Тормозная камера Камаз
Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором(рис. а) предназначена для приведения в действие тормозных механизмов колес задней тележки автомобиля при включении рабочего, запасного и стояночного тормозов
Она состоит из двух основных частей; тормозной камеры и цилиндра с пружинным энергоаккумулятором, надстроенным над тормозной камерой.
Тормозная камера является составной частью контура пневматического привода тормозов (рабочего) колес задней тележки и приводится в действие при подаче в нее сжатого воздуха.
Пружинный энергоаккумулятор является составной частью контура пневматического привода тормозов (стояночного и запасного) колес задней тележки и приводится в действие пружиной при выпуске сжатого воздуха из его полости.
В исходном положении, когда автомобиль расторможен (рис.1. б), сжатый воздух находится только в полости цилиндра энергоаккумулятора.
При торможении автомобиля рабочим тормозом (рис.1, в) сжатый воздух от тормозного крана подается в полость корпуса тормозной камеры над мембраной 9.
Мембрана, прогибаясь, перемещает шток 11, поворачивает через регулировочный рычаг разжимный кулак и прижимает колодки к тормозному барабану с усилием, пропорциональным давлению сжатого воздуха, подведенного к мембране.
При растормаживании автомобиля сжатый воздух через тормозной кран удаляется из этой полости в атмосферу и детали тормозной камеры занимают исходное положение, а тормозные колодки под действием стяжных пружин отходят от тормозного барабана.
Включение стояночного тормоза (рис. г) производится полным выпуском сжатого воздуха в атмосферу из полости цилиндра энергоаккумулятора через ускорительный клапан, управляемый ручным тормозным краном.
При снижении давления воздуха в полости цилиндра энергоаккумулятора поршень под действием предварительно сжатой пружины 5 перемещается и через толкатель воздействует на диафрагму (мембрану 9) и шток 11. Последний, перемещаясь, поворачивает регулировочный рычаг с разжимным кулаком, прижимая тормозные колодки к барабану.
Выключение стояночного тормоза производится подачей сжатого воздуха в полость цилиндра энергоаккумулятора под поршень 3, который, перемещаясь вместе с толкателем 2, сжимает пружину 5 и дает возможность штоку 11 тормозной камеры под действием возвратной пружины 12 вернуться в исходное положение.
В случае торможения и растормаживания автомобиля запасным тормозом сжатый воздух выпускается из цилиндров или впускается в цилиндры энергоаккумуляторов частично.
Давление воздуха в цилиндрах энергоаккумуляторов зависит от положения рукоятки тормозного крана.
При нарушении герметичности в контуре пневматического привода стояночного (или запасного) тормоза или при снижении давления в ресиверах этого контура может произойти автоматическое затормаживание колес задней тележки автомобиля пружинами энергоаккумуляторов.
Движение автомобиля в этом случае обеспечивается растормаживанием колес устройством пневматического или механического растормаживания.
Устройство для механического растормаживания выполнено в виде винта 6 с упорным подшипником 8, смонтированного в трубе толкателя 2 пружинного энергоаккумулятора.
При вращении винта 6 (рис. д) перемещается поршень 3 вместе с толкателем 2, сжимая пружину. Этим освобождается шток 11, который под действием возвратной пружины 12 возвращает регулировочный рычаг с разжимным кулаком в расторможенное положение.
Для быстрого выворачивания винта в комплекте инструмента имеются торцовый ключ 24X 27 и специальная рукоятка, которая вставляется в свободный конец ключа для его вращения.
Система пневматического растормаживания имеет контур аварийного растормаживания, который состоит из части тройного защитного клапана (см. подвод II сжатого воздуха на рис.), пневматического крана 8, части двухмагистрального перепускного клапана 7, трубопроводов и шлангов, соединяющих аппараты.
Питание привода системы аварийного растормаживания осуществляется от ресиверов контуров I и II рабочего тормоза, когда давление в них более 500 кПа.
При нажатии кнопки автоматического крана 10 сжатый воздух поступает к вспомогательному перепускному клапану 23 и далее к цилиндрам энергоаккумуляторов. Происходит растормаживание колес задней тележки.
Система аварийного растормаживания обеспечивает (примерно) трехкратное полное растормаживание стояночного тормоза после аварийного самозатормаживания с целью отъезда с места остановки.