Проверка электрических цепей

Для измерения электрических параметров применяют цифровой или аналоговый (стрелочный) тестер – вольтметр, омметр и другие приборы, объединенные в один корпус

У цифровых приборов малая инерционность, они малочувствительны к вибрациям и положению корпуса при измерениях, зато стрелочные нагляднее показывают динамику изменений измеряемых параметров.

Кроме того жидкокристаллический дисплей цифровых приборов чувствителен к освещению и перепадам температуры.

Схема системы управления автомобиля Газель с двигателем ЗМЗ-40524

Схема СУД двигателем ЗМЗ-405: А9 - топливный модуль; В1 - датчик указателя давления масла; В2 - датчик сигнальной лампы аварийного падения давления масла; В5 - датчик сигнальной лампы аварийного падения уровня тормозной жидкости; В7 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; В8 - датчик сигнальной лампы перегрева охлаждающей жидкости; В12 - датчик указателя уровня топлива; В13 - датчик указателя уровня топлива в правом баке (ГАЗ-33027); В17 - датчик положения педали акселератора; В46 - датчик скорости; В57 - датчик включения электромагнитной муфты вентилятора; В64, В70 - датчики температуры; В72 - датчик концентрации кислорода (для автомобилей с нейтрализатором отработавших газов); В74 - датчик синхронизации и частоты вращения коленчатого вала; В75 - датчик массового расхода воздуха; В76 - датчик положения дроссельной заслонки (электронный дроссельный узел двигателя ЗМЗ-40524); В91 - датчик фазы; В92 - датчик детонации; В97 - датчик неровной дороги; 07 - блок управления антиблокировочной системой тормозов (установлена на часть автомобилей); 021 - пульт управления отопительно-вентиляционной установкой; 023 - блок управления двигателем; 027 - регулятор освещенности приборов; Е1 - фара головного света левая; Е2 - фара головного света правая; Е9 - боковой указатель поворота левый; Е10 - боковой указатель поворота правый; Е16 - плафон освещения передних сидений кабины; Е17 - плафон освещения грузовой платформы (ГАЗ-3302, -33021, -33027); Е18, Е19 - плафоны освещения грузового отделения автофургонов; Е20 - плафоны освещения пассажирского салона (правые); Е27 - фонарь задний левый; Е28 - фонарь задний правый; Е30, Е54 - фонари освещения номерного знака; Е35 - фонарь подкапотный; Е59 - прикуриватель; Е60, Е61 - плафоны освещения пассажирского салона (левые); Е63 - плафон освещения подножки; Е65 - плафон освещения второго рада сидений (для автофургонов с двумя радами сидений); Е71 - плафон освещения вещевого ящика; F1-F4 - свечи зажигания; F41 - блок предохранителей дополнительный; Р42 - блок предохранителей верхний; Р43 - блок предохранителей нижний; 01 - генератор - аккумуляторная батарея; Н1, Н2 - сигналы звуковые; Н6 - зуммер сигнала водителю (ГАЗ-3302. -33021, -33027); Н62 - лампа габаритного огня левая; Н63 - лампа габаритного огня правая; Н70 - лампа противотуманная задняя левая; Н71 - лампа противотуманная задняя правая; Н72 - лампа света заднего хода левая; Н73 - лампа света заднего хода правая; Н74 - лампа стоп-сигнала левая; Н75 - лампа стоп-сигнала правая; Н76 - лампа габаритного заднего огня левая; Н77 - лампа заднего габаритного огня правая; Н78 - лампа заднего указателя поворота левая; Н79 - лампа заднего указателя поворота правая; Н98 - лампа ближнего света левая; Н99 - лампа ближнего света правая; Н100 - лампа дальнего света левая; Н101 - лампа дальнего света правая; Н102 - лампа переднего указателя поворота левая; Н103 - лампа переднего указателя поворота правая; К1 - реле стартера; К3 - реле управления стеклоочистителем; К7 - реле сигналов; К9, К46 - реле; К12 - прерыватель указателей поворота; К13 - прерыватель сигнальной лампы включения стояночного тормоза; К16 - выключатель аккумуляторной батареи дистанционный (для автобусов - реле включения электромагнитной муфты; К40 - реле включения фар; М1 - стартер; М2 - электродвигатель вентилятора отопителя; М4 - электродвигатель стеклоочистителя; М5 - электродвигатель насоса стеклоомывателя; М8 - электронасос дополнительного отопителя (для автобусов и автофургонов с двумя радами сидений); М10 - электробензонасос;М20 - электродвигатель дополнительного отопителя (для автобусов и автофургонов с двумя радами сидений); М38 - электропривод корректора света фар (правый); М39 - электропривод корректора света фар (левый); М43 - моторедуктор крана отопителя; Р2 - комбинация приборов; R12 - резистор электродвигателя отопителя; Р13 - резистор электродвигателя дополнительного отопителя (для автобусов и автофургонов с двумя радами сидений); S1 - выключатель системы пуска и приборов; S3 - выключатель плафонов второго рада сидений (для автофургонов с двумя радами сидений); S5 - выключатель аварийной сигнализации; S6 - переключатель электродвигателя и электронасоса отопителя; S9 - переключатель указателей поворота и света фар; S12 - переключатель стеклоочистителя; S13 - кнопочный выключатель дистанционного выключателя аккумуляторной батареи (для автобусов); S14 - переключатель датчиков уровня топлива (ГАЗ-33027); S29 - выключатель света заднего хода; S30 - выключатель стоп-сигнала; S31 - выключатель сигнальной лампы блокировки межосевого дифференциала (для автомобилей с колесной формулой 4x4); S36 - выключатель сигнала водителю (ГАЗ-3302, -33021, -33027); S39 - переключатель освещения; Б52 - выключатель сигнальной лампы включения стояночного тормоза; Б54 - выключатель проверки исправности сигнальных ламп; Б60 - выключатель плафона вещевого ящика; S62 - выключатель правых плафонов освещения пассажирского салона автобусов; S63 - выключатель левых плафонов освещения пассажирского салона автобусов; S73 - переключатель электродвигателя дополнительного отопителя (для автобусов и автофургонов с двумя рядами сидений); S116 - переключатель корректора света фар; Т1-Т4 - катушки зажигания; U1 – радиоприемник; Х38, Х51 - колодки гнездовые; Х53 - колодка штыревая; У19-У22 - электромагнитные форсунки; У23 - регулятор холостого хода; У46 - клапан продувки адсорбера (для автомобилей с системой улавливания паров топлива); У48 - муфта электромагнитная отключения вентилятора системы охлаждения двигателя; (I) - включение задних фонарей автофургонов и автобусов; (II) - вариант шасси; (III) - вариант с двумя топливными баками; I - номера выводов

