Система питания дизеля воздухом включает воздушный фильтр и патрубки, соединяющие фильтр с турбокомпрессором

Наружный воздух поступает непосредственно в воздушный фильтр через патрубок забора воздуха

Воздушный фильтр

Воздушный фильтр сухого типа состоит из корпуса, двух фильтрующих элементов и крышки. Фильтр прикреплен хомутами к кронштейну, установленному в моторном отсеке на передней панели кабины.

Воздушный фильтр дизеля Д-245

Назначение малого (внутреннего) фильтрующего элемента обеспечение очистки воздуха в случае механического разрушения наружного фильтрующего элемента, поэтому его иногда называют "элемент безопасности".

Для нормальной работы системы питания дизеля воздухом необходимо следить за плотностью соединений, не допуская подсоса неочищенного воздуха в дизель.

Для облегчения контроля засоренности воздушного фильтра установлен датчик между фильтром и турбокомпрессором, а на панели приборов - сигнализатор.

По мере засорения фильтра растет разрежение во впускном трубопроводе и при достижении величины 4,5 КПа срабатывает сигнализатор. При срабатывании сигнализатора следует обслужить воздушный фильтр.

Допускается эксплуатация автомобиля без внутреннего элемента

Для технического обслуживания фильтра необходимо ослабить хомут соединительного патрубка. Ослабить болты хомутов, крепящих фильтр к кронштейну, сдвинуть их в стороны и снять фильтр с автомобиля или автобуса.

Отвернуть гайку крепления крышки, снять крышку, а затем отвернуть гайки крепления фильтрующих элементов и вынуть их из корпуса фильтра.

При наличии на картоне элементов пыли без копоти или сажи (элемент серый) рекомендуется продуть их сухим сжатым воздухом до полного удаления пыли.

Во избежание прорыва фильтрующего картона давление сжатого воздуха должно быть не более 0,2...0,3 МПа.Следует направлять струю воздуха под углом к поверхности, регулировать силу струи надо изменением расстояния между наконечником шланга и элементом.

При наличии на картоне пыли, копоти, масла, топлива, которые не удаляются обдувом, можно промыть элемент в растворе моющего вещества ОП-7 или ОП-10 в теплой воде(40...50°С).

Состав раствора: 20... 25 г вещества на 1 л воды.

Вместо раствора ОП-7 или ОП-10 можно использовать раствор той же концентрации стиральных порошков«Новость», «Лотос» и др.

Элемент следует промывать, погружая его на 30 мин в указанный раствор и интенсивно вращая. После промывки в растворе нужно прополоскать элемент в чистой воде и тщательно просушить.

Перед установкой очищенных или новых фильтрующих элементов необходимо проверить визуально его состояние, подсвечивая изнутри лампой.

При наличии механических повреждений картона, отслаивания крышек и кожухов и других дефектов элементы следует заменить.

При длительной работе автомобиля или автобуса в условиях повышенной запыленности и при резких изменениях условий окружающей среды сроки технического обслуживания рекомендуется определять, исходя из опыта работы в данных условиях.

При сборке воздушного фильтра нужно обратить внимание на состояние уплотнительных прокладок. Прокладки, имеющие надрывы, должны быть заменены. Качество уплотнения контролируют по наличию сплошного отпечатка на прокладке.

При мойке автомобиля не допускается попадание воды в воздушный фильтр во избежание гидравлического удара в цилиндрах при запуске двигателя и на приборы электрооборудования из-за возможности их повреждения.

 Если в процессе эксплуатации продолжительность работы между необходимыми техническими обслуживаньями элемента два раза подряд составит менее 50 ч работы дизеля, элемент нужно заменить. Ориентировочный срок службы элемента - 1000ч.

Турбокомпрессор

На дизеле установлен турбокомпрессор, использующий энергию выхлопных газов для наддува воздуха в цилиндры дизеля. Турбокомпрессор состоит из центробежного одноступенчатого компрессора и радиальной центростремительной турбины.

Турбокомпрессор дизеля Д-245

Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что выхлопные газы из цилиндров под давлением поступают через выхлопной коллектор в камеры газовой турбины.

Расширяясь, газы вращают колесо центробежного турбокомпрессора. Центробежный турбокомпрессор через воздухоочиститель всасывает воздух, сжимает его и подает под давлением в цилиндры дизеля.

Подшипник турбокомпрессора смазывается маслом, поступающим по трубопроводу от центробежного масляного фильтра. Из турбокомпрессора масло по маслоотводящей трубке сливается в картер дизеля.

Колесо турбины 7 отлито из жаропрочного никелевого сплава и приварено к валу ротора. Колесо компрессора 12 отлито из алюминиевого сплава и закреплено на валу ротора с помощью специальной гайки 13.

В турбокомпрессоре предусмотрены контактные газомасляные уплотнения с пружинными кольцами 11.

Со стороны турбины уплотнительные кольца установлены в канавке втулки 6, напрессованной на вал ротора

Со стороны компрессора уплотнительные кольца установлены в канавке втулки 14.

Для повышения эффективности масляного уплотнения со стороны компрессора зона уплотнительного кольца отделена от зоны активного выброса масла из подшипника маслоотражателем16, образующим дополнительный лабиринт.

Избыточное давление воздуха за компрессором на номинальном режиме работы дизеля должно быть в пределах 0,08-0,14 МПа.

В процессе эксплуатации турбокомпрессор специального технического обслуживания не требует.

Турбокомпрессор не разрешается разбирать и ремонтировать.

Состояние турбокомпрессора следует проверять по времени выбега ротора при остановке дизеля. Для этого после 3...5 мин работы на режиме минимальной частоты вращения холостого хода дизель выводят на режим максимальной частоты вращения, после чего выключить подачу топлива.

Вращение ротора турбокомпрессора после остановки дизеля должно прослушиваться не менее 5 с.

Ровный, постоянного уровня звук с постепенным затуханием свидетельствует о нормальном состоянии турбокомпрессора,

Одной из причин уменьшения мощности дизеля и повышенного дымления может быть снижение давления наддува из-за загрязнения проточной части компрессора, определить которое можно по тугому вращению ротора.

Если ротор вращается туго, то необходимо произвести частичную разборку турбокомпрессора и промывку компрессорной части.

Перед разборкой надо тщательно очистить наружные поверхности турбокомпрессора от грязи и пыли.

Во избежание повреждения лопаток при разборке и сборке турбокомпрессора нельзя ставить средний корпус в сборе с ротором на колесо турбины компрессора. Для этой цели необходимо применять специальную подставку.

Частичную разборку, промывку и сборку следует производить в следующем порядке:

- отвернуть болты, крепящие корпус 2 (см. рис.2) компрессора к среднему корпусу 5, и отсоединить корпус компрессора от среднего корпуса;

- корпус компрессора, поверхность колеса и среднего корпуса промыть чистым дизельным топливом

- подсоединить корпус компрессора к среднему корпусу, поставив между фланцами паронитовую прокладку. При установке корпуса компрессора следует обратить внимание на правильную ориентировку выходного патрубка компрессора относительно фланца корпуса турбины;

- залить в масляный канал среднего корпуса 10... 15 г чистого моторного масла и, нажимая пальцами на торцы ротора поочередно с обеих сторон, провернуть несколько раз ротор для проверки плавности вращения и отсутствия заедания.