе 35 мм для промежуточного вала и не более 0,25 мм на том же радиусе для заднего вала при крутящем моменте 7 Нм.
Допустимый люфт шлицевого соединения - не более 0,25 мм на радиусе 49 мм.
Контрольная проверка производится перед балансировкой
Для предупреждения нарушения балансировки при разборке валов все детали следует маркировать, чтобы во время сборки их установить на прежние места и в прежнем положении.
Следует также обратить внимание, чтобы стрелки, указывающие на взаимное расположение валов по шлицевому соединению, лежали в одной плоскости.
При замене вилок, фланцев или деталей карданного шарнира необходимо производить динамическую балансировку промежуточного и заднего карданных валов в комплекте.
Динамический дисбаланс карданной передачи должен быть не более 0,05 кг см.
Дисбаланс устраняется приваркой балансировочных пластин 2 к трубе со стороны переднего, среднего и заднего шарниров.
Балансировка проводится при частоте вращения вала (2000…2200) мин -1.
Промежуточный и задний карданные валы не балансируются раздельно, поэтому менять карданную передачу можно только в сборе.
Возможные неисправности карданной передачи и методы устранения
Стук в карданных валах при резком изменении частоты вращения
- Износ игольчатых подшипников или шлицевого соединения. Ослабление крепления карданных валов.
Проверить карданные валы вращением от руки. При обнаружении люфта заменить изношенные детали.
Подтянуть болты крепления карданных валов.
Вибрация карданных валов
- Изгиб труб, неправильно собрано шлицевое соединение (не совмещены риски на деталях), ослабление крышек подшипников
Проверить правильность сборки и крепления карданных валов, поврежденные детали заменить.
Течь смазки из шарниров и шлицевого соединения
- Износ или повреждение сальников
Сальники заменить
Повышенный шум в промежуточной опоре
- Разрушение сепаратора подшипника опоры
Заменить подшипник