Проверка обесточенных цепей

Перед работой калибруем омметр. На выбранном пределе измерений (для большинства цепей до 200 Ом) замыкаем наконечники щупов. На аналоговом приборе регулятором установки «0» выставляем стрелку на нулевое деление.

В бытовых цифровых приборах такого регулятора нет.

Поэтому перед измерением малых величин (до 1–2 Ом), закоротив щупы, определяем внутреннее сопротивление омметра и его проводов, составляющее 0,03–0,06 Ом.

Эту величину нужно вычесть из полученного значения сопротивления.

Для проверки цепи отсоединяем хотя бы один ее конец (иначе ток пойдет в обход, по другим участкам схемы, и показания будут неверны).

На один из щупов лучше надеть зажим типа «крокодил» и подсоединить его к «массе».

При проверке устройств с односторонней проводимостью (например, выпрямительный блок генератора) учитывайте полярность прибора.

Для проверки обмоток стартера, генератора, высоковольтных проводов и т.п. переключаем прибор на нижний предел измерений.

На практике точности обычных автотестеров не хватает для проверки участков цепи, где недопустимо даже малейшее увеличение сопротивления, например из-за плохого контакта.

Поэтому обращаем внимание на незначительные отклонения стрелки от нулевого деления, а после измерения еще раз проверяем калибровку приборов.

Замыкания обмотки на «корпус» и межвитковое проверяем мегомметром (диапазон «М»).

Для многих тестеров (стрелочных) при работе в этом диапазоне требуется дополнительный источник постоянного тока.

При его отсутствии, соблюдая осторожность, проверяем цепь лампой, питаемой напряжением 220 В.

Проверка цепей под напряжением

Цепи под напряжением проверяем вольтметром и амперметром. Вольтметр подключаем параллельно проверяемому устройству или участку цепи. Предел измерений 0–15 или 0–25 В постоянного тока.

Отрицательный провод (щуп) соединяем с «массой», положительный – с потребителями или источниками тока.

По падению напряжения можно определить неисправность питающей цепи (обрыв, окисление контактов и т.п.), а также короткое замыкание в потребителе.

Для проверки цепей под наряжением можно использовать контрольную лампу мощностью не более 3–4 Вт, рассчитанную на напряжение 12 В (например, лампу АМН12-3, используемую в комбинации приборов).

Амперметр должен иметь верхний предел измерений 10 А и более постоянного тока, а также защиту от перегрузки.

Амперметр соединяем последовательно с проверяемым устройством. «Плюс» прибора подсоединяем к источнику тока, а «минус» к потребителю.

Измеряем потребляемый ток и сравниваем его с номинальным, указанным в технической характеристике проверяемого устройства.

Поскольку фактическое напряжение в бортовой сети отличается от номинального (в справочных данных номинальный ток соответствует номинальному напряжению, т.е. 12 В), полученное значение может незначительно отличаться от указанного.

Если ток меньше требуемого, то неисправна электрическая цепь, а если больше – произошло замыкание в потребителе.