Техниче­ское обслуживание колес заключается в периодической проверке крепления и со­блюдении правил эксплуатации шин

В процессе эксплуатации необходимо проверять крепление колес к ступицам. Гайки следует подтягивать равномерно, через одну, в 2...3 приема.

При затяжке гаек следует проверять боковое отклонение колес по отвесу или угольнику. Биение при вращении колеса не должно превышать 5 мм, при больших значениях следует осла­бить гайки и при их затяжке уменьшить биение.

Периодически следует проверять дав­ление воздуха в шинах. Следует помнить, что движение с пониженным на 25 % дав­лением воздуха снижает срок службы шин на 35...40 %, превышение же давления на 10 % снижает его на 10...15 %.

Если в процессе движения происхо­дит самопроизвольное отклонение авто­мобиля в какую-либо сторону, следует проверить давление в шинах, выявить и устранить причину утечки воздуха.

От­клонение автомобиля может быть вызва­но также нарушением регулировки схож­дения колес.

Ускоренное изнашивание шин местно­го характера и появление вибраций свидетельствуют о нарушении балансировки колес.

Для проверки балансировки колесо в сборе со ступицей устанавливают на оси.

При наличии дисбаланса утяжеленное ме­сто располагается внизу. В верхней части следует сделать метку и поставить балан­сировочный груз.

Затем, отклоняя колесо в обе стороны на 90 °, проверить баланси­ровку. Если колесо возвращается в исход­ное положение, следует поставить второй груз и т. д.

Грузы устанавливают на обод, отжимая борт покрышки от кольца мон­тажной лопаткой и ударяя по ним через деревянную прокладку.

Для сохранения шин необходимо не допускать попадания в них топливно-смазочных материалов, избегать резких тор­можений и движения юзом, не задевать боковинами покрышек за препятствия.

Не перегружать автомобиль, строго соблю­дать правила движения на пониженном давлении воздуха в шинах при наличии возможности его регулирования.

Своевре­менно проверять углы установки колес и шкворней; не допускать стоянку автомо­билей на спущенных шинах.

Накачивать шину после замены ка­меры или демонтажа колеса по другим причинам следует в предохранительной клетке, соблюдая меры предосторожно­сти, а на линии — положив колесо коль­цами вниз.

Механизм подъема и опускания запас­ного колеса автомобилей с колесной фор­мулой 6X4 требует регулирования, если для опускания колеса прилагаются боль­шие усилия или оно опускается самопроиз­вольно.

Регулирование производят гай­кой, зажимающей тарель­чатые пружины. При правильном регу­лировании колесо должно опускаться при приложении к нему дополнительного уси­лия 150...200 Н.

Периодически регулируют подшипники ступиц колес и меняют смазку в подшип­никах.

При правильной затяжке подшип­ников колесо вращается свободно, без заеданий и не имеет осевого хода и кача­ний.

При слишком слабой затяжке в под­шипниках во время движения происходят удары, разрушающие их. При слишком ту­гой затяжке происходит сильный нагрев подшипников, вследствие чего они также разрушаются.

При сервисе 1:

- затяните гайки колес;

- доведите до нормы давление в шинах;

- смажьте шкворни поворотных кулаков.

Гайки колес затягивайте с моментом 245-294 Нм (25-30 кгс.м) равномерно, через одну гайку, в два-три приема, начиная с верхней, проверяя при этом боковое биение шины по средней части боковины шины.

Для этого к боковой стороне шины приставь­те угольник или отвес и, вращая колесо, определите максимальное боковое биение шины, которое не должно быть более 5 мм.

При большом отклонении ослабьте гайки колес и снова затяните их в изложен­ном выше порядке, добиваясь при этом уменьшения биения шины.

Для накачки шин отверните колпачок 15 регу­лятора давления и наверните штуцер шланга.

Перед накачкой шин необходимо снизить давление в ресиверах до величины 608-637 кПа (6,2-6,5 кгс/м 2), в этом случае происходит включе­ние регулятора и компрессор начинает нагнетать сжатый воздух.

Во время подкачивания шин не находитесь в зоне подкачиваемого колеса: при случайном выскакивании из канавки замочное кольцо может травмировать.

Подкачивать шину без демонтажа возможно при снижении давления воздуха не более чем на 40% по сравнению с нормальным и при уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильно­сти монтажа.

При сервисе 2:

- проверьте шплинтовку гаек шаровых пальцев, рычагов поворотных кулаков;

- при необходимости переставьте колеса;

- отрегулируйте величину схождения передних колес;

- отрегулируйте подшипники ступиц передних колес (при вывешенных колесах).

Переставьте колеса при повышенном или не­равномерном износе протектора шин передних ко­лес, поменяв их местами с любыми другими коле­сами автомобиля, имеющими шины с хорошим состоянием протектора.

Схождение передних колес проверьте в следующем порядке:

- проверьте давление в шинах передних колес. При необходимости доведите его до нормы;

- установите передние колеса в положение, соот­ветствующее движению автомобиля по прямой;

- замерьте линейной 2182 расстояние между бортовыми закраинами ободов колес сзади на вы­соте центров колес;

- прокатите автомобиль вперед на половину оборота передних колес;

- замерьте расстояние между бортовыми за­краинами ободов колес спереди в тех же точках, что и ранее, на высоте центров колес.

Разница в резуль­татах измерений расстояний между бортовыми зак­раинами ободов колес до и после прокатывания автомобиля определяет величину схождения колес, которая должна, составлять 0,9-1,9 мм.

При несо­ответствии схождения колес данной величине отре­гулируйте его изменением длины поперечной руле­вой тяги.

Для этого ослабьте затяжку болтов соеди­нения обоих наконечников и, ввертывая тягу в наконечники при большом схождении и вывертывая при малом, обеспечьте указанную выше величину схождения передних колес.

После этого натяните гайки болтов крепления наконечников, обеспечив момент затяжки 49-61 Нм (5-6.2 кгс-м).

Проверьте подшипники ступиц передних колес (при вывешенных колесах) покачиванием вывешенных на подъемнике колес в направлении, пер­пендикулярном плоскости вращения колеса, а также вращением от руки.

При правильной затяжке под­шипников колесо вращается свободно, без заедания и не имеет осевого хода и качаний.

Если колесо вращается туго и это не является следствием задева­ния тормозных колодок за поверхность барабана или, если при покачивании колеса чувствуется за­зор, отрегулируйте затяжку подшипников ступиц.

При сервисе С:

- проверьте состояние подшипников ступиц (при снятых ступицах всех колес);

- смените смазку в подшипниках ступиц задних и передних колес.

Для проверки подшипников ступиц колес и замены смазки в них снимите ступицы задних и передних колес.

Снимите ступицы с большой осторожностью, чтобы не повредить уплотнительные сальники. По­вреждение сальника может привести к проникнове­нию смазки из ступиц в тормозной механизм.

Для снятия ступиц передних колес:

Ступица переднего колеса Камаз

- снимите крышку 9 ступицы (см. рис.);

- отверните контргайку 10 крепления под­шипников и снимите шайбы 7 и 8;

- отверните гайку 6 крепления подшипников; снимите ступицу съемником И801.38.000 (рис.), для этого наденьте лапы 1 на шпильки ступицы и закрепите гайками колеса.

Снятие ступицы колес с помощью съемника

Упирая наконечник 5 в поворотный кулак, вворачивайте винт 4 в траверсу 3 до полного снятия ступицы.

Ступица заднего колеса Камаз

При снятии ступиц задних колес предварительно снимите полуоси (см. рис.), для этого:

- отверните гайки 4 крепления полуоси к сту­пице;

- снимите пружинные шайбы 3;

- выньте разжимные втулки 2;

- вверните два болта М 12x1,25 в отверстия флан­ца полуоси до сдвига ее с места;

- снимите полуось и прокладки фланца полуоси.

Ступицу заднего колеса снимайте аналогично, как и переднего, при этом применяйте наконечник 5 (рис. 2) и упор 6.

При оценке состояния подшипников рабочие поверхности наружных колец и ролики не должны иметь видимых следов рисок, задиров, трещин, цве­тов побежалости. Ролики должны свободно вра­щаться в сепараторе.

Для смазывания подшипников ступиц колес уда­лите старую смазку и заполните необходимым коли­чеством смазки пространство между роликами и сепаратором равномерно по всей окружности.

Регулирование подшипников ступиц передних колес проводите в следующем порядке:

- снимите крышку ступицы и ослабьте гайку под­шипника, затем, поворачивая ступицу (колесо), про­верьте легкость вращения.

В случае тугого вращения, которое не является следствием трения тормозных коло­док о барабан, снимите ступицу и выясните, не вызвано ли это повреждением подшипников или сальника;

- поворачивая ступицу (колесо) в обоих на­правлениях для правильной установки роликов между кольцами подшипников, затяните гайку 6 (см. рис. 1) подшипника до тугого вращения ступицы (колеса);

- отверните гайку приблизительно на 1/6 оборота до совпадения штифта гайки с ближайшим отвер­стием в замковой шайбе, проверьте ступицу (колесо) на легкость вращения без ощутимого зазора;

- затяните контргайку крепления, подшипников с моментом 137-157 Нм (14-16 кгсм) и отогните для стопорения контргайки замковую шайбу контр­гайки на одну из ее граней;

- проверьте вращение ступицы (колеса), про­ворачивая в двух направлениях. Вращение ступицы (колеса) должно быть свободным и равномерным.

При проверке вращения ступицы колеса осевой ход не допускается.

Качество регулирования подшипников проверьте контрольным пробегом до 10 км. Если наблюдается сильный нагрев, повторите регулирование.

Регулирование подшипников ступиц колес про­межуточного и заднего мостов проводите аналогично указанному выше. Гайки шпилек крепления полу­осей затяните, обеспечив момент затяжки 118-137 Нм (12-14 кгс-м).