Коробка передач КамАЗ - техобслуживание
Техническое обслуживание коробок передач включает периодическую проверку их герметичности; подтяжку крепления поддерживающей опоры к десятиступенчатой коробке и раме автомобиля,
рычагов к тягам дистанционного привода и фланца на вторичном валу; проверку и регулирование расстояния между упором и штоком клапана управления делителем передач, которое должно составлять 20-21 мм при свободной педали сцепления; проверку состояния и действия троса управления делителем (трос должен перемещаться в оболочке легко).

Пятиступенчатая коробка передач с картером сцепления в с6оре: 1 - шестерня первой передачи вторичного вала; 2 - блок шестерен заднего хода; 3 - пробка сливного отверстия; 4 - шестерня второй передачи вторичного вала; 5 - шестерня третьей передачи промежуточного вала;6-шестерня четвертой передачи промежуточного вала; 7 - картер; 8 - вторичный вал; 9 - шестерня привода промежуточного вала; 10 - крышка переднего подшипника промежуточного вала; 11 - промежуточный вал; 12 - кольцевая гайка крепления подшипника; 13 - первичный вал; 14 - муфта выключения сцепления; 15 - манжета; 16 - маслонагнетающее кольцо; 17 - крышка заднего подшипника первичного вала; 18 - синхронизатор четвертой и пятой передач; 19 - упорная шайба; 20 - замочная шпонка упорной шайбы; 21 - шестерня четвертой передачи вторичного вала; 22 - шестерня третьей передачи вторичного вала; 23 - синхронизатор второй и третьей передач; 24 - втулка шестерни заднего хода; 25 - ось блока шестерен заднего хода; 26 - муфта включения заднего хода и первой передачи; 27 - втулка шестерни первой передачи; 28 - червяк привода спидометра; 29 - манжета крышки подшипника вторичного вала; 30 - фланец; 31 - крышка заднего подшипника вторичного вала; 32 - задняя крышка промежуточного вала; 33 - упорная шайба; 34 - стакан подшипника
Трос необходимо периодически смазывать, отсоединив его от переключателя и залив в оплетку троса трансмиссионное масло с помощью масленки.
В соответствии с химмотологической картой требуется смазывать через пресс-масленки опоры передней и промежуточной тяг дистанционного привода управления, поддерживать нужный уровень масла в картере и с периодичностью один раз в год проводить смену масла в картере коробки передач.
Для проверки уровня масла надо вывернуть пробку с указателем. При проверке указатель следует вставить в отверстие до упора торца пробки в картер.
Масло из картера десятиступенчатой коробки надо сливать через три отверстия, два из которых расположены в нижней части картера основной коробки, а третье — в нижней части картера делителя.
Из картера пятиступенчатой коробки слив осуществляется через два отверстия.
При смене масла следует промывать картеры коробок моторным маслом в количестве 8,5 литров для пятиступенчатой коробки и 12 литров для десятиступенчатой, очищать магнитные пробки от металлических частиц и заправлять масло до верхней метки на указателе.
Уровень масла замеряют через 3-5 мин после его заливки.
При движении автомобиля коробка передач должна работать без шума и вибраций, передачи должны легко переключаться и надежно фиксироваться.
Сильный равномерный или пульсирующий шум может свидетельствовать о большом износе зубьев шестерен и подшипников валов, ослаблении затяжки крепления крышек подшипников валов, недостаточном уровне или плохом качестве масла в картере.
Затрудненное включение всех передач, как правило, является следствием неполного выключения сцепления. Для устранения неисправности надо отрегулировать сцепление и его привод.
Включение второй, третьей, четвертой и пятой передач с ударами и скрежетом происходит при сильных износах конусных колец, блокирующих фасок пальцев и кареток соответствующих синхронизаторов.
Для устранения неисправности надо заменить изношенные детали.
Удары и скрежет, наблюдаемые при включении делителя передач, могут вызываться неисправностью его синхронизатора, а также повышением давления в пневмосистеме управления делителем вследсвие загрязнения воздушных каналов вентиляционного колпачка в клапане включения передач делителя.
Редукционный клапан должен обеспечивать давление на выходе 395-445 кПа.
Если установлено, что отсутствует выпуск воздуха в клапане включения передач делителя, то необходимо снять и разобрать клапан, промыть все его детали включая вентиляционный колпачок.
Передачи в коробке передач не включаются из-за изнашивания деталей и нарушения регулировки механического дистанционного привода, разрушения подшипников вторичного вала или нарушен; регулировки положения упора клапан включения передач делителя.
Передачи могут самопроизвольно выключаться при движении автомобиля из-за изнашивания некоторых деталей, неисправности и нарушения регулировок дистанционного привода, а также из-за неисправности фиксаторов механизмов переключения, ослабления крепления блоков и рычагов.
Течь масла из картера коробки передач возникает при изнашивании и потери эластичности манжет выходных валов, которые надо в этих случаях заменять, и при повышенном давлении в картере вследствие засорения сапуна.
Если наблюдается течь по уплотняющим поверхностям, то необходимо подтянуть крепежные детали и заменить прокладки.