Техническое обслуживание колес заключается в периодической проверке крепления и соблюдении правил эксплуатации шин
В процессе эксплуатации необходимо проверять крепление колес к ступицам. Гайки следует подтягивать равномерно, через одну, в 2...3 приема.
При затяжке гаек следует проверять боковое отклонение колес по отвесу или угольнику.
Биение при вращении колеса не должно превышать 5 мм, при больших значениях следует ослабить гайки и при их затяжке уменьшить биение.
Периодически следует проверять давление воздуха в шинах.
Следует помнить, что движение с пониженным на 25 % давлением воздуха снижает срок службы шин на 35...40 %, превышение же давления на 10 % снижает его на 10...15 %.
Если в процессе движения происходит самопроизвольное отклонение автомобиля в какую-либо сторону, следует проверить давление в шинах, выявить и устранить причину утечки воздуха.
Отклонение автомобиля может быть вызвано также нарушением регулировки схождения колес.
Ускоренное изнашивание шин местного характера и появление вибраций свидетельствуют о нарушении балансировки колес.
Для проверки балансировки колесо в сборе со ступицей устанавливают на оси.
При наличии дисбаланса утяжеленное место располагается внизу. В верхней части следует сделать метку и поставить балансировочный груз.
Затем, отклоняя колесо в обе стороны на 90 °, проверить балансировку. Если колесо возвращается в исходное положение, следует поставить второй груз и т. д.
Грузы устанавливают на обод, отжимая борт покрышки от кольца монтажной лопаткой и ударяя по ним через деревянную прокладку.
Для сохранения шин необходимо не допускать попадания в них топливно-смазочных материалов, избегать резких торможений и движения юзом, не задевать боковинами покрышек за препятствия.
Не перегружать автомобиль, строго соблюдать правила движения на пониженном давлении воздуха в шинах при наличии возможности его регулирования.
Своевременно проверять углы установки колес и шкворней; не допускать стоянку автомобилей на спущенных шинах.
Накачивать шину после замены камеры или демонтажа колеса по другим причинам следует в предохранительной клетке, соблюдая меры предосторожности, а на линии — положив колесо кольцами вниз.
Механизм подъема и опускания запасного колеса автомобилей с колесной формулой 6X4 требует регулирования, если для опускания колеса прилагаются большие усилия или оно опускается самопроизвольно.
Регулирование производят гайкой, зажимающей тарельчатые пружины.
При правильном регулировании колесо должно опускаться при приложении к нему дополнительного усилия 150...200 Н.
Периодически регулируют подшипники ступиц колес и меняют смазку в подшипниках.
При правильной затяжке подшипников колесо вращается свободно, без заеданий и не имеет осевого хода и качаний.
При слишком слабой затяжке в подшипниках во время движения происходят удары, разрушающие их.
При слишком тугой затяжке происходит сильный нагрев подшипников, вследствие чего они также разрушаются.
При сервисе 1:
- - затяните гайки колес;
- - доведите до нормы давление в шинах;
- - смажьте шкворни поворотных кулаков.
Гайки колес затягивайте с моментом 245-294 Нм (25-30 кгс.м) равномерно, через одну гайку, в два-три приема, начиная с верхней, проверяя при этом боковое биение шины по средней части боковины шины.
Для этого к боковой стороне шины приставьте угольник или отвес и, вращая колесо, определите максимальное боковое биение шины, которое не должно быть более 5 мм.
При большом отклонении ослабьте гайки колес и снова затяните их в изложенном выше порядке, добиваясь при этом уменьшения биения шины.
Для накачки шин отверните колпачок 15 регулятора давления и наверните штуцер шланга.
Перед накачкой шин необходимо снизить давление в ресиверах до величины 608-637 кПа (6,2-6,5 кгс/м 2), в этом случае происходит включение регулятора и компрессор начинает нагнетать сжатый воздух.
Во время подкачивания шин не находитесь в зоне подкачиваемого колеса: при случайном выскакивании из канавки замочное кольцо может травмировать.
Подкачивать шину без демонтажа возможно при снижении давления воздуха не более чем на 40% по сравнению с нормальным и при уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильности монтажа.
При сервисе 2:
- - проверьте шплинтовку гаек шаровых пальцев, рычагов поворотных кулаков;
- - при необходимости переставьте колеса;
- - отрегулируйте величину схождения передних колес;
- - отрегулируйте подшипники ступиц передних колес (при вывешенных колесах).
Переставьте колеса при повышенном или неравномерном износе протектора шин передних колес, поменяв их местами с любыми другими колесами автомобиля, имеющими шины с хорошим состоянием протектора.
Схождение передних колес проверьте в следующем порядке:
- - проверьте давление в шинах передних колес. При необходимости доведите его до нормы;
- - установите передние колеса в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой;
- - замерьте линейной 2182 расстояние между бортовыми закраинами ободов колес сзади на высоте центров колес;
- - прокатите автомобиль вперед на половину оборота передних колес;
- - замерьте расстояние между бортовыми закраинами ободов колес спереди в тех же точках, что и ранее, на высоте центров колес.
Разница в результатах измерений расстояний между бортовыми закраинами ободов колес до и после прокатывания автомобиля определяет величину схождения колес, которая должна, составлять 0,9-1,9 мм.
При несоответствии схождения колес данной величине отрегулируйте его изменением длины поперечной рулевой тяги.
Для этого ослабьте затяжку болтов соединения обоих наконечников и, ввертывая тягу в наконечники при большом схождении и вывертывая при малом, обеспечьте указанную выше величину схождения передних колес.
После этого натяните гайки болтов крепления наконечников, обеспечив момент затяжки 49-61 Нм (5-6.2 кгс-м).
Проверьте подшипники ступиц передних колес (при вывешенных колесах) покачиванием вывешенных на подъемнике колес в направлении, перпендикулярном плоскости вращения колеса, а также вращением от руки.
При правильной затяжке подшипников колесо вращается свободно, без заедания и не имеет осевого хода и качаний.
Если колесо вращается туго и это не является следствием задевания тормозных колодок за поверхность барабана или, если при покачивании колеса чувствуется зазор, отрегулируйте затяжку подшипников ступиц.
При сервисе С:
- - проверьте состояние подшипников ступиц (при снятых ступицах всех колес);
- - смените смазку в подшипниках ступиц задних и передних колес.
Для проверки подшипников ступиц колес и замены смазки в них снимите ступицы задних и передних колес.
Снимите ступицы с большой осторожностью, чтобы не повредить уплотнительные сальники. Повреждение сальника может привести к проникновению смазки из ступиц в тормозной механизм.
Для снятия ступиц передних колес:
- - снимите крышку 9 ступицы (см. рис.);
- - отверните контргайку 10 крепления подшипников и снимите шайбы 7 и 8;
- - отверните гайку 6 крепления подшипников; снимите ступицу съемником И801.38.000 (рис.), для этого наденьте лапы 1 на шпильки ступицы и закрепите гайками колеса.
Упирая наконечник 5 в поворотный кулак, вворачивайте винт 4 в траверсу 3 до полного снятия ступицы.
При снятии ступиц задних колес предварительно снимите полуоси (см. рис.), для этого:
- - отверните гайки 4 крепления полуоси к ступице;
- - снимите пружинные шайбы 3;
- - выньте разжимные втулки 2;
- - вверните два болта М 12x1,25 в отверстия фланца полуоси до сдвига ее с места;
- - снимите полуось и прокладки фланца полуоси.
Ступицу заднего колеса снимайте аналогично, как и переднего, при этом применяйте наконечник 5 (рис. 2) и упор 6.
При оценке состояния подшипников рабочие поверхности наружных колец и ролики не должны иметь видимых следов рисок, задиров, трещин, цветов побежалости. Ролики должны свободно вращаться в сепараторе.
Для смазывания подшипников ступиц колес удалите старую смазку и заполните необходимым количеством смазки пространство между роликами и сепаратором равномерно по всей окружности.
Регулирование подшипников ступиц передних колес проводите в следующем порядке:
- - снимите крышку ступицы и ослабьте гайку подшипника, затем, поворачивая ступицу (колесо), проверьте легкость вращения.
В случае тугого вращения, которое не является следствием трения тормозных колодок о барабан, снимите ступицу и выясните, не вызвано ли это повреждением подшипников или сальника;
- - поворачивая ступицу (колесо) в обоих направлениях для правильной установки роликов между кольцами подшипников, затяните гайку 6 (см. рис. 1) подшипника до тугого вращения ступицы (колеса);
- - отверните гайку приблизительно на 1/6 оборота до совпадения штифта гайки с ближайшим отверстием в замковой шайбе, проверьте ступицу (колесо) на легкость вращения без ощутимого зазора;
- - затяните контргайку крепления, подшипников с моментом 137-157 Нм (14-16 кгсм) и отогните для стопорения контргайки замковую шайбу контргайки на одну из ее граней;
- - проверьте вращение ступицы (колеса), проворачивая в двух направлениях. Вращение ступицы (колеса) должно быть свободным и равномерным.
При проверке вращения ступицы колеса осевой ход не допускается.
Качество регулирования подшипников проверьте контрольным пробегом до 10 км. Если наблюдается сильный нагрев, повторите регулирование.
Регулирование подшипников ступиц колес промежуточного и заднего мостов проводите аналогично указанному выше. Гайки шпилек крепления полуосей затяните, обеспечив момент затяжки 118-137 Нм (12-14 кгс-м).