Перед сборкой все детали должны быть тщательно промы­ты и просушены

Детали руле­вого механизма нельзя проти­рать салфетками, оставляющи­ми нитки и ворсинки, которые при работе механизма могут засорять масляные каналы.

При сборке необходимо смазывать детали маслом, применяемым для гидроусилителя.

Все рези­новые уплотнительные детали должны быть заменены.

Детали рулевого механизма: 1 – поршень-рейка; 2 – поршневое кольцо; 3 – шариковая гайка; 4 – шарик; 5 – желоб; 6 – уплотнительные кольца; 7, 16 – болты; 8 – промежуточная крышка; 9 – болт перепускного клапана; 10 – угольник; 11 – пружина; 12 – регулировочная прокладка; 13 – направляющая пружины; 14 – шарик предохранительного клапана; 15 – клапан управления; 17 – упорный шариковый подшипник; 18 – винт рулевого механизма; 19 – уплотнительные кольца; 20 – установочный винт; 21 – втулка

При сборке рулевого меха­низма необходимо:

Надеть на винт 18 (рис. 1) уплот­нительные кольца 19, промежу­точную крышку 8 и шариковую гайку 3.

Установить шариковую гайку 3 в тиски и вставить винт 18 в шариковую гайку, совместив одно из отверстий в гайке, в которое входят желоба, с винтовой канав­кой винта 18 для шариков 4.

Вложить двадцать три шари­ка 4 через обращенное к бур­тику винта отверстие в гайке 3, поворачивая винт против часо­вой стрелки.

Установка шариков в винтовые канавки шариковой гайки и винта рулевого управления

Шарики можно укладывать вручную или с помощью специ­альной трубки (рис. 2).

Ос­тальные восемь шариков зало­жить в сложенные вместе жело­ба и предотвратить их выпаде­ние, замазав выходы консистен­тной смазкой ПВК или № 158.

При этом необходимо иметь в виду, что шарики на заводе-изготовителе рассортированы на 14 групп и все 23 шарика должны быть из одной группы.

Вложить желоба с шарика­ми в гайку 3, поворачивая в слу­чае необходимости винт 18 для того, чтобы желоб с шариками не выпал из гайки.

Проверка вращения шариковой гайки на винте рулевого управления

Необходимо проверить мо­мент вращения гайки на сред­ней части рулевого винта с по­мощью динамометра.

Для это­го следует закрепить конец ру­левого винта в тиски с губками из мягкого металла, намотать тонкий шпагат на шариковую гайку, прикрепить к концу шпа­гата динамометр и замерить момент вращения гайки (рис.3).

Момент вращения гайки 3 должен быть 0,3-0,8 Нм в средней части винта 18, что бу­дет соответствовать усилию на динамометре 9,3-25 Н.

На кон­цах винта 18 гайка 3 должна вращаться свободно, без усилия (посадка свободная).

При использовании бывше­го в эксплуатации комплекта допустим осевой зазор не бо­лее 0,2 мм.

При этом максимальный момент не должен превышать в средней части вин­та 0,8 Нм и должен уменьшать­ся к его концам.

В случае слишком тугого или свободного вращения шарико­вой гайки 3 на рулевом винте18 необходимо заменить шари­ки 4 шариками другой группы, соответствующего по диаметру размера.

Завод сортирует ша­рики по диаметру на четырнад­цать групп с разницей через 2 мкм:

Номер группы - Диаметр шариков, мм:

  1. 7,158-7,156
  2. 7,156-7,154
  3. 7,154-7,152
  4. 7,152-7,150
  5. 7,150-7,148
  6. 7,148-7,146
  7. 7,146-7,144
  8. 7,144-7,142
  9. 7,142-7,140
  10. 7,140-7,138
  11. 7,138-7,136
  12. 7,136-7134
  13. 7,134-7,132
  14. 7,132-7,130
Детали механизма рулевого управления: 1 – нижняя крышка; 2 – уплотнительное кольцо; 3 – картер рулевого механизма; 4 – поршень-рейка; 5 – уплотнительное разрезное кольцо; 6 – винт рулевого управления; 7 – шариковая гайка; 8 – желоб; 9 – шарик; 10 – уплотнительное (фторопластовое) и подпорное (резиновое) кольца; 11 – промежуточная крышка; 12 – упорный шариковый подшипник; 13 – предохранительный клапан; 14 – регулировочная гайка; 15 – верхняя крышка; 16, 33 – стопорные кольца; 17, 32 – наружные уплотнения; 18, 27, 31, 35 – уплотнительные манжеты; 19 – корпус клапана управления; 20 – золотник; 21 – пружина; 22 – реактивный плунжер; 23 – установочный винт; 24 – боковая крышка; 25 – упорная шайба; 26 – регулировочный винт; 28 – пробка сливного отверстия с магнитом; 29 – вал сошки; 30 – упорное кольцо; 34 – упорная шайба

Вставить поршень-рейку 4 (рис.4) в цилиндр кар­тера 3 и проверить зазор меж­ду стенкой цилиндра и порш­нем. Зазор должен быть 0,04÷011 мм.

Вынуть рейку-поршень из картера.

Вставить шариковую гайку 7, совместив резьбовое отверстие поршня с гнездами гайки.

Приспособление И 806.0З.300

Ввернуть уста­новочные винты 23 и скрепить ими рейку-поршень с шарико­вой гайкой с помощью приспо­собления мод. И 803.03.300 (рис. 5). Момент затяжки - 50÷60 Нм.

Приспособление модели 2493 для сжатия поршневых колец при установке рейки- поршня в цилиндр рулевого механизма

Раскернить каждый винт 23 (см. рис. 4) в двух местах против канавок в поршне-рей­ке 4.

В случае совпадения ка­навки в поршне-рейке со шли­цем установочного, винта после­дний должен быть заменен.

Выступание винта или выдавок над цилиндрической поверхностью поршня-рейки недопустимо.

Из­лишне выступающий металл надо зачистить, чтобы предотв­ратить задиры цилиндра карте­ра 3.

Надеть на поршень-рейку 2 кольца (резиновое поджимное и фторопластовое) с помощью при­способлений модель 2493 (рис. 6) или мод. И 803.00.005

Установка рейки-поршня в цилиндр картера механизма рулевого управления

Установить на поршень-рей­ку приспособление модели И 803.00.005 или модели 2493 (рис. 7) и, сжав кольца, вста­вить поршень-рейку в цилиндр картера до среднего положе­ния

Снять приспособление и вы­вернуть винт 6 (см. рис.4) из поршня-рейки на два оборота.

Клапан управления и верхняя крышка рулевого механизма: 1 – пружина; 2, 3 – манжеты; 4 – стопорное кольцо; 5 – верхняя крышка; 6 – уплотнительное кольцо; 7 – регулировочная гайка; 8 – пружинная шайба; 9, 13 – упорные шариковые подшипники; 10 – реактивные плунжеры; 11 – золотник; 12 – корпус клапана управления

Проследить за тем, чтобы внутренняя выточка на торце золотника 11 (рис. 8) была обращена назад в сторо­ну заднего упорного подшипни­ка 9, а фаски на реактивных плунжерах 10 - наружу.

Собрать предохранительный клапан 14

Штуцер подвода мас­ла и угольник отвода масла должны иметь исправную резьбу.

Золотник, обратный и предохра­нительный клапаны, а также ре­активные плунжеры должны пе­ремещаться в корпусе клапана управления 15 плавно без зае­даний и заклинивания.

Нельзя нарушать при сборке комплектность золотника, реак­тивных плунжеров и корпуса клапана управления, так  как они подобраны индивидуально.

Установить на винт 18 руле­вого управления передний упорный подшипник 17, вложить уплотнительные кольца 6 в пазы промежуточной крышки 8.

На­деть на винт рулевого управле­ния корпус клапана управления в сборе 15, установить задний упорный подшипник 9 (см. рис.8) и пружинную шайбу 8, рас­положив ее вогнутой стороной к подшипнику, а выступ шайбы должен войти в паз винта.

Ввернуть винт так, чтобы кор­пус 12 клапана управления со­вместился с промежуточной крышкой своей торцовой повер­хностью и центрирующей про­точкой; не полностью затянуть регулировочную гайку. 7. Эта операция обесценивает центри­рование корпуса клапана управ­ления относительно винта руле­вого управления;

После предварительного центрирования винт 6 (см. рис.4) рулевого управления не­обходимо вывернуть специаль­ным ключом мод. И 806.03.013 на один - два оборота, отведя при этом корпус клапана 19 от про­межуточной крышки 11.

Способ запрессовки манжеты верхней крышки рулевого механизма: 1 - винт рулевого механизма; 2 - манжета; 3 - крышка; 4 - предохранительная оправка; 5 - оправка для запрессовки манжеты

Затя­нуть регулировочную гайку 7, удерживая винт рулевого управ­ления от проворачивания, как показано на рис. 9.

Прове­рить динамометром момент вращения корпуса 19 (см. рис.4) клапана управления.

Крутящий момент, необходи­мый для взаимного проворачи­вания корпуса клапана управле­ния и винта рулевого управле­ния, должен быть в пределах 0,6÷0,85 Нм, что будет соответ­ствовать усилию 11÷15 Н.

Закончив регулировку затяж­ки подшипников, законтрить ре­гулировочную гайку 14 путем вдавливания ее кромки в паз винта рулевого управления с помощью оправки мод. И806.03.012.

Проворачивая винт, добить­ся прилегания промежуточной крышки и корпуса клапана к торцу картера рулевого меха­низма, обращая внимание на правильное положение двух ре­зиновых уплотнительных колец.

Ввернуть и затянуть болты корпуса и промежуточной крышки, подложив под головки пружинные шайбы. Момент затяжки болтов должен быть 35÷42 Нм.

Проверка затяжки упорных подшипников винта рулевого управления

Для запрессовки манжеты 2 (рис.10) в гнездо верхней крышки 3 установить ее на оп­равку 4 и, продвинув до крышки 3 вдоль винта 1, запрессовать в гнездо с помощью оправки 5 мод. И 806.03.004.

Вставить в гнездо наружную манжету 17 (см. рис.4) и закрепить этот узел стопорным кольцом 16, ус­тановив его в кольцевой паз крышки.

Размеры оправок для предохранения манжет при сборке рулевого механизма по­казаны на рис.11.

Вставить в кольцевой паз разъемной плоскости уплотнительное кольцо 6 (см. рис. 8) и установить крышку 5 на винт рулевого управления.

Закрепить крышку болтами, подложив под головки болтов пружинные шай­бы. Момент затяжки болтов - 21÷28 Нм.

Вложить в кольцевой паз нижней крышки 1 (см. рис.4) уплотнительное кольцо 2, ус­тановив крышку на торцовую разъемную плоскость цилиндра картера, ввернуть болты с пру­жинными шайбами, закрепить крышку и кронштейн болтами. Момент затяжки болтов - 35÷42 Нм.

Вставить в гнездо вала 29 сошки нижнюю упорную шайбу 25, регулировочный винт 26, вер­хнюю регулировочную шайбу и закрепить узел стопорным коль­цом, вставив его с помощью круглогубцев в кольцевой паз вала.

Осевое перемещение ре­гулировочного винта относи­тельно вала сошки (зазор меж­ду упорными шайбами) должен быть в пределах 0,02÷0,08 мм. Зазор регулируется подбором регулирующих шайб.

Соединить вал сошки с бо­ковой крышкой 24, ввернуть ре­гулировочный винт 26 в резьбо­вое отверстие крышки.

При этом вал сошки должен свобод­но поворачиваться от руки в от­верстии крышки, а регулировоч­ный винт должен быть неподви­жен.

Навернуть на винт контргай­ку, которая должна быть затянута после регулировки зубчато­го зацепления сектора и рейки-поршня.

Установить винт 6 рулевого управления в нейтральное по­ложение, вращая его ключом мод. И 806.03.013.

Для этого следует сначала винт рулевого управления повернуть до край­него переднего положения, а затем обратно повернуть на два с половиной оборота (полный ход винта - пять оборотов).

Запрессовать втулку вала со­шки в картер 3 (натяг 0,075-0,175 мм) в случае ее замены.

Установить вал 29 сошки в картер, направляя его шлицевой конец через втулку картера.

При этом зубья сектора вала долж­ны войти в зацепление с зубь­ями рейки 4 так, чтобы средний зуб сектора расположился во второй впадине от переднего конца поршня-рейки.

Оправки для сборки рулевого механизма: 1 - оправка для манжеты вала сошки; 2 - оправка для манжеты вала рулевого управления; 3 - оправка для уплотнительного кольца регулировочного винта

Установить в расточку карте­ра рулевого механизма упорное кольцо 30.

Надеть на шлицы вала сошки оправку 1 (рис.11) для предохранения ман­жеты от повреждения.

Смазать наружную поверхность новой манжеты маслом и установить ее в расточку картера.

Способ запрессовки манжеты вала сошки с помощью оправок при снятом рулевом механизме

Запрессовать манжету в кар­тер рулевого управления при помощи оправки 4 (рис.12) легкими ударами молотка, до упора буртика оправки в торец картера.

Надеть на вал наружное уп­лотнение 32 (рис.4) и сто­порное кольцо 33.

С помощью оправки 4 (см. рис.12) окончательно зап­рессовать легкими ударами молотка весь комплект деталей пока стопорное кольцо со щел­чком не войдет в канавку.

Про­верить, полностью ли вошло сто­порное кольцо в канавку карте­ра рулевого механизма.

Специальный рычажный ключ

Вставить уплотнительные кольца в паз крышки и закре­пить боковую крышку 24 (см. рис.4) болтами, положив под головки болтов пружинные шай­бы. Момент затяжки болтов - 35÷42 Нм.

Проверить угол по­ворота вала сошки с помощью специального рычажного ключа (рис.13), установленного на шлицевой конец вала. Полный угол поворота должен быть не менее 90°.

Отрегулировать зацепление сектора и поршня-рейки 4 (см. рис.4).

Для этого надо пе­реместить вал сошки 29 в осе­вом направлении регулировоч­ным винтом 26, предварительно отвернув контргайку винта.

При заворачивании регули­ровочного винта в корпус бо­ковой крышки 24 момент вра­щения винта 6 рулевого меха­низма увеличивается, а при вы­ворачивании - уменьшается.

Регулировочный винт надо завернуть так, чтобы зазор в зуб­чатом зацеплении был в преде­лах поворота винта рулевого управления на половину своего оборота в обе стороны.

Момент вращения винта ру­левого механизма при перехо­де через среднее положение должен быть не более 5 Нм.

Закончив регулировку зацеп­ления зубьев, надо закрепить регулировочный винт 26 контр­гайкой, момент затяжки - 40÷45 Нм.

Установить по меткам сошку на шлицевой конец вала сошки, пружинную шайбу и завернуть гайку крепления сошки